Законопроекты

Стимул к саморегулированию

Спустя шесть с лишним лет после возникновения идеи разработки специального закона о саморегулировании Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Он посвящен отношениям, возникающим в связи с созданием, осуществлением и прекращением деятельности саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.

Спустя шесть с лишним лет после возникновения идеи разработки специального закона о саморегулировании Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Он посвящен отношениям, возникающим в связи с созданием, осуществлением и прекращением деятельности саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.

Сергей МИГИН

Саморегулирование — экономический институт, одна из альтернатив госрегулирования рынка. Оно предполагает установление группой экономических агентов правил ведения ими хозяйственной деятельности, осуществление контроля за соблюдением установленных правил и применение санкций к нарушителям, а также обеспечение внесудебного разрешения споров.

Традиционно различают две основные формы саморегулирования — добровольное и делегированное. Первое предполагает самостоятельное установление и обеспечение выполнения требований группой экономических агентов, второе связано с осознанной передачей государством ряда функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям.

Исторический экскурс

С принятием в 2001 г. курса на сокращение избыточного госрегулирования хозяйственной деятельности был подготовлен пакет законопроектов по снижению административного давления на экономику. В него вошли:

законы «первой волны» дебюрократизации № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц», № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

проект закона, реформирующего систему стандартизации и сертификации, который, существенно выйдя за границы первоначальной концепции, был принят в декабре 2002 г. как Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

проект закона «О саморегулируемых организациях».

Трудности, возникшие на пути реформирования системы госрегулирования предпринимательской деятельности, были вызваны не только отдельными недостатками принятых законов, их несогласованностью во времени и наличием отсылочных норм, фактически откладывающих начало реформ до принятия подзаконной нормативной базы.

Основные проблемы оказались связаны с сопротивлением со стороны сильных групп специальных интересов, заинтересованных в извлечении административной ренты и, стало быть, в сохранении статус-кво, а также со ставшей очевидной невозможностью устранения системных недостатков государственного регулирования одним лишь принятием «процедурных» законов. Это привело к трансформации политики дебюрократизации в общее дерегулирование экономики, осуществляемое в рамках реализации административной реформы.

Оптимизация госрегулирования проистекает исходя из обязательной, максимально полной и эффективной реализации действительно необходимых его функций с параллельным сокращением вмешательства в сферы, где несовершенства рыночного механизма минимальны или существующие провалы могут быть более эффективно преодолены усилиями самоорганизованного бизнеса.

Подобная постановка вопроса позволяет вплотную приблизиться к решению задачи сокращения административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.

В связи с реализацией концепции дерегулирования и возникла необходимость нормативного закрепления правовых основ саморегулирования, которое позволило бы обеспечить практическое сокращение госрегулирования экономики и повысить его качество за счет появления реальной альтернативы в виде саморегулирования.

Работы по развитию саморегулирования были сконцентрированы по трем направлениям:

создание косвенных стимулов для возникновения саморегулируемых организаций;

включение в отраслевое законодательство норм, затрагивающих вопросы саморегулирования, в том числе прямо предусматривающих создание саморегулируемых организаций в отдельных секторах экономики;

собственно разработка и подготовка к принятию проекта Закона о саморегулируемых организациях.

Первые шаги

Серьезные попытки создания стимулов для развития саморегулирования были предприняты в рамках федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О техническом регулировании». Первый закрепляет упрощенный порядок осуществления госконтроля в отношении членов саморегулируемых организаций. Второй предполагает сохранение минимального количества функций госрегулирования, обеспечивающих безопасность продукции и связанных с ней процессов, и передачу всего массива прочих технических требований на рынок на основе принципа добровольности.

Нормы, касающиеся деятельности саморегулируемых организаций, появились в ряде отраслевых законов. В их числе законы №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», № 108-ФЗ «О рекламе», № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Большинством из них предусмотрено делегированное саморегулирование, причем в ряде случаев — на сравнительно жестких условиях обязательного членства.

