Как снизить дебиторскую задолженность (чек-лист)

Как снизить дебиторскую задолженность (чек-лист)

Рано или поздно практически перед любой компаний встает вопрос, как управлять дебиторской задолженностью. И мы поговорим именно о дебиторской задолженности покупателей.

Такой необходимости нет, пожалуй, только у компаний, занимающихся розничной торговлей. В них нет разрыва между продажей и поступлением денег – эти два процесса совпадают по времени.

В любых других чаще всего продажи можно заключить на три стадии: заключение сделки, продажа/ реализация товаров или услуг, и получение оплаты. Оплата может быть в несколько этапов – частичная предоплата, оплата по графику, постоплата.

В случае наличия постоплаты или оплаты по графику сразу возникает необходимость в управлении этим процессом. Если не вести учет и контроль дебиторской задолженности и пустить ситуацию на самотек, неизбежно станут возникать просрочки платежей, накопление сумм дебиторской задолженности и даже могут возникнуть кассовые разрывы.

Решение проблемы с дебиторской задолженностью достаточно простое – надо установить четкие и понятные правила, регламенты работы с дебиторской задолженностью и контроль за их соблюдением. И в данной статье мы рассмотрим пошаговый чек-лист, как это сделать. Инструкция на столько простая, что просто бери и делай. И получай неминуемый результат – дебиторка точно пойдет на спад.

Вот чек-лист работы с дебиторской задолженностью:

  1. Формирование реестра дебиторской задолженности
  2. Классификация задолженности по срокам, классификация просроченной и проблемной ДЗ
  3. Установление ответственности за сбор и работу с ДЗ
  4. Разработка порядка и регламента работы ДЗ для каждой группы ответственных
  5. Установление критериев для отнесения ДЗ к безнадежной, установление правил и порядка для списания безнадежной ДЗ
  6. Разработка шаблонов звонков, писем, претензий для отправки клиентам
  7. Разработка показателей KPI для сбора ДЗ.

Давайте рассмотрим пункты по порядку:

1. Формирование реестра ДЗ.

Очевидный пункт, но как ни странно, далеко не во всех компаниях эта работа проводится. Реестр – это некоторая таблица, в которой выведена вся информация по дебиторской задолженности.

Необходимые данные и группировки в строках:

- По менеджерам

- По клиентам (с телефонами и емейл)

- По договорам

Необходимые данные в столбцах:

- Плановый срок погашения

- Сумма задолженности

Пример реестра ДЗ:

Как снизить дебиторскую задолженность (чек-лист)

Такой реестр желательно выводить автоматически из учетной системы, например из 1С с установленной периодичностью, например, раз в месяц или неделю.

1. Классификация ДЗ.

1. Будущая ДЗ – срок оплаты по ней наступит в будущих периодах по условиям договоров.

2. Текущая ДЗ – срок оплаты по ней наступит в текущем периоде.

3. Просроченная ДЗ - срок оплаты по договору был в прошлых периодах, оплата не поступила или поступила не полