Бухгалтерский учет

Бархатная революция в бухгалтерском учете

Реформы в бухгалтерском учете, о которых так много и давно говорят, продолжаются. Теперь у Минфина руки дошли до корректировок практически всех Положений по бухгалтерскому учету. Как учесть эти изменения при составлении годовой отчетности?

Реформы в бухгалтерском учете, о которых так много и давно говорят, продолжаются. Теперь у Минфина руки дошли до корректировок практически всех Положений по бухгалтерскому учету. Как учесть эти изменения при составлении годовой отчетности?

Минфин России Приказами от 18.09.2006 N 115н и 116н внес изменения в нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету. Если эти изменения сравнить с пожаром, то он имел огромную площадь "возгорания", но не очень большую интенсивность.

"Пламенем" поправок оказались охвачены десятки документов: практически все Положения по бухгалтерскому учету, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, некоторые формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

И все из-за нескольких неосторожно брошенных спичек. Что же произошло?

На самом деле не все так страшно.Во-первых, в бухучете решено отказаться от деления доходов (расходов) на операционные и внереализационные. Теперь они объединены в одну группу, которая называется "прочие доходы (расходы)". Такое решение представляется вполне логичным, поскольку и операционные, и внереализационные доходы (расходы) учитывались на одном и том же счете 91 "Прочие доходы и расходы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета). И в дальнейшем этот порядок не изменится: прочие доходы и расходы будут отражаться на счете 91.

В силу того что состав операционных и внереализационных доходов (расходов) обширен и разнообразен, эти термины употребляются в различных нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету. Поэтому подобное нововведение потребовало от Минфина тщательной и кропотливой редакторской работы по замене в этом словосочетании прилагательного "операционные (внереализационные)" на "прочие".

Так, например, до внесения указанных измененийп. 14 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" предписывал включать проценты по полученным кредитам и займам в состав операционных расходов, за исключением случаев предварительной оплаты материальных ценностей, работ, услуг за счет заемных средств. В новой редакции слово "операционных" заменено на слово "прочих".

Во-вторых, термин "чрезвычайные доходы и расходы" вообще исключен из лексикона бухгалтера. Теперь доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария и т.д.), организация должна учитывать на счете 91 в составе прочих доходов (расходов), а не на счете 99 "Прибыли и убытки", как раньше (п. 9 ПБУ 9/99, п. 13 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).

Изменения, внесенные в ПБУ, сводятся к укрупнению группировок доходов и расходов и отказу от такого их вида, как "чрезвычайные доходы (расходы)".

В связи с вышеизложенным возникает следующий вопрос. Когда организация должна начать применять новые правила учета чрезвычайных расходов?

Указанные поправки вступают в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г. (п. 2 Приказа N 115н). Получается, что понесенные в течение 2006 г. чрезвычайные расходы организация должна учесть по дебету счета 91/2 уже при подведении итогов за 2006 г. В том случае, если чрезвычайные обстоятельства произошли в 2006 г. и указанные расходы были отражены организацией по дебету счета 99, она должна "перекинуть" их на счет 91. Но, на наш взгляд, этого можно не делать, а лишь учесть изменения при составлении годовой отчетности.Что нужно предпринять для того, чтобы порядок ведения бухгалтерского учета в организации соответствовал изменившимся требованиям?

Пожалуй, только одно - подкорректировать рабочий план счетов. Если организация учитывала операционные и внереализационные доходы и расходы на разных субсчетах счета 91, то в дальнейшем эти субсчета можно будет закрыть (при условии, что самой организации не требуется такая детализация прочих доходов и расходов).

Поправки в рабочий план счетов оформляются в виде изменений в учетную политику организации. Внести изменения нужно будет при формировании учетной политики на 2007 год. Делать это в 2006 г. нет никакой необходимости. Достаточно сложить суммы доходов и расходов, учтенные на субсчетах счета 91 и на счете 99 и отразить в отчетности уже как прочие доходы и расходы.

Вносить изменения в учетную политику 2006 г. не обязательно. Учтенные "по-старому" доходы и расходы можно просто сложить и показать в годовой отчетности уже исходя из их новой группировки.


ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Новая классификация доходов и расходов потребовала корректировки и форм бухгалтерской отчетности. До внесения изменений в Отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показывались с подразделением на обычные, чрезвычайные, прочие операционные и внереализационные (пункты 22 и 23 ПБУ 4/99 в старой редакции).

В отредактированной форме N 2 уже нет показателей "чрезвычайные доходы" и "чрезвычайные расходы", а показатели "прочие операционные доходы" и "прочие операционные расходы" именуются теперь как "прочие доходы" и "прочие расходы".

Образцы форм Отчета о прибылях и убытках и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), утвержденные Приказом N 67н, также претерпели изменения (соответствующие поправки в этот документ внесены Приказом N 115н).

Обратите внимание! До внесения изменений форма N 2 не предусматривала строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов. При возникновении таких доходов (расходов) организация должна была самостоятельно добавить соответствующие строки в Отчет о прибылях и убытках (см. письмо Минфина России от 29.09.2003 N 16-00-17/31).

В соответствии с п. 4 ПБУ 9/99 и п. 4 ПБУ 10/99 чрезвычайные доходы (расходы) квалифицируются как прочие доходы (расходы). На этом основании представители финансового ведомства в частных разъяснениях предлагали показывать их в форме N 2 сразу после показателя "внереализационные расходы" и учитывать их величину при расчете прибыли (убытка) до налогообложения.

Подобный порядок отражения чрезвычайных доходов (расходов) в Отчете о прибылях и убытках, на наш взгляд, противоречил порядку их учета на счете 99 "Прибыли и убытки". Поправки, внесенные Приказом N 115н в типовую форму N 2, устранили это противоречие.

Однако достичь единообразия в составе показателей формы N 2, предусмотренного п. 23 ПБУ 4/99 и рекомендованного Приказом N 67н, так и не удалось. На наш взгляд, при сдаче отчетности за 2006 г. организации целесообразнее воспользоваться формой Отчета о прибылях и убытках, рекомендованной Приказом N 67н, поскольку она более полно отражает произошедшие изменения.

Рассмотрим на примере, как должен выглядеть Отчет о прибылях и убытках за 2006 г. в "старом" и "новом" вариантах.

ПРИМЕР

Производственная организация закончила 2006 г. со следующими результатами:

выручка от реализации готовой продукции - 5400 тыс. руб.;
себестоимость готовой продукции - 4500 тыс. руб.;
управленческие расходы - 300 тыс. руб.;
проценты, начисленные и уплаченные по кредиту, - 60 тыс. руб.;
доходы от реализации основных средств - 30 тыс. руб.;
стоимость безвозмездно полученного имущества - 80 тыс. руб.;
штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров - 15 тыс. руб.;
начисленный налог на имущество - 75 тыс. руб.;
стоимость уничтоженных при пожаре материалов - 200 тыс. руб.;
расходы на ликвидацию последствий пожара - 50 тыс. руб.;
сумма постоянного налогового обязательства - 18 тыс. руб.
По условиям нашего примера:
прочие операционные доходы - 30 тыс. руб.;
прочие операционные расходы - 75 тыс. руб.;
внереализационные доходы - 80 тыс. руб.;
внереализационные расходы - 15 тыс. руб.;
чрезвычайные расходы - 250 тыс. руб.

Текущий налог на прибыль за 2006 г. равен 84 400 руб. (310 000 х х 24% + 15 000 - 5000).
Сумма чистой прибыли за 2006 г. составит 235 600 руб. (310 000 + + 15 000 - 5000 - 84 400).

В форме Отчета о прибылях и убытках, рекомендованной Минфином, ни раньше, ни сейчас не предусмотрены строки для отражения чрезвычайных доходов и расходов. Однако указать их в форме N 2 нужно. Таково требование ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

Для этого организация должна добавить в типовую форму Отчета дополнительные строки после строки "Внереализационные расходы". Например, можно добавить строку "Чрезвычайные доходы" и строку "Чрезвычайные расходы".


Фрагмент "старой" формы N 2 за 2006 г. будет выглядеть так:

тыс. руб.