Параллельно на протяжении последних нескольких лет продолжалась дискуссия относительно необходимости принятия закона, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций. Сторонники указывали на важность закрепления правового статуса саморегулируемых организаций и настаивали, что принятие законопроекта активизирует процесс сокращения избыточного регулирования за счет передачи им отдельных государственных полномочий. Некоторые эксперты скептически относились к перспективам регулирования соответствующих отношений специальным законом.

Дело в том, что действующее законодательство не запрещает создание объединений субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности с целью установления стандартов и правил такой деятельности. В пользу этого тезиса однозначно свидетельствует появление организаций, обладающих всеми атрибутивными признаками саморегулируемых, задолго до принятия специального закона. По мнению противников закона, возникают реальные риски необоснованного усиления регулирования, причем не только в отношении саморегулируемых организаций, но и их членов (в том числе за счет двойного регулирования — со стороны государства и саморегулируемой организации).

Критика законопроекта осуществлялась и по другим направлениям. Характеристики организаций саморегулирования очень сильно различаются в зависимости от сферы деятельности, являющейся предметом саморегулирования, структуры соответствующего отраслевого рынка, принципов, на которых строится членство, и целого ряда других факторов. Соответственно нахождение баланса интересов и закрепление в специальном законе компромиссных универсальных норм представляет собой в высшей степени нетривиальную задачу. Во многом именно этим следует объяснять тот факт, что проект закона «О саморегулируемых организациях», принятый Госдумой ФС РФ в первом чтении еще в 2003 году, более четырех лет оставался на той же стадии законотворческого процесса. С разнообразием саморегулирования связан и рамочный характер окончательной редакции закона.

Недостатки

Основной недостаток Закона — отсутствие в рамочном законе обязательств государства по передаче отдельных регулирующих функций эффективно функционирующим саморегулируемым организациям. Практически не прописаны и обязательства государства в отношении саморегулируемых организаций — законодатель ограничился положением, согласно которому саморегулируемые организации получают доступ к проектам нормативных правовых актов по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, и возможность проведения независимых экспертиз.

Данные положения, обеспечивающие раскрытие информации и прозрачность деятельности органов госвласти по разработке проектов регулирующих решений, должны распространяться на неограниченный круг заинтересованных лиц. В противном случае в отсутствие законодательно закрепленных процедур информирования о деятельности органов власти открывается возможность ограничения доступа к информации организаций, не являющихся саморегулируемыми.

Аналогичное замечание возникает в связи с предоставлением саморегулируемым организациям права оспаривать решения и (или) действия (бездействия) органов государственной власти. Логичным было бы предоставление такого права любой организации, чьи интересы затрагиваются вводимой регуляцией.

Следует обратить внимание на очевидный дисбаланс прав и обязанностей саморегулируемых организаций. Перечень прав саморегулируемых организаций действительно существенно сократился по сравнению с первоначальной редакцией проекта закона, подготовленной Минэкономразвития России, и во многом свелся к декларативным положениям. Параллельно предъявлены довольно жесткие требования к органам управления саморегулируемых организаций, в том числе к наличию специализированных органов. Все это при определенных условиях может означать ужесточение регулирования со стороны государства.

Что дальше?

Дальнейшая деятельность по стимулированию развития саморегулируемых секторов экономики может быть условно разделена на два основных направления:

прямое регулирующее воздействие, имеющее целью формирование и развитие института саморегулирования;

косвенное воздействие через формирование соответствующей системы стимулов.

В первом случае речь идет о делегировании отдельных государственных функций саморегулируемым организациям. Такая постановка вопроса согласуется с приоритетными направлениями административной реформы и нашла отражение в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах. Концепцией среди прочего предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям.

В рамках второго направления создаются предпосылки развития саморегулирования отдельных секторов экономики. Сокращение объемов государственного вмешательства в пользу свободного функционирования рынка стимулирует образование саморегулируемых структур без прямого участия государства. Роль последнего в данном случае характеризуется созданием благоприятного климата и стимулированиям развития саморегулируемых структур на добровольной основе посредством формирования соответствующего правового поля.

Таким образом, вновь образуемые саморегулируемые сегменты экономики, занимающие (потенциально готовые занять) ниши, которые высвобождаются в процессе сокращения избыточного государственного регулирования, по своим ключевым характеристикам схожи с уже существующими добровольными саморегулируемыми структурами. Отметим также, что развитие добровольного саморегулирования в связи с сокращением государственного вмешательства возможно не только (и не столько) по пути создания новых саморегулируемых организаций, сколько через развитие уже существующих посредством расширения сферы их ведения.

Предварительно оценивая возможные последствия принятия Закона о саморегулируемых организациях, следует иметь в виду, что закон может как заложить основы для нового витка сокращения необоснованного государственного присутствия в экономике, так и стать очередным инструментом «барьерного» регулирования предпринимательской деятельности. Реализация того или иного сценария зависит от последовательности усилий, направленных на повышение качества госрегулирования, а также от того, насколько успешно удастся преодолеть эффект блокировки институциональных преобразований со стороны операторов неэффективных административных барьеров, возникающих в связи с избыточным госрегулированием. Дальнейшее развитие саморегулируемых секторов экономики в контексте принятого закона требует выявления встроенных рисков, к которым следует отнести:

возникновение двойного регулирования субъектов предпринимательской либо профессиональной деятельности — со стороны государства и саморегулируемой организации;

ограничение конкуренции вследствие деятельности саморегулируемой организации;

перенос «барьерной» активности групп специальных интересов из сферы государственного регулирования в сферу саморегулирования с сохранением возможности извлечения административной ренты в новых институциональных условиях.

От того, насколько последовательно будет обеспечено снятие указанных рисков, напрямую зависит, станет ли Закон о саморегулируемых организациях завершением восьмилетнего цикла государственной политики по оптимизации государственного присутствия в экономике и началом отката к воспроизводству барьерных форм регулирования экономики либо даст начало новому витку регулятивных реформ на качественно новом институциональном уровне.

Автор - директор по проектам Национального института системных исследований проблем предпринимательства РФ.

УСН 1% в регионах: налоговая льгота вызвала налоговую миграцию. Как c выгодой воспользоваться ситуацией?

Налоговая миграция — новое явление в российском бизнесе. Регионы конкурируют за налогоплательщиков, снижая ставку налога для ИП на УСН. Это вызвало не только рост числа индивидуальных предпринимателей, но и желание уже существующих предприятий перерегистрироваться в другом регионе. Как получают льготу и стоит ли овчинка выделки? Разберемся.

УСН 1% в регионах: налоговая льгота вызвала налоговую миграцию. Как c выгодой воспользоваться ситуацией?
3

Начать дискуссию

ЭЦП для автобизнеса

Цифровизация имеет колоссальную пользу даже в самых неочевидных сферах бизнеса. Расскажем про автоцентры, СТО и автосервисы.

ЭЦП для автобизнеса

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Юрист: маркетплейсы убивают российских производителей и сетевые магазины

Необходимо налоговое выравнивание позиции маркетплейсов и сетевых магазинов (ретейла).

Юрист: маркетплейсы убивают российских производителей и сетевые магазины

Участники финансового рынка ждут, что ЦБ повысит ключевую ставку до 17%

Больше половины экономистов уверены, что Центробанк продолжит жесткую денежно-кредитную политику и 7 июня поднимет ключевую ставку.

Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

Мнение: повышенные ставки НДФЛ должны начинаться не от 2,4 млн, а 50 млн рублей годового дохода

Известный юрист считает, что доход до 5 млн рублей в год, который Минфин предлагает облагать повышенной ставкой НДФЛ 15%, начиная с 2,4 млн, это еще не средний класс. Поэтому ставка должна быть общая 13%.

Мнение: повышенные ставки НДФЛ должны начинаться не от 2,4 млн, а 50 млн рублей годового дохода

Маркировка пива в потребительской упаковке с 1 июня 2024

Общепит и розничные продавцы с 1 июня 2024 года начнут передавать в систему маркировки «Честный знак» информацию о выводе из оборота пива и других слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке. Рассказываем, как подготовиться к передаче данных.

