Обзор по отдельным вопросам налогового законодательства за март 2009 года
О едином налоге на вмененный доход (ЕНВД)
1. Письмом ФНС России № ШС-17-3/59@ от 18.03.2009 направлено для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-11-11/21 о порядке применения розничными рынками системы налогообложения виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.
В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может быть переведена предпринимательская деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
Согласно п. 4 ст. 346.28 НК РФ на розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 271-ФЗ), налогоплательщиками единого налога в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, являются управляющие рынком компании.
Порядок предоставления торговых мест и заключения договоров о предоставлении торговых мест регулируется ст. 15 Федерального закона № 271-ФЗ.
Лицами, с которыми может быть заключен договор о предоставлении торгового места, являются: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством).
Управляющая рынком компания ведет реестр договоров о предоставлении торговых мест (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ).
В целях исчислении единого налога за налоговый период управляющая рынком компания должна на основании реестра договоров о предоставлении торговых мест определять количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, а также площадь торговых мест. При этом торговые места должны соответствовать определениям, данным в гл. 26.3 Кодекса.
В целях исчисления единого налога управляющей рынком компанией не следует учитывать переданные ею во временное владение и (или) в пользование объекты розничной торговли, имеющие торговые залы (магазины и павильоны), и объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные). Доходы от оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование указанных объектов должны облагаться в рамках иных режимов налогообложения.
Согласно абз. 6 ст. 346.27, п. п. 4 - 7 ст. 346.29 НК РФ базовая доходность корректируется (умножается) на корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе сезонность и режим работы. В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2009 г. признан утратившим силу абз. 3 п. 6 ст. 346.29 Кодекса, которым налогоплательщику предоставлялось право корректировать значение корректирующего коэффициента К2 в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности
Поэтому при исчислении единого налога количество дней фактического использования торгового места на рынке не учитывается.
Вместе с тем согласно п. 9 ст. 346.29 Кодекса, в случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. Таким образом, если в течение налогового периода согласно реестру договоров изменилось количество предоставленных торговых мест или площадь предоставленных торговых мест, то данные изменения должны учитываться при исчислении единого налога в соответствии с п. 9 ст. 346.29 Кодекса.
2. Письмо ФНС России от 05.03.2009 № МН-22-6/168@ «О порядке учета организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
В связи с вступившими в силу с 1 января 2009 года изменениями налогового законодательства разъяснен порядок постановки на учет (снятия с учета) налогоплательщиков ЕНВД
Сообщено, что не применяется письмо ФНС России от 19.10.2007 № СК-6-09/798@, которым были направлены разъяснения Минфина России по данному вопросу. Постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляется с использованием форм документов, утвержденных Приказом ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@. Новые формы заявлений о постановке на учет и снятии с учета являются машинно-ориентированными, при их заполнении должны применяться правила, содержащиеся в приложении к письму ФНС России от 21.01.2009 № МН-22-6/50@. В настоящее время осуществляется разработка программного обеспечения для формирования машинно-ориентированных бланков документов. Необходимую информацию можно найти на сайте ФНС России .
Об упрощенной системе налогообложения (УСН)
С 1 января 2009 года вступили в силу изменения в п. 7 ст. 346.18 НК РФ (эта норма устанавливает порядок переноса убытка на будущие налоговые периоды для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы).
В связи с этим ФНС России письмом от 30.01.2009 № ШС-22-3/83@ (согласовано с Минфином России) информирует, что налогоплательщики вправе использовать новый порядок учета убытков, только начиная с исчисления налоговой базы по итогам 2009 года.
В п. 7 ст. 346.18 НК РФ предусмотрен перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором он был получен. При этом согласно прежней редакции данной нормы убыток уменьшал налоговую базу не более чем на 30 % (сейчас такое ограничение снято).
