Скандал вокруг третьего по величине федерального оператора сотовой связи — компании «МегаФон» — в самом разгаре. Один из участников судебных разбирательств в своих показаниях обвиняет действующего министра информатизации и связи Леонида Реймана в угрозе покушения на его жизнь.
Хронология событий
Корни конфликта уходят в далекий 2001 г., когда в апреле фонд IPOC подписал первое опционное соглашение с компанией LV Finance на покупку до 77,7% акций Transcontinental Mobile Investment (TMI). Последняя на тот момент владела 49% акций в компании CT Mobile (CTM, «ЦТ Мобайл»). В собственности CT Mobile в свою очередь находилось 25,1% акций ОАО «МегаФон». TMI намеревалась увеличить свою долю в CTM до 99,99% (что впоследствии и произошло). По апрельскому опциону IPOC осуществила в пользу LV Finance платежи на общую сумму $36 млн.
В декабре 2001г. было подписано второе соглашение, согласно которому IPOC получил опцион на 22,3% акций в TMI, в результате чего должен был стать ее владельцем и получить контроль над 25,1% акций «МегаФона». По второму опциону IPOC перевел на счет LV Finance еще $10 млн., а затем 30 июля 2003 г. еще $16 млн., после чего направил окончательное уведомление о намерении использовать свое право на покупку.
Однако меньше чем через неделю — 5 августа 2003 г. — о приобретении активов LV Finance, а с ним и блокирующего пакета акций третьего по величине сотового оператора России объявила «Альфа-Групп». Другие акционеры «МегаФона» («Телекоминвест», TeliaSonera) узнали о сделке из газет.
Уже 15 августа 2003 г. IPOC направил иск в Международный арбитражный суд при Международной торговой палате.
Скользящие владельцы
На днях IPOC представил общественности подробную схему, иллюстрирующую механизм миграции акций «МегаФона». Известно, что опционы компания заключала с LV Finance, владельцем которой тогда являлся Леонид Рожецкин. Однако последний, по версии фонда, после заключения договоренностей захотел получить от продажи доли «МегаФона» больше, чем было определено в начале. IPOC посчитал требования слишком завышенными и вообще удивился такому обороту событий. Тогда г-н Рожецкин решил продать долю другому покупателю.
Кликните на изображение для увеличения
Далее в результате сложной схемы акции «Мегафона» переходят в руки группы «Альфа». Сначала TMI продала 49,9% CTM трем панамским компаниям: LV Investment Partners I, LV Investment Partners II, LV Investment Partners III. Затем г-н Рожецкин вообще продал LV Finance компании Palmer Trading.
21 июля 2003 г. 49,9% акций CTM, которыми владели на тот момент три акционера, был продан еще трем «независимым» покупателям: Alamosa Holdings (зарегистрирована в Белизе), Carbert International (Британские Виргинские острова), Rampton Enterprises (Сейшелы). В тот же день 21 июля 2003 г. оставшиеся 50,1% акций были проданы еще трем «независимым» покупателям: Normanton (острова Теркс и Кайкос), Smart Finance (Сейшелы) и Carbonell Trading (Британские Виргинские острова). Плюс ко всему именно в этот же день сама компания TMI была продана трем же «независимым» покупателям: Kristel Ventures, Tolaria Enterprises и Rosales Investments.
Кроме того 28 июля 2003г. CTM провел допэмиссию акций, в результате чего в компании появились три новых акционера — Barrows Aliance, Cormack Select, Stegman Universal (все зарегистрированы на Британских Виргинских островах), в руках которых в общей сложности оказалось 50,1% акций CTM.
Еще через неделю — 1 августа 2003 г. все девять компаний, которые имели контроль над «МегаФоном», одновременно продали соответствующие пакеты акций трем компаниям «Альфа-Эко»: Avenu Limited, Santel Limited, Janow Properties (все также зарегистрированы на Британских Виргинских островах)
Суды, суды, суды
В общей сложности IPOC и LV Finance оказались замешанными как минимум в шести-семи судебных процессах. Помимо Международного арбитражного суда при МТП, IPOC направил ходатайства о применении в отношении LV Finance обеспечительных мер в Верховный суд Багамских островов (там, где зарегистрирована TMI) и в верховный суд Британских Виргинских островов (там, где зарегистрирована LV Finance).
Суды на островах
И Багамский, и Верховный суд Британских Виргинских островов (Восточно-Карибский) выдали судебные запреты на любые действия с TMI. При этом Восточно-Карибский назначил управляющих офшором на время действия запрета. Тем не менее вскоре «Альфа-Эко» не без радости сообщила об отмене всех ранее вынесенных запретов, связанных с акциями «МегаФона». В распространенном сообщении «Альфы» говорилось, что Восточно-Карибский Верховный суд вслед за Верховным судом Багамских островов отменил свое предыдущее решение по обеспечительным мерам в отношении CTM, вынесенное по иску IPOC. Недавно основной владелец и бенефициар IPOC Джеффри Гальмонд (Jeffrey Galmond) признался, что они надеялись уладить дело в островных судах, не сразу поняв, что выбрали неправильный путь.
Суды в России
Судебные тяжбы не прошли и мимо России. У «Альфа-Эко», естественно, с самого первого дня не сложились отношения с другими акционерами «МегаФона». Намеченное на 10 сентября 2003 г. внеочередное собрание акционеров не состялось. На нем «Альфа» предлагала поставить вопрос о избрании нового совета директоров и гендиректора. Собрание по этим вопросам удалось собрать 5 ноября 2003 г., но неожиданно за несколько минут до его начала курьер доставил исполнительный лист, выданный 4 ноября 2003 г. Арбитражным судом Петербурга и Ленинградской области по иску IPOC, в котором запрещалось проводить голосование по вопросу переизбрания членов совета директоров. Таким образом на собрании акционеров «МегаФона» представителям «Альфа-Эко» не удалось попасть в совет директоров компании. Это случилось только летом 2004 г. на очередном годовом собрании. Тогда в состав совета директоров «МегаФона» от «Альфы» вошли президент фирмы Kaskol UK Александр Окунь и консультант фирмы Central Europe Trast Найджел Харпер.
Сейчас в Арбитражном суде Москвы слушается дело по иску CTM («ЦТ Мобайл»), в котором компания просит обязать «МегаФон» передать свой реестр акционеров независимому регистратору — Национальной регистрационной компании (НРК). По информации истца, совет директоров компании уже четыре раза принимал решение о передачи реестра НРК, однако оно не было исполнено. В свою очередь «МегаФон» утверждает, что задержка с передачей реестра независимому регистратору связана с внесением в договор изменений. Перерыв в слушаниях объявлен до 15 сентября 2004 г. Но надо сказать, что недавно совет директоров «МегаФона» на своем заседании принял решение по-прежнему вести реестр своими силами.
CTM направлял в арбитраж Москвы еще один иск — с требованием о покупке дополнительного выпуска акций оператора. Дело в том, что еще осенью 2003 г. совет директоров «МегаФона» решил путем допэмиссии привлечь $50 млн. Выпуск был зарегистрирован ФКЦБ 16 сентября 2003 г. И CTM несколько раз направляла в «МегаФон» заявку на покупку своей доли, но безответно. 8 сентября 2004 г. производство по данному иску было прекращено в связи с отказом истца от требований.
Суды в Швейцарии
И тем не менее IPOC уже заявил о своей победе. 16 августа 2004 г. в Женеве слушалось дело о втором (декабрьском) опционе. Международный арбитражный суд МТП вынес решение о том, что «Альфа Груп» не является «добросовестным покупателем» акций ОАО «МегаФон». Постановление суда предписывает ответчику (LV Finance), передать истцу долю в «МегаФоне». Кроме того, в соответствии с решением Арбитражного суда Международной торговой палаты LV Finance должна будет выплатить $1,9 млн. фонду IPOC в качестве компенсации по юридическим издержкам, которые понес IPOC в связи с ведением дела.
Арбитражный суд МТП также вынес решение, обязывающее LV Finance выплатить $620 тыс. самому трибуналу за рассмотрение этого дела. Согласно обычной практике из этой суммы каждый из участников процесса (IPOC и LV Finance) должен был бы выплатить по 310 тыс. долл. Однако Арбитражный суд принял решение о взыскании всей суммы с компании LV Finance. Срок фактического возмещения средств истекает ориентировочно 22 сентября 2004 г.
Первый же опционный договор (апрельский) между IPOC и LV Finance будет рассмотрен Арбитражным судом МТП в Цюрихе. Начало этого процесса намечено на 20 сентября 2004 г., а решение должно быть вынесено уже в октябре 2004 г. Основной владелец и бенефициар IPOC Джеффри Гальмонд пояснил, что многие вопросы процесса по первому опциону совпадают с теми, по которым вынесено решение в Женеве, и поэтому он уверен в успехе. Он особо подчеркнул, что решение Арбитражного суда в Женеве является окончательным и обязательным к исполнению для всех сторон.
Между тем, в «Альфе» на эти заявления оперативно ответили, что ни «Альфа-Телеком» (в результате изменения структуры «Альфа-груп» телекоммуникационные активы «Альфа-Эко» переданы «Альфа-Телеком»), ни ее аффилированные компании не являются участниками процесса в Женеве, и арбитраж свои решения на «Альфа-Телеком» никоим образом не распространяет.
Также в «Альфа-Телеком» уверены, что «Альфа-Телеком» не будет иметь никакого отношения и к разбирательству в арбитраже в Цюрихе. При этом в пресс-службе «Альфа-Телеком» подчеркнули, что «любые договоренности между третьими лицами в отношении принадлежащих нам акций не имеют к „Альфа-Телеком“ никакого отношения». В свою очередь IPOC признал, что решение Арбитража в Женеве отрицательно для LV Finance, и не имеет обязательной силы против «Альфы».
Суд в Швеции
Казалось бы, что развязка дела с акциями «Мегафона» совсем близко. Но ни Женевский, ни Цюрихский процессы не будут последними в цепи всех разбирательств. Помимо всех выше перечисленных процессов дело о соглашении между акционерами «МегаФона» будет слушаться в марте 2005 г. в Стокгольме. Там ответчиками выступят все остальные акционеры сотового оператора. IPOC требует признать незаконными действий акционеров по допуску в органы управления компании лиц, аффилированных с консорциумом «Альфа-групп» и сотовым оператором ОАО «ВымпелКом».
Фонд IPOC уже заявил о том, что уже получил предварительное решение суда о том, что никакое лицо, связанное или аффилированное с конкурентом, не может быть предложено или избрано в совет директоров «МегаФон».
С таким же обвинением IPOC обращался и в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и в ноябре 2003 г. собрание акционеров не состоялось именно из-за него. Хотя впоследствии арбитраж Петербурга оставил иск без рассмотрения.
Министр связи в фоновом режиме
Вся череда этих разбирательств, скорее всего, интересовала бы только узкий круг специалистов, если бы не сенсационные заявления г-на Рожецкина о том, что он подписывал опционные соглашения под давлением, и не кого-нибудь, а действующего министра по связи и информатизации РФ Леонида Реймана. В ходе расследования Рожецкин несколько раз упоминал действующего руководителя отрасли связи. «Неоднократно в течение 2001 г. и позднее ко мне обращался Л.Рейман, который меня все время запугивал…». «Столкнувшись с возрастающей угрозой со стороны Л.Реймана в отношении жизни…, был вынужден подписать». «Оба договора подписаны под давлением, угрозами и вымогательством».
Эту линию продолжили заявления и других свидетелей со стороны CTM. В письме от 3 марта 2004 г. ответчик заявил, что он испытывает трудности при выстраивании своей защиты, поскольку «некие лица», угрожают потенциальным свидетелям «физической расправой и иными мерами». Кроме того, 20 апреля 2004 г. в трибунал было направлено письмо г-на Рожецкина, в котором говорилось, что тот отказывается давать свидетельские показания потому, что «у него имеются реальные основания опасаться за свою жизнь в России».
И хотя суд в Женеве все-таки завершился, такие громкие заявления не остались незамеченными. Джеффри Гальмонд в свою очередь признался, что IPOC и «Телекоминвест» (которому покровительствует Минсвязи) имеют общего акционера. Но г-н Гальмонд четко акцентировал внимание на том, что сам Леонид Дододжонович не стоит за IPOC, не является ее акционером и никак с IPOC вообще не связан.
Рожецкин же в своих свидетельских показаниях отметил, что «Леонид Рейман неоднократно говорил, что он является подлинным владельцем IPOC, и что администрацией всех дел занимается от его имени Джеффри Гальмонд», а сам Гальмонд «не раз упоминал, что действует согласно указаниям Л.Реймана, который и является бенефициарным владельцем IPOC».
Процесс окончен. Процесс продолжается
Как бы то ни было одно в этой ситуации не вызывает сомнения — несмотря на то, что IPOC с уверенностью заявляет о своей победе, настоящий владелец 25,1% акций «МегаФона» станет ясен еще не скоро. В IPOC предупредили, что если LV Finance не одумается, и не вернет акции, компания готова прибегнуть к «жестким мерам». Правда, к каким — не рассказали. При этом до сих пор остается неясным механизм возврата. Ведь и к «Альфа-Телеком» формально теперь трудно найти подкоп.
Скандал вокруг Мегафона
Битва за «МегаФон» не утихает
Начать дискуссию