Для продвижения своей продукции на рынке оптовые фирмы довольно часто пользуются услугами мерчендайзинга, оказываемыми крупными розничными магазинами. Но только недавно Минфин России признал право налогоплательщика относить такие расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Как учесть подобные затраты? Об этом и поговорим.
Прежняя точка зрения чиновников
Итак, распространенные на сегодняшний день услуги мерчендайзинга заключаются в осуществлении различных мероприятий, направленных на повышение привлекательности, доступности товаров для конечного потребителя. К ним, например, относятся приоритетная выкладка продукции на торговых площадях, на видном, удобном месте, размещение полной ассортиментной линейки товара, поддержание необходимого запаса продукта в зале и т. д. Как правило, заказчиком таких услуг выступает производитель или поставщик продукции, а исполнителем – розничная торговая фирма, через которую происходит реализация товара.
Цель мерчендайзинга – стимулирование потребителей купить определенный товар, то есть указанные действия направлены на увеличение объема продаж. Однако несмотря на это, ранее Минфин России не признавал расходы поставщика на такие услуги обоснованными (письмо от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247).
Свое мнение специалисты главного финансового ведомства аргументировали следующим образом. Неоправданны данные затраты потому, что выкладка продукции производится уже после того, как право собственности на нее перешло к розничному магазину. А значит, и расходы эти должен нести вовсе не поставщик, а розничный продавец.
Минфин изменил позицию
Теперь же чиновники изменили свое мнение относительно рассматриваемых затрат (см. письмо Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/286*).
В новом документе финансисты согласились, что такие спец-услуги крупных торгово-розничных сетей все же способствуют продвижению товара, привлечению внимания к нему и, как следствие, приводят к увеличению продаж. Как же чиновники предлагают списывать такие расходы?
Это можно сделать на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. То есть как рекламные расходы, которые являются нормируемыми. Норматив для них составляет 1 процент от выручки без учета налога на добавленную стоимость.
Как оформить услуги?
В письме № 03-03-06/1/286 специалисты главного финансового ведомства отмечают необходимость надлежащего документального подтверждения указанных расходов. Только при выполнении этого условия они могут уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.
И здесь необходимо отметить, что услуги мерчендайзинга не вписываются в рамки отношений, возникающих из договора поставки (ст. 506 Гражданского кодекса РФ). Поэтому в новом письме Минфин России рекомендует оказание данных услуг оформить либо в виде составной части сложного договора, либо как отдельный договор или дополнительное соглашение.
Выкладка товаров – не реклама
Однако на данную проблему можно посмотреть совсем иначе. Допустим, договором мерчендайзинга прямо предусмотрено, что гипермаркет оказывает своему оптовому поставщику услуги по привлекательному размещению товара в торговом зале с целью привлечения покупателей и продвижения его продукции. Действительно ли в этом случае расходы на мерчендайзинг будут рекламными? Ведь согласно статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, реклама – это информация. А услуги по выгодной привлекательной выкладке товара никак не являются информацией, так как не несут никаких сведений или сообщений, адресованных неопределенному кругу лиц. Поэтому если договор на оказание услуг оформлен таким образом, данные затраты скорее будут являться прочими расходами, связанными с производством и реализацией, нежели рекламными. Ведь их главная цель – побыстрее продать продукцию, чтобы розничный магазин закупил следующую партию товара. В этом случае расходы можно учитывать на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом они уже не нормируются, а признаются в полном объеме.
Но с учетом недавно вышедших разъяснений Минфина России скорее всего налоговиков такая позиция не устроит. А значит, свою точку зрения придется отстаивать. Судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.
Кроме того, не стоит забывать тот факт, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в главе 25 Налогового кодекса РФ является открытым. Поэтому при возникновении спора, доказывая обоснованность понесенных организацией затрат, не лишним будет обратить внимание налоговых органов именно на это.
Делаем выводы
Однако нельзя забывать, что мерчендайзинг может включать (кроме перечисленного) услуги информационного и консультационного характера, также призванные активно продвигать товары поставщика. Это, например, наличие консультанта в торговом зале, задача которого проинформировать о товаре, ярко его представить и стимулировать процесс покупки.
Действительно, подобный комплекс мероприятий более подходит под определение рекламы. И здесь нельзя не согласиться с последним мнением специалистов главного финансового ведомства по поводу учета таких расходов.
В итоге можно сделать следующий вывод. Учет расходов на мерчендайзинг (либо как рекламные, либо как прочие) зависит от того, как оформлен договор на оказание этих услуг. Причем в первом случае необходимо соблюдать установленный лимит, а во втором, вполне возможно, придется вступить в спор с налоговыми органами и доказывать правомерность отнесения затрат к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако в любом случае следует иметь соответствующее документальное подтверждение этих затрат.
Начать дискуссию