Наименование показателя
За отчетный
период 
За аналогичный период
предыдущего года 
Доходы от обычных видов деятельности 
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 
5 400
3 200
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг  (4 500)  (2 700) 
Валовая прибыль  900  500 
Управленческие расходы  (300)  (65) 
Прибыль (убыток) от продаж  600  435 
Прочие доходы и расходы 
Проценты к уплате  (60) 
Прочие операционные доходы  30  215 
Прочие операционные расходы  (75)  (50) 
Внереализационные доходы  80  10 
Внереализационные расходы  (15) 
Чрезвычайные расходы  (250) 
Прибыль (убыток) до налогообложения  310  610 
Отложенные налоговые активы  15  12 
Отложенные налоговые обязательства  (5)  (8) 
Текущий налог на прибыль  (84)  (168) 
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода  236  446 
СПРАВОЧНО
Постоянные налоговые обязательства 

18 


Для того чтобы отразить прочие доходы в "новой" форме N 2, необходимо сложить следующие доходы:

  1. от реализации основных средств;
  2. в виде безвозмездно полученного имущества.

В нашем примере прочие доходы равны 110 000 руб. (30 000 + + 80 000). Соответственно величина прочих расходов складывается из следующих сумм:

  1. штрафа за нарушение условий хозяйственных договоров - 15 тыс. руб.;
  2. начисленного налога на имущество - 75 тыс. руб.;
  3. "бывших" чрезвычайных расходов - 250 тыс. руб.

Здесь есть еще одно обстоятельство, которое нужно учесть. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за предшествующий отчетный период (п. 33 ПБУ 4/99). На наш взгляд, это правило распространяется и на форму N 2.

Для того чтобы заполнить строки формы N 2 "прочие доходы" и "прочие расходы" за аналогичный период предыдущего года, организация должна объединить операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы (расходы) 2005 г. по правилам, применяемым в 2006 г.

Фрагмент "новой" формы N 2 за тот же период будет таким.

Наименование показателя
За отчетный
период 
За аналогичный период
предыдущего года 
Доходы от обычных видов деятельности 
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 
5 400
3 200
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг  (4 500)  (2 700) 
Валовая прибыль  900  500 
Управленческие расходы  (300)  (65) 
Прибыль (убыток) от продаж  600  435 
Прочие доходы и расходы 
Проценты к уплате  (60) 
Прочие доходы  110  225 
Прочие расходы  (340)  (50) 
Прибыль (убыток) до налогообложения  310  610 
Отложенные налоговые активы  15  12 
Отложенные налоговые обязательства  (5)  (8) 
Текущий налог на прибыль  (84)  (168) 
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода  236  446 
СПРАВОЧНО
Постоянные налоговые обязательства 

18 

Начать дискуссию

Банки

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Большой потенциал рынка партнерского финансирования в исламском банкинге видит Минфин России.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

74 процента малого и среднего бизнеса — семейные предприятия. Но проблемы есть

Семейное предпринимательство вносит значимый вклад в развитие экономики субъектов РФ и страны в целом.

Конституционный Суд: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Лимит дохода самозанятого составляет 2,4 млн рублей в год. Что делать, если годовой доход оказался больше этой суммы.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

С 2025 года начнет действовать соглашение об избежании двойного налогообложения с Малайзией

Ратификация соглашения запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

До 20 мая нужно уведомить ФНС о контролируемых сделках

Если компании и физлица в 2023 году заключали сделки с взаимозависимыми лицами и с резидентами офшоров, об этом нужно сообщить налоговой.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Праздник дня. День рождения Интернета

В 2024 году Интернет празднует 33 годовщину.

Праздник дня. День рождения Интернета
Кадры

Путин: европейские специалисты приезжают работать в Россию

Президент рассказал, что иностранные сотрудники зарабатывают в РФ больше, чем в Северной Америке и в Европе.

Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

В несезон сложно находить клиентов, а денег не хватает на оплату счетов. Не всем хватает запасов, чтобы пережить затишье — бизнес приходится закрывать. Мы знаем, как смягчить падение продаж и доработать до начала нового сезона.

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

Суперцена на коллекцию курсов «От бухгалтера к финдиру»! Три онлайн-курса за 7 490 рублей!

В коллекции курсов есть все, чтобы вырасти до финансового директора. Вас ждет много полезного материала, детальный разбор рабочих задач и много практики под руководством преподавателей «Клерка». Сейчас вы можете купить коллекцию из трех курсов дешевле, чем купили бы любые два по отдельности!

ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Интересные материалы

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.