Самозанятые

Как заказчику эффективно работать с самозанятыми исполнителями: чек-лист для предпринимателей

Сегодня все больше предпринимателей и компаний предпочитают работать с самозанятыми исполнителями. Это подтверждает статистика: к концу 2023 года число самозанятых граждан преодолело 9 200 000 человек. У бизнеса есть потребность в синих воротничках по упрощенному налогообложению, ведь такой формат отношений имеет ряд преимуществ.
Как заказчику эффективно работать с самозанятыми исполнителями: чек-лист для предпринимателей
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

О том, как эффективно работать с самозанятыми исполнителями и избежать рисков, рассказывает Александр Короб, СЕО платформы для поиска подработки Tempi.

Почему работать с самозанятыми — полезно

С точки зрения экономии

  • Во-первых, нет необходимости содержать постоянный штат сотрудников.

    Это значительно сокращает издержки на выплату зарплат, аренду помещения, налоги и страховые взносы. 

  • Во-вторых, возможность найти исполнителя в пиковые нагрузки.

    Когда компаниям требуется дополнительная рабочая сила, они могут быстро найти и привлечь самозанятых исполнителей, что позволяет избежать необходимости расширения постоянного штата.

Это особенно подходит для сферы услуг, а именно хореки, логистики и ритейла. Например, перед праздниками цветочные магазины сильно нуждаются в курьерах и флористах, а как известно — таким профессиям очень подходит самозанятость.

  • В-третьих, приятный налог на профессиональный доход.

    Если при выплате зарплат для штатных сотрудников именно работодатель обязан платить 13%, то при НПД ответственность за взнос переходит на исполнителя. Напомним, для самозанятых граждан налог составляет от 4 до 6%. 

  • В-четвертых, высокая конкурентоспособность компании на бизнес-арене.

    Работа с самозанятыми исполнителями позволяет работодателю быть гибким и адаптивными, становясь привлекательным видом организации труда. 

  • В-пятых, отсутствие отчетности у компаний. В отличие от работы с постоянным штатом сотрудников при работе с самозанятыми исполнителями компания не обязана вести сложную отчетность о заработной плате, удержанных налогах и других финансовых обязательствах. Это позволяет сэкономить время и упростить процесс учета.

С точки зрения персонала

  • Более широкий географический охват.

Работа с самозанятыми исполнителями позволяет компаниям расширить свой географический охват. Они могут найти специалистов из разных регионов или даже других стран, что открывает новые возможности для сотрудничества и доступ к широкому спектру талантов.

Кстати, если вы желаете работать с иностранцами, именно самозанятость позволяет зарубежным исполнителям легально зарабатывать деньги.

  • Тест-драйв исполнителя (от самозанятого в штат).

Работа с самозанятыми дает возможность проверить их профессионализм, результативность и коммуникационные навыки, прежде чем решить принять их на постоянную работу в штат компании. Это позволяет избежать неподходящих сотрудников и сохранить гибкость в управлении персоналом. 

Кто не рискует — тот платит 

Вместе с преимуществами работа с самозанятыми исполнителями может включать и ряд рисков, которые заказчик должен учитывать:

1. Необходимопроверить статус самозанятого исполнителя перед началом сотрудничества. 

2. Исполнитель не должен быть в трудовых отношениях более двух лет с той компанией, с которой он решил сотрудничать как самозанятый.  В противном случае налоговая может назначить штраф, а в некоторых ситуациях подать иск в суд.

3. После оплаты работы обязательно нужен чек. Это гарантирует легальность сделки и защитит заказчика в случае возникновения претензий со стороны исполнителя или налоговых органов.

4. Не на все виды работ можно нанимать самозанятого исполнителя. Вот список запрещенных:

  • добыча и реализация полезных ископаемых;

  • перепродажа чужих товаров;

  • реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;

  • доставка товаров в интересах других лиц (за исключением курьерской доставки, когда нанимающая компания использует ККТ).

Как работать с самозанятыми. Простое руководство

Приводим чек-лист того, как работать с самозанятыми исполнителями. 

1. Определите свои потребности.

  • Задайте вопрос: «Что именно вы хотите получить от самозанятого исполнителя? Какова цель моего проекта и примерный результат?». Возможно, есть потребность облегчить себе жизнь в пиковые нагрузки или полностью перейти на временный персонал.

  • Разбейте проект на этапы и определите, какие задачи могут быть выполнены самозанятым. Такой подход применим и к обычной организации труда. В случае с самозанятыми это значительно сократит финансовые издержки и ускорит поиск исполнителя.

2. Подготовьте подробное описание задачи.

  • Дайте исполнителю максимально полное представление о проекте и требованиях к нему.

  • Укажите сроки выполнения заданий и предоставьте подробные инструкции по каждой задаче. Допустим, вам нужен дизайнер на создание лендинга или бармен на разовую смену в ресторан. Для дизайнера необходимо прописать четкое техническое задание, а для бармена — указать  примерное меню и техники, с которыми он должен уметь работать.

3. Выбирайте исполнителя.

  • Определите способ поиска исполнителя. Здесь два пути: обратиться к кадровому агентству или подобрать онлайн-сервис для взаимодействия с самозанятым. 

Первый путь: обращайте внимание на специализацию кадрового агентства (важно выбрать соответствующее вашему запросу), конфиденциальность (гарантирует ли агентство соглашение о конфиденциальности), мелкий шрифт (если вы решили в дальнейшем нанять самозанятого в штат, некоторые агентства могут выписать вам штраф).

Второй путь: при выборе сервиса учитывайте следующие критерии: готовят ли они закрывающие документы; как отбирают исполнителей (есть ли рейтинг кандидатов); отражают ли на сайте карту смен; как выставляют график; насколько качественно работает служба поддержки. 

  • Исследуйте рынок самозанятых исполнителей и ознакомьтесь с их опытом и отзывами предыдущих заказчиков. 

4. Разработайте прозрачную систему коммуникации.

  • Установите удобные и доступные средства связи с исполнителем (например, электронная почта, мессенджеры, звонки).

  • Установите четкие правила обмена информацией. Предупредите исполнителя, готовы ли вы отвечать на вопросы 24/7 или можете уделить время в определенный период.

5. Установите понятные критерии оценки работы.

  • Сформулируйте критерии оценки результата работы исполнителя заранее.

  • Установите возможность внести коррективы или предложения по улучшению работы в процессе выполнения проекта.

  • Давайте обратную связь и вовремя высказывайте свои пожелания и замечания.

6. Определите систему оплаты и гарантии.

  • Согласуйте с исполнителем варианты оплаты и условия.

  • Обязательно заключите договор о выполнении работ. Подойдет ГПХ или акт услуг. Без договора на вас обратит внимание налоговая.

  • Установите механизм регулирования возможных споров и недоразумений, чтобы избежать сложностей в будущем.

7. Оцените и документируйте результат.

  • Внимательно проверьте выполненную работу на соответствие заданным требованиям и целям проекта. Не забудьте про обратную связь и отзыв —   это повысит ваш авторитет, а исполнитель сможет получать больше заказов.

  • Подтвердите факт выполнения работ. Обязательно требуйте чек. Исполнитель формирует его сам в приложении «Мой налог». Обращайте внимание на любую мелочь: дату, точную сумму и название организации вплоть до ИНН.

Работа с самозанятыми — поистине тренд, который будет только усиливаться. Присмотритесь к этому виду занятости и не забывайте обо всех нюансах. 

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Законопроекты

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Инвестиции

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Интересные материалы

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо