Менеджмент

Управление на аутсорсинге

Корпоративное управление – относительно новая область консалтинга. Услуги в этой области в России начали активно предлагать лишь 4-5 лет назад. Именно тогда заговорили о независимых директорах, информационной прозрачности бизнеса, обеспечении прав инвесторов. Об этом направлении консалтинга корреспонденту ИА «Клерк. Ру» Александру Саполнову рассказал Роман Козлов, генеральный директор компании «Технологии корпоративного управления».
Управление на аутсорсинге
Роман Козлов, генеральный директор компании «Технологии корпоративного управления».

Корпоративное управление – относительно новая область консалтинга. Услуги в этой области в России начали активно предлагать лишь 4-5 лет назад. Именно тогда заговорили о независимых директорах, информационной прозрачности бизнеса, обеспечении прав инвесторов. Об этом направлении консалтинга корреспонденту ИА «Клерк. Ру» Александру Саполнову рассказал Роман Козлов, генеральный директор компании «Технологии корпоративного управления».

Роман Анатольевич, что стало предпосылкой для развития консалтинга в сфере корпоративного управления (КУ)? В чем специфика этих услуг?

Стимулом развития данного направления консалтинга стала инициатива ФКЦБ по подготовке и распространению в практике российских компаний Кодекса корпоративного поведения. Этот документ был подготовлен и утвержден в 2001 году и содержал основные принципы деятельности органов управления и контроля, норм раскрытия информации, функционирования системы внутреннего контроля и механизмы защиты прав акционеров. Кроме того, документ вводил множество новых для большинства российских компаний понятий, таких как «корпоративный секретарь», «инсайдерская информация», «комитеты при совете директоров» и многие другие. И спрос на услуги по КУ определялся отсутствием знаний и опыта компаний в этой сфере. Тогда был своего рода бум написания кодексов и иных стандартов КУ и проведения различных обучающих семинаров по проведению общих собраний акционеров, советов директоров и др. При этом многие из документов, написанных тогда в целях регулирования корпоративных отношений, представляли собой просто сборники общих слов и банальностей, пустых, списанных из учебника или стандартов других компаний деклараций.

Например,  в ходе работы над кодексом КУ РЖД мы проанализировали несколько аналогичных документов ряда российских компаний. Оказалось, что многие просто-напросто списаны с пособия по КУ или составлены из цитат закона об АО и Кодекса корпоративного поведения ФКЦБ.

Думаю, самое время переходить на новый уровень рассмотрения проблемы КУ (от формы к содержанию). Компании и сами научились это неплохо делать. Процедурные вопросы КУ (как правильно собрать ОСА, провести заседание совета директоров, раскрыть информацию) уходят на второй план. Сейчас все больше компаний задумываются о реальном содержании КУ, его влиянии на эффективность деятельности и, в конечном счете, на стоимость компании.

Насыщен ли рынок этих услуг? Что вы можете сказать об уровне кадров?

Рынок консультирования по вопросам КУ очень активно развивается – консультанты по-прежнему предлагают достаточно широкий перечень услуг. Вместе с тем необходимо отметить и рост профессионализма специалистов, работающих in-house. Соответственно, растут и требования к предлагаемым услугам – многие компании и сами успешно справляются с текущими вопросами КУ и раскрытия информации. Консалтинг в области КУ выходит на стратегический уровень и предполагает решение более глобальных вопросов, нежели просто выполнение требований законодательства и следование рекомендациям Кодекса корпоративного поведения.

И здесь, на наш взгляд, и существует нехватка высококвалифицированных специалистов, способных предложить полный комплекс услуг по выстраиванию инвестиционно-привлекательного бизнеса, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон. А это услуги по трем основным направлениям: прежде всего разработке корпоративной и функциональных стратегий, построение всех бизнес-процессов компании с ориентацией на максимизацию стоимости для акционеров; затем формированию прозрачной и понятной системы владения и управления (вопросы реорганизации и оргпроектирования); и, наконец, гарантии прав акционеров и надлежащих коммуникаций компании с инвесторами (формирование стандартов КУ и построение системы Investor Relations).

Именно такие услуги требуются средним и крупным компаниям, планирующим привлечение стратегического инвестора или IPO.

Какие услуги консультантов по корпоративному управлению пользуется наибольшим спросом?

Среди специфических услуг можно назвать подготовку годовых отчетов. Большим спросом также пользуется корпоративный аудит – анализ действующей системы корпоративного управления. Это могут быть требования законодательства, когда компании угрожают корпоративные конфликты или она готовится к продаже. Хотя бывают и другие причины – например, для ОАО «РЖД» мы проводили корпоративный аудит 65 дочерних и зависимых обществ на предмет соблюдения прав и законных интересов ОАО «РЖД» как акционера (участника) указанных обществ. Другим критерием может быть соответствие системы КУ общей стратегии развития компании. Или насколько практика КУ обеспечивает права и интересы акционеров, устраивает потенциальных инвесторов.  Подобный проект на днях мы завершили для одного машиностроительного холдинга: перед привлечением стратегического инвестора компания заказала комплексный анализ системы корпоративного управления в группе компаний на предмет выявления рисков для внешних инвесторов.

Какие новые темы и продукты предлагают сегодня на рынке консультанты по корпоративному управлению?