Маркировка пива в потребительской упаковке с 1 июня 2024

При импорте товаров из ЕАЭС в счете-фактуре можно не указывать страну происхождения

В счете-фактуре есть графы 10 и 10а, где указывают страну происхождения и ее цифровой код. Эти данные берут из декларации на товары, а также счета-фактуры или товаросопроводительного документа, полученного от поставщика.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В реестре отечественного программного обеспечения уже больше 21 тысячи продуктов

Зарегистрированный в реестре софт позволяет правообладателям освободить эти программы от НДС.

Что такое единый налоговый платеж и зачем он нужен

Сегодня в бухгалтерском ликбезе объясняю, что означают аббревиатуры ЕНП/ЕНС. И выясняю, кому из вас звонил Д.В. Егоров, чтобы получить обратную связь по хиту продаж прошлого года.

Что такое единый налоговый платеж и зачем он нужен

Минфин: у регионов будет право устанавливать высокие ставки налога на имущество

Муниципалитетам разрешат самостоятельно увеличивать налоги на имущество стоимостью больше 300 млн рублей. Предельная ставка вырастет с 2 до 2,5%.

Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе

Пожалуй, худшее для продуктивности компании — ссоры и конфликты с коллегами. Психологи сколько угодно могут утверждать, что если в команде нет конфликтов, это признак отсутствия движения и развития. Но если, в офисе начались скандалы, то вряд ли такое развитие принесет пользу компании и сотрудникам.

Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе
23

Как подключить электронный документооборот (ЭДО)

Электронный документооборот — важный элемент современного бизнеса и государственной сферы. В статье рассказываем, почему ЭДО необходим и как его подключить в своей компании.

Как подключить электронный документооборот (ЭДО)

👪 Социальный вычет будут выдавать без справок. Документальное подтверждение должно остаться, иначе это не вычет — считает эксперт

Чтобы родители больше времени проводили с детьми, а не собирали справки о расходах для получения налоговых вычетов, депутаты хотят предоставлять льготы в упрощенном режиме.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что ест бухгалтер. Окрошечка многоликая

Ассоциации к слову — лето. Жара, отпуск, море… окрошка. Несколько отличных рецептов окрошки и пятничный опрос.

Что ест бухгалтер. Окрошечка многоликая

Мобилизованный сотрудник может уволиться с работы по собственному желанию

Работодатель обязан приостановить трудовой договор с мобилизованным работником. При этом по норме ТК расторжение трудового договора в период его приостановления по инициативе работодателя не допускается.

ИП на УСН не платит налог за бизнес-имущество

Ветераны боевых действий освобождены от налога на имущество физлиц, если оно не используется в бизнесе.

НДФЛ

Сдавать свою квартиру можно как физлицо, самозанятый или ИП

Доходы от сдачи в аренду квартиры – это доходы, облагаемые НДФЛ. Если общий доход такого арендодателя за год не превышает 5 млн рублей, ставка НДФЛ будет 13%.

Внутренние переводы: что это такое, как оформить в КЭДО и какая электронная подпись нужна

В развивающихся компаниях происходит постоянное движение персонала: кого-то принимают на работу, кто-то увольняется, некоторых сотрудников переводят на другие должности или в подразделения. Подробнее разберем, что такое внутренний перевод, как его регулирует Трудовой кодекс и как оформить его в КЭДО.

Внутренние переводы: что это такое, как оформить в КЭДО и какая электронная подпись нужна

Что влияет на срок рассмотрения дела в суде? Что делать если дело сильно затянулось?

Сколько судьи могут тянуть рассмотрение дел? От чего это зависит?

Руководители брошенных компаний будут отвечать за бездействие

Директорам придется доказывать в суде, что их действия или бездействие не привели к тому, что компания оказалась не в состоянии рассчитаться с долгами. Раньше бремя доказывания лежало на кредиторах.

Интересные материалы

💥Обзор новостей: правительство одобрило налоговую реформу, планку НДФЛ подняли «с запасом», Siri обновят

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

💥Обзор новостей: правительство одобрило налоговую реформу, планку НДФЛ подняли «с запасом», Siri обновят