Воинский учет

Как и в какие сроки организациям нужно отчитываться в военкомате

Воинский учет является обязательным для всех работодателей без исключения (ст. 8 закона №61-ФЗ). При нарушениях в отчетности, при игнорировании подачи юридическое лицо привлекают к административной ответственности (предусматривается штраф 5 000-350 000 руб.). Разберемся кто и как обязан заниматься воинским учетом, какую и когда отчетность сдавать в военкомат.
Как и в какие сроки организациям нужно отчитываться в военкомате
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому необходимо заниматься воинским учетом

Обязанность по воинскому учету возникает, если в коллектив предприятия оформляется мужчина призывного возраста или военнообязанный гражданин.

Предприятия категории МСП (малые и средние, включенные в специальный реестр) не освобождены от этой процедуры. На практике рекомендуется встать на учет всем, чтобы впоследствии не тратить время на регистрационные действия.

Особенности:

  1. Индивидуальные предприниматели формально не обязаны вставать на учет в военкомат, даже при наличии наемных сотрудников.

  2. Военные комиссариаты на местах вправе требовать этого, т.к. в ИП могут трудоустроиться люди призывного возраста, в том числе уклоняющиеся от призыва.

  3. Не будет ошибки, если владелец компании по собственной инициативе обратится для учета военнообязанных, работающих у него.

С 2024 года планируется внедрение системы ЭДО с комиссариатами. Тогда уже все организации без исключения получат обязанность находиться на воинском учете. Это следует из п. 7 ст. 8 закона №53-ФЗ, п. 17 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, постановление Президиума ВАС №13798/08 от 28.04.2009 г.

Для тех, кто хочет получить практику и подтвердить документально навыки предлагаем пройти курс повышения квалификации «Воинский учет в организации: ведение, заполнение документов и работа в 1С».

Вы узнаете: 

  • какие новые требования предъявляются к ведению воинского учета;

  • про документы воинского учета и как вести учет в 1С:ЗУП;

  • за какие нарушения воинского учета введены новые штрафы.

Получите пошаговую инструкцию, образцы заполнения документов по правилам 2023 года и удостоверение ФИС ФРДО.

Только сейчас действует скидка на курс: 7 499 ₽ 14 999 ₽. Старт потока: 1 ноября.

Купить курс

Кто относится к призывникам и военнообязанным

Согласно ст. 22 закона №53-ФЗ и п. 14 Положения о воинском учете отчитываться требуется по всем лицам, относящимся к категории «призывник» и «военнообязанный». Статус определяется по документам — приписному свидетельству, военному билету, справке и пр.

Организация ведет учет по всем категориям сотрудников, включая:

  • совместителей;

  • заступающих на должность сезонно;

  • оформленных на неполную рабочую ставку;

  • работающих удаленно (дистанционно).

Исключение могут составлять компании, где трудоустроены только женщины, не имеющие военно-учетной специальности.

Вставать на учет в таких случаях все равно рекомендуется, чтобы, когда возникнет необходимость расширения штата, не тратить время на бюрократию.

Как начать воинский учет

«По умолчанию» за сдачу отчетности в военкомат отвечает руководитель организации. Он должен назначить ответственного сотрудника. При штате до 2000 человек достаточного одного человека, если же коллектив не превышает 500 человек, можно оформить совместительство, например, для бухгалтера. От 2000 до 4000 работников уже понадобится минимум двое, занимающиеся воинским учетом, затем на каждые 3000 выделяют еще одного.

При выделении 2 и более сотрудников рекомендуется создать отдельное подразделение (п. 9 и пп. 18–19 Методических рекомендаций). Никаких особых требований к кандидатам не предъявляют, но хотя бы 1 раз в 3 года их стоит отправлять на повышение квалификации. В первый раз в течение года после назначения на должность. Есть возможность передать воинский учет на аутсорсинг. Это напрямую не запрещено законом, хотя и нет нормативного документа определяющего правила.