В последнее время особой популярностью стали пользоваться социальные отчеты в соответствие с международными стандартами GRI и AA1000, или отчеты об устойчивом развитии, которые раскрывают информацию о стратегии развития компании, ее роли в социально-экономической жизни страны или региона, воздействии на экономику, экологию и общество. Так, например, перед электроэнергетическими компаниями, входящими в РАО «ЕЭС России» сейчас поставлена задача организовать процесс социальной отчетности и подготовить к выпуску социальные отчеты.

В соответствии с решением руководства головной компании энергохолдинга в ближайшее время все ОГК и ТГК, планирующие IPO, должны обеспечить подготовку отчета о корпоративной устойчивости и иных информационных материалов о социальной ответственности компании. Большинство из этих компаний прибегают к услугам консультанта, так как у них просто нет специалистов, обладающих знанием международных стандартов и опытом в области соцотчетности.

Достаточно большое поле для деятельности консультантов – банковская сфера, где так же, как и в реальном секторе, сейчас очень активно идут процессы слияний и поглощений, многие банки всерьез задумываются об IPO и в связи с этим тоже «подтягивают» свое корпоративное управление.

Какие основные проблемы этого рынка вы можете назвать?

Менеджмент, а очень часто и собственники, чаще воспринимают КУ как обузу, не приносящую никакой пользы компании. Подготовленные консультантом кодексы и положения не применяются на практике – в лучшем случае, вы увидите их на корпоративных веб-сайтах.  Хотелось бы отметить, компания с хорошим корпоративным управлением – это не всегда та организация, которая имеет все необходимые регламенты и стоит на первых строчках в рейтингах КУ. Компания, которая действительно может считаться образцом с точки зрения КУ, это компания, ориентированная на интересы инвестора.

Начать дискуссию

Половина инвесторов решила продать заблокированные акции

Клиенты брокеров с небольшими инвестиционными портфелями подают заявки на участие в обмене замороженными активами. Более состоятельные инвесторы не укладываются в лимит Инвестиционной палаты и пытаются получить контроль через западных регуляторов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

📄 В личном кабинет ИП новая функция. Это очередной шаг перевода всего документооборота в электронный формат, объясняет налоговый юрист

На главной странице личного кабинета ИП в разделе «Жизненные ситуации» во вкладке «Электронные доверенности» появилась новая вкладка «Между организациями».

Мемы от великих художников. Предпраздничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Предпраздничный пост для поднятия настроения
7
Лучшие спикеры, новый каждый день

Сокращаем расходы. Как увеличить прибыль без ущерба для клиента?

Для того чтобы сократить расходы и увеличить прибыль компании, необходимо провести тщательный анализ всех расходов.

Перед тем как выдать кредит, банки будут его согласовывать с родственниками клиентов

Чтобы дополнительно защитить средства на счетах клиентов, Госдума собирается принять закон с новым механизмом верификации финансовых операций. Если доверенное лицо в течение 12 часов не подтвердит транзакцию, банк отклонит ее.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

🧠Предпраздничный мозгонапрягатель х3

Сегодня будут три простые задачки с вариантами ответов. Викторина.

🧠Предпраздничный мозгонапрягатель х3

🙉 Налоговики требуют переделать декларацию по УСН с возвратом аванса, чтобы доход нарастающим итогом не уменьшался

Предоплата от покупателя при УСН – это доход, возврат предоплаты – это сторно дохода. Возврат отражают в том периоде, когда он фактическим был. Но ИФНС такое не устраивает – инспекторы требуют, чтобы доходы нарастающим итогом не уменьшались.

Через суд с физлиц взыщут не только долг по налогам, но и пени

Если человек, который не ИП или был ИП, но закрыл бизнес, имеет налоговые долги, ФНС взыщет их за счет имущества. В том числе пени.

🙅 Минфин отказался отменять фикс. взносы для ИП-пенсионеров. Вообще, на них можно уменьшать налог или стать самозанятым, подсказывает эксперт

По мнению Минфина, если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных страховых взносов, начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

1

Обзор изменений в закон о несостоятельности (банкротстве)

Даю свое экспертное мнение об изменениях в закон о банкротстве, как они повлияют на дальнейшую правоприменительную практику.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Россияне взяли кредиты на рекордные 36 трлн рублей

Кредитный портфель населения вырос сразу на 634 млрд рублей. В основном, клиенты банка обращаются за необеспеченными ссудами, выдачу которых пытается ограничивать Центробанк.

При корректировке таможенной стоимости импортеры должны доплатить НДС и пени

При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сроком уплаты таможенных платежей, в том числе НДС, является срок выпуска товаров. Но иногда приходится платить позже.

Таблицы бухгалтерских проводок для начинающих

В статье рассказываем, что такое бухгалтерские проводки, показываем на примерах, как они составляются, и приводим таблицы самых распространенных проводок.

Таблицы бухгалтерских проводок для начинающих

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот
3
Общество

К 2030 году на одного человека должно быть не менее 33 кв. метров жилья

Президент установил целевые показатели и задачи для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

ФСБУ

В связи с новым ФСБУ 4/2023 отменяют старую нормативку по бухотчетности

С отчетности за 2025 год надо будет применять новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Теперь стала ясна судьба трех нормативных актов, которые сейчас регулируют этот вопрос.

Интересные материалы

🏃🏃 Не забудьте сегодня уйти с работы пораньше

8 мая 2024 года — предпраздничный рабочий день. Это значит, что он сокращается на 1 час.