С 1.01.2009 г. убыток, не учтенный в следующем году, налогоплательщик вправе перенести целиком или частично на любой год из последующих 9 лет. Если плательщик единого налога получил убытки более чем в одном налоговом периоде, они переносятся на будущие налоговые периоды в той очередности, в которой получены. При прекращении деятельности вследствие реорганизации правопреемник вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми компаниями до момента реорганизации.
Единый сельскохозяйственный налог
Письмом ФНС России от 15.01.2009 № ВЕ-22-3/16@ «О порядке уплаты налогов налогоплательщиком, утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога» разъяснен порядок пересчета налоговых обязательств в соответствии с общим режимом налогообложения, налогоплательщиками, утратившими право на применение ЕСХН.
В соответствии с положениями НК РФ налогоплательщики, утратившие право на применение ЕСХН, обязаны произвести расчет и уплату, в частности, НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, налога на имущество организаций. Даны рекомендации по порядку исчисления и уплаты указанных налогов, приведены примеры расчета отдельных налогов, разъяснен порядок документооборота и представления налоговой отчетности.
О налоге на прибыль организаций
Письмом ФНС России № ВЕ-17-5/57@ от 13.03.2009 направлено для руководства и использования в практической работе письмо Минфина России от 19.02.2009 № 02-06-07/836 о порядке отражения в бюджетном учете операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду.
В письме указан порядок отражения в бюджетном учете бухгалтерскими записями операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений, осуществляемые в объеме лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию.
О налоге на имущество организаций
Письмом ФНС России № ШС-17-3/56@ от 12.03.2009 направлено письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2009 № 03-05-04-01/08 о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в отношении имущества, подлежащего налогообложению на территории муниципального района (городского округа).
На основании норм ст. ст. 58, 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами ст. 58 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) доходы от налога на имущество организаций, подлежащие зачислению в региональные бюджеты, могут зачисляться в местные бюджеты, в том числе в бюджеты поселений, муниципального района и городских округов по нормативам отчислений, определенным законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1.6 Порядков заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организаций предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) заполняется в отношении сумм налога (авансовых платежей по налогу), подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (далее - код по ОКАТО). При этом в налоговой декларации (расчете), представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога (авансовых платежей по налогу), коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.
В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, налоговая декларация (расчет) может заполняться в отношении суммы налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении налоговой декларации (расчета) указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления налоговой декларации (расчета).
В письме рассмотрены случаи, когда в отношении имущества организации, ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или вне местонахождения данного обособленного подразделения, может заполняться одна налоговая декларация (расчет).
Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организаций, предусмотренный п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организаций, может применяться и применительно к ситуации, при которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации платежи по налогу на имущество организаций полностью или частично зачисляются в бюджет муниципального района (городского округа).
При этом одна налоговая декларация (расчет) в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, может заполняться только в случае, если отсутствует решение представительного органа муниципального района, возможность принятия которого предусмотрена п. 4 ст. 61 и ст. 63 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о зачислении доходов от налога на имущество организаций в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, по установленным нормативам отчислений от доходов от налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.
Государственная регистрация
Письмо ФНС России от 27.02.2009 № ММ-19-9/28 разъясняет отдельные вопросы, связанные с государственной регистрацией создаваемого юридического лица.
Сообщено, в частности, что в случае неявки заявителя регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, по месту нахождения юридического лица. Одновременно указано, что действующим законодательством о государственной регистрации юридических лиц не предусмотрена обязанность регистрирующего органа выдавать (направлять) заявителю при осуществлении процедуры государственной регистрации экземпляр учредительных документов с проставленным штампом данного регистрирующего органа.
О применении бланков строгой отчетности
Письмом № ШС-17-2/60@ от 19.03.2009 ФНС России направлены письма Минфина России от 03.03.2009 № 03-01-15/2-78, от 25.12.2008 № 02-06-07/4110 по вопросу действия и применения бланка строгой отчетности «Квитанция» (форма № 10, код по ОКУД 0504510) бюджетными учреждениями и иными участниками бюджетного процесса.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (далее – Положение), а также установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.03.2005 № 171, могут применяться до 01.12.2008 г.
Положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что действие бланка строгой отчетности "Квитанция" (форма № 10, код по ОКУД 0504510), входящего в состав приложений к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н, не ограничивается сроком до 1 декабря 2008 г.
О порядке заполнения формы отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок
ФНС России письмом № ШС-22-2/217@ от 23.03.2009 сообщает, что форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок (далее – форма отчета) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (далее – Постановление № 785).
Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 2 «Об оптимизации функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2) в форму отчета внесены изменения в части заполнения ряда граф данного отчета с разбивкой по разрядам и диапазонам номеров федеральных специальных марок.
Вместе с тем положениями Постановления № 2 изменения в части порядка представления отчета не предусмотрены.
Исходя из норм Постановления № 785 форма отчета заполняется организациями нарастающим итогом с момента введения федеральных специальных марок образца, утвержденного названным Постановлением.
Однако, учитывая тот факт, что отчеты будут иметь значительные объемы по количеству листов, ФНС России письмом от 06.03.2009 № 2-6-24/00006 обратилась в адрес Министерства финансов Российской Федерации с просьбой сообщить позицию Минфина России о возможности заполнения организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, отчетов об использовании выданных федеральных специальных марок с разбивкой по разрядам и диапазонам номеров марок с момента вступления в силу Постановления № 2.
О результатах рассмотрения Минфином России вышеуказанного письма ФНС России будет сообщено дополнительно.
Об утверждении новых форм налоговой отчетности, документов, используемых налоговыми органами.
1. Приказ ФНС России от 20.03.2009 № ММ-7-1/131@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 22.12.2008 № ММ-3-1/683@
«О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам».
2. Приказ ФНС России от 20.03.2009 № ММ-7-1/132@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 12.07.2005 № САЭ-3-19/319@
«О создании информационного ресурса «Журнал результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки»
О выдаче справок
ФНС России письмом № ММ-22-1/206@ от 19.03.2009 обращает внимание, что налоговыми органами должны выдаваться справки только по установленным Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков формам (приказ ФНС России от 14.08.2008 № ММ-3-4/362@).
Письмами от 24.02.2005 №САЭ-6-19/150 и от 13.07.2005 №ММ-6-19/567@ ФНС России обращала внимание руководителей налоговых органов на необходимость выдачи справок о состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетом в строгом соответствии с формой №39-1 согласно приложению 3 к приказу ФНС России от 04.04.2005 №САЭ-3-01/138@
«Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».
Учитывая изложенное, справки не соответствующие формам, установленным Единым стандартом, не являются официальными документами, подтверждающими исполнение обязанности по уплате налогов.
О стоимости страхового года на 2009 год
Письмом ФНС России № ШС-17-3/61@ от 19.03.2009 направляет для сведения и использования в работе письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.02.2009 № 08-25/1219 «О стоимости страхового года на 2009 год».
Стоимость страхового года на 2009 год утверждена в размере 7274 руб. 40 копеек. За 2009 год на страховую часть трудовой пенсии страхователь должен уплатить 4849 руб. 60 коп, на накопительную часть – 2424 руб. 80 копеек. При добавлении стоимости страхового года в справочник ПТК «Страхователи» за 2009 год следует округлить размеры сумм страховой и накопительной части до рубля по правилам ведения бухгалтерского учета. Требования об уплате налога в полных рублях и правила округления, согласно которым сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля, приведено в п. 4 ст. 243 НК РФ. Аналогичные рекомендации по округлению сумм также содержатся в п. 3.3 Временных методических рекомендаций по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное страхование, пеней и штрафов, утвержденных постановлением Правления ПФР от 21.01.2008 № 11п.
Пивоварова Е.Е. - заместитель руководителя Управления
Начать дискуссию