Остается встать на учет. Сначала следует обратиться в администрацию населенного пункта, где организации присвоят регистрационный номер. По его получении нужно подать пакет документов в местный военный комиссариат. В него входят:

  1. Копии учредительных документов.

  2. Карточка предприятия, составленная по форме 18.

  3. Приказ об организации воинского учета.

  4. План работы по воинскому учету.

Регионы вправе самостоятельно устанавливать шаблон карточки формы 18, его лучше уточнить в военкомате. Если конкретные требования отсутствуют, достаточно использовать образец из письма Минкультуры №344-01-39-ВА от 21.01.2015 г. Перед началом оформления стоит уточнить, какие сроки сдачи отчетности в военкомат приняты в регионе.

Как вести воинский учет в компании

Процедура ведения воинского учета включает 4 ключевых этапа: сбор сведений, отчетность в военкомат, обеспечение явки сотрудников по повестке и ежегодную сверку.

Так, при оформлении каждого человека работодатель обязан проверять его отношение к воинской обязанности. На стр. 13 паспорта ставят штамп, также обычно на руках военный билет. Если кандидат не предоставил подтверждающие документы, компания вправе запросить сведения в комиссариате.

Подробнее:

  1. При отсутствии документов, подтверждающих постановку на воинский учет, организация обязана подать соответствующие сведения в военкомат.

  2. Отказывать в трудоустройстве на основании такого факта нельзя, это прямо следует из ТК и комментариев Роструда.

  3. На каждого сотрудника, подлежащего воинскому учету, необходимо заводить отдельную карточку по форме №10.

При снятии работника с воинского учета, например, по достижению предельного возраста или по состоянию здоровья, карточку оставляют в архиве, с соответствующей пометкой.

Отчетность в военкомат

Срок подачи сведений составляет 5 рабочих дней со дня приема на работу или увольнения. Такие правила приняли 05.08.2023 г. Ранее был актуален двухнедельный срок.

Если выявлен сотрудник, не состоящий на воинском учете, информация о нем должна быть передана в комиссариат не позже третьего рабочего дня с момента установления факта.

Есть еще правила:

  1. Работодатель обязан отвечать на запросы военкомата в течение 2 недель по получению.

  2. Также необходимо сообщать об изменениях в личных данных вроде изменений семейного положения или места жительства. Срок 5 рабочих дней.

  3. Нужно ежегодно, в конце декабря, сдавать в военкомат карточку учета организации формы 18 и план работы по воинскому учету.

Точные сроки лучше уточнить в местном комиссариате. Сделать это лучше заранее, т.к. ведомство вправе установить период сдачи отчетов на октябрь-ноябрь. Сразу можно уточнить и по шаблону, применяемому в регионе. При обновлении внутренней документации, смене ответственного за ведение воинского учета изменения стоит согласовать с комиссариатом.

Обеспечение явки в военкомат

Работодатель обязан информировать сотрудников о поступающих для него повестках. Военкоматы вправе направлять документ по адресу места жительства военнообязанного/призывника или на работу. В последнем случае повестка передается обязательно под подпись. При отказе от получения составляется соответствующий акт.

В день посещения военкомата компания обязана отпустить сотрудника в оплачиваемый выходной (ст. 6 закона №53-ФЗ).

Сверка данных воинского учета

Процесс сверки включает систематическое уточнение информации по работникам и передача корректировочных данных в военкомат. Минимальная периодичность1 год.

Дату проведения сверки определяет работодатель самостоятельно, как и формат: бумажно или в электронном виде через систему ЭДО (электронного документооборота).

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета

Согласно КоАП за ошибки при отчетности по военнообязанным/призывникам предусматривает штрафы. Их существенно увеличили с 1.10.2023 г.

Компаниям, включенным в категорию МСП назначают половину той суммы, что озвучена в нормативах. Остальные уплачивают полную сумму. Выписать штраф могут в течение 3 лет со дня совершения «проступка».

Примеры нарушений:

  1. Превысили срок предоставления перечня сотрудников — ст. 21.1.

  2. Не предоставили информацию в военкомат — ст. 21.4.

  3. Не уведомили работника о поступившей повестке — ст. 21.2.

В зависимости от сути нарушения к ответственности привлекают предприятие или должностное лицо. Выбор зависит от тяжести, является ли происшествие повторным и т.д. Суммы от 5 000 руб. до 350 000 руб.

Начать дискуссию

Экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта оценили в 1 трлн рублей

Процент внедрения технологий на базе ИИ у крупных и средних компаний из разных сфер экономики составил 20%.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Суд взыскал долг по оплате коммуналки с актрисы Елизаветы Боярской и актера Максима Матвеева

Дело о взыскании задолженности за услуги ЖКХ с Елизаветы Боярской рассмотрел мировой суд Москвы.

Прогноз ЦБ: годовая инфляция будет 7,7%

Ожидается, что жесткая денежно-кредитная политика Центробанка приведет к снижению инфляции до 4% в 2025 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как вести бухгалтерский учет на Яндекс.Маркете: памятка для бухгалтера

Счета, проводки и правила учета операций — главное, что нужно знать бухгалтеру для работы на Яндекс.Маркете.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Создается официальный реестр российских отелей

Росаккредитация провела встречу с представителями онлайн-сервисов бронирования гостиниц, в рамках которой рассказала о ходе создания реестра отелей России.

Российские миллиардеры начали возвращать активы в РФ

Попавшие под западные санкции российские миллиардеры стали постепенно переводить активы на родину.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: в Японии будут продавать препарат для роста зубов, магнитные бури вызывают технические сбои, а ChatGPT внедрят в iOS

Подготовили обзор главных событий дня — 13 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Налоговый учет

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Разбираем, что означает КПП в реквизитах компании, как расшифровывается и что значит каждая цифра кода. Также рассмотрим, кому присваивают КПП и в каких документах его указывают.

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка
Проверки

Генпрокуратура проверила обоснованность тарифов за отопление

По поручению Генерального прокурора России Игоря Краснова проведена проверка обоснованности формирования тарифов в сфере теплоснабжения.

СПБ Биржа возобновила торги после сбоя

С 15:50 инвесторы могут снова проводить операции с ценными бумагами на СПБ Бирже. Также участники торгов имеют право отозвать заявки, которые были поданы ранее.

Каким был индекс деловой среды в апреле

В апреле 2024 года РСПП провел очередной раунд опроса промышленников и предпринимателей и рассчитал индекс деловой среды в этом месяце.

Зарплата

44% работодателей не повышают зарплату после испытательного срока

После трех месяцев работы 56% сотрудников начинают зарабатывать больше. В среднем оклад поднимают не более чем на 10%.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Владельцы карт Ozon Банка смогут купить товары на маркетплейсе за 1 рубль

Ozon Банк запустил новую программу лояльности для физических лиц. Нужно собирать звезды, оплачивая покупки картой Ozon в других магазинах.

Некоторые примеры защиты корпоративной собственности через банкротные механизмы

Предпринимательская деятельность сопряжена с огромным количеством рисков, которые могут привести к потере активов бизнеса. В каких случаях необходима защита корпоративной собственности?

Банки

Банк «Точка» выплатил 8 млрд рублей клиентам Киви-банка

Из собственных средств банк «Точка» перевел 8 млрд рублей клиентам, которые пострадали от отзыва лицензии и Киви-банка.

Майские праздники и прочие отдыхи — так ли хорош общегосударственный отпуск

Замахнёмся на святое — на прелесть майских праздников. Собрали за и против длинных официальных выходных и отдельно прошлись по перерыву между ними. И сделали возможность высказаться в опросе.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

Приостановление регистрации юридического лица

Если у регистрирующего органа возникают подозрения относительно корректности информации, внесённой в ЕГРЮЛ, он может временно остановить регистрацию юрлица до тех пор, пока не будет подтверждена достоверность этих сведений.

Приостановление регистрации юридического лица

Интересные материалы

В платежки ЖКХ хотят включить страховку жилья

Средняя стоимость страхового продукта будет составлять около 50 рублей в месяц. Владельцы жилья смогут отказаться от страховки.