УСН

УСН и строительство

Проблемы отнесения процентов по заемным обязательствам у налогоплательщика, осуществляющего деятельность по капитальному строительству с целью последующей продажи готового объекта, и применяющего при этом упрощенную систему налогообложения.
Проблемы отнесения процентов по заемным обязательствам у налогоплательщика, осуществляющего деятельность по капитальному строительству с целью последующей продажи готового объекта, и применяющего при этом упрощенную систему налогообложения.

Согласно п.п. 12, 13 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденного Приказом Минфина России от 02.08.2001 № 60н, «…затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены (далее - текущие расходы), за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Для целей настоящего Положения под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени … К инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся…». И далее по тексту: «…в случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально-производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке - с отнесением указанных затрат на прочие расходы организации-заемщика…» (п.15).

Таким образом, для целей бухгалтерского учета как минимум часть процентов, уплаченных организацией по договору займа, увеличит стоимость строящегося объекта, причем независимо от того, в каком качестве она будет его рассматривать: то ли как объект основных средств, то ли как готовую продукцию, предназначенную для последующей продажи.

Более неоднозначная ситуация складывается с учетом процентов для целей налогообложения. С одной стороны, в п. 1 ст. 257 сказано, что «…первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, … сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом…». С другой стороны, внереализационными расходами «…признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного)…» (п. 1 ст. 265).

Если же, опять таки, рассматривать данный процесс как создание готовой продукции, то ее оценка осуществляется исходя из суммы понесенных прямых расходов (п. 2 ст. 319). Начиная с 2005 года «…налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)…» (п. 1 ст. 318). Но в любом случае к ним не могут относиться внереализационные расходы (п. 2 ст. 252), одними из которых, как упоминалось выше, как раз и являются проценты по долговым обязательствам.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в бухгалтерском учете подобного рода затраты, как правило, увеличивают стоимость создаваемого актива, а в налоговом - относятся на расходы текущего периода.

Проблема в классификации этих расходов в качестве текущих заключается в том, что таким образом в течение, возможно, нескольких налоговых периодов у предприятия будет формироваться убыток для целей налогообложения (из-за отсутствия какого-либо дохода).

В соответствии со ст. 283 (п.п. 1, 2) Налогового кодекса РФ «…налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) ... Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток …».

При этом хотелось бы напомнить, что этот убыток должен складываться за счет превышения расходов, в принципе соответствующих требованиям главы 25 НК РФ (то есть не относиться к затратам, перечисленным в статье 270, и в целом быть обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода), над доходами.

Например, в Письме МНС РФ от 10.09.2002 № 02-5-11/202-АД088 сказано, что «…пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. Таким образом, налоговое законодательство не предусматривает необходимости распределения признаваемых в целях налогообложения косвенных расходов между видами деятельности. Вся сумма признанных в отчетном периоде косвенных расходов подлежит учету в составе расходов, которые будут учтены при определении размера налоговой базы этого отчетного периода, вне зависимости от того, что по какому-либо из видов деятельности в этом отчетном периоде доход получен не был (вплоть до отсутствия в отчетном периоде доходов по всем видам деятельности). При этом в соответствии со статьями 252 и 270 Налогового кодекса в состав косвенных расходов не включаются расходы, связанные с организацией деятельности, по которой доходы в отчетном периоде еще не получены…».

В чем-то похожая точка зрения озвучена и в Письме Минфина России от 13.10.2006 № 03-03-04/1/691: «…расходы в виде уплаченных банку процентов по кредиту общество вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль только при получении доходов от ведения деятельности (расходы будут уменьшать полученные доходы). Таким образом, при неосуществлении деятельности (при отсутствии доходов от ведения деятельности) общество не вправе списывать расходы, связанные с подготовительными работами. Все понесенные в подготовительном периоде расходы, по нашему мнению, должны компенсироваться за счет взносов (вкладов) учредителей (участников) общества…».

На наш взгляд, в вышеупомянутых письмах контролирующие органы не совсем верно трактуют налоговое законодательство. Мы считаем приоритетным принцип направленности расходов на получение доходов, пусть даже и в будущих налоговых периодах.

Также хотелось бы отметить ограничения, установленные налоговым законодательством в плане отнесения на расходы процентов по долговым обязательствам. Согласно п. 1 ст. 269 «…при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, … принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. В целях настоящего пункта под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов…».

Допустим, если договор займа не предусматривает изменения процентной ставки, следует выяснить, что в данном случае подразумевается под «датой привлечения денежных средств». К сожалению, это термин не определен в налоговом законодательстве.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ «…институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом…». Таким образом, обратимся к нормам Гражданского кодекса. Согласно п. 1 ст. 807 «…договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей…». То есть он является «реальным» и, в случае передачи предмета займа траншами, соответствующие обязательства у заемщика возникают по мере получения очередной суммы (так как договор со стороны заимодавца будет исполнен «в части»). Таким образом, по нашему мнению, под «датой привлечения» следует понимать не дату подписания договора, и не дату первого платежа по нему, а каждый платеж в отдельности, с расчетом ограничений исходя из ставки рефинансирования, действующей на этот момент.

Хотелось бы напомнить, что для организаций, применяющих метод начисления, сам по себе факт уплаты либо неуплаты процентов по долговым обязательствам, также как и по большинству других расходов, не влияет на возможность их равномерного учета в целях налогообложения.

Если интерпретировать все вышесказанное на деятельность организации, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее по тексту – УСН), то отличия будут заключаться в следующем.

Во-первых, проценты будут относиться на расходы по мере их уплаты.

Во-вторых, если рассматривать данную ситуацию как строительство основного средства, то все расходы (разумеется, оплаченные) будут уменьшать налогооблагаемую базу с момента ввода этого актива в эксплуатацию, а, учитывая, что речь идет о недвижимом имуществе, в качестве дополнительного условия необходимо документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию возникшего права собственности (п. 3 ст. 346.16).

При этом, в случае реализации основных средств до истечения трех лет с момента учета затрат на их сооружение в составе расходов (а в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет), налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов до даты реализации с учетом положений главы 25 Налогового Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени. Учитывая, что временной разрыв между доходами и расходами в данном случае будет незначительный, сумма амортизации, исчисленной по правилам главы 25, составит незначительную величину. Однако при этом остаточную стоимость объекта, по мнению фискальных органов, также нельзя учесть в целях налогообложения (см., например, Письмо УФНС по г. Москве от 28.06.2006 № 18-11/3/56403@).

В-третьих, если речь идет о создании готовой продукции, предназначенной для дальнейшей продажи, то порядок учета материальных расходов (к которым, в частности, относятся работы (услуги), выполненные (оказанные) сторонними организациями, и которые, как правило, составляют основную часть себестоимости объекта) организациями, применяющими УСН, принципиально отличается от учета подобных затрат при общей системе налогообложения.

Так, согласно п. 2 ст. 346.17, для их списания на затраты важен только факт погашения задолженности перед поставщиками (подрядчиками), независимо от момента изготовления и тем более реализации продукции (работ, услуг) (в отличие, скажем, от товаров, специального приобретенных для продажи, где дополнительным условием является их реализация третьим лицам).

Таким образом, возможен временной разрыв, когда часть расходов будет признана в одном налоговом периоде (с формированием, в результате, убытка для целей налогообложения), а доходы – в другом, более позднем.

В-четвертых, предприятия, применяющие УСН, переносят убыток на будущее не на всю сумму полученной прибыли, а не более чем на 30 процентов от ее величины. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов (п. 7 ст. 346.18).

Автор - главный налоговый консультант группы компаний «Фабер Лекс»

Начать дискуссию

Вывод дивидендов и купонов с ИИС-3: ЦБ «за», Минфин не может определиться

Если переводить доходы по ценным бумагам на другие счета, то потеряется сам смысл ИИС-3, который был задуман, чтобы накапливать деньги, а не тратить их.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор новостей: Бакальчук за прогрессивную шкалу НДФЛ, духи и лосьоны начнут маркировать, аттракционы опасны

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Маркетинг

Российские бренды полностью заменили иностранные

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Секреты налоговой амнистии: что власти скрывают от предпринимателей?

Новый способ пополнить бюджет, или…

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Кадры

Предприятия смогут подготовить нужных специалистов за счет бюджета

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Закончился девятый месяц эксперимента с мартышкиным портфелем против народного портфеля. В нём смотрим, получится ли портфелю из случайных 10 акций РФ обогнать портфель из 10 самых популярных у частных инвесторов «народных» акций.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Россия договорилась с еще одной страной об избежании двойного налогообложения

Ратификация соглашения с Малайзией запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

Инвестиции

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Время искать работу: когда шансы на успех выше?

Выбор правильного времени для поиска работы повышает вероятность быстрого трудоустройства. В некоторые периоды компании активнее набирают сотрудников, а конкуренция среди соискателей ниже. Зная эти моменты, можно сэкономить время и увеличить свои шансы на успех. HR-эксперт СберНПФ Наталия Гончарова рассказывает, когда лучше всего искать работу.

Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Интересные материалы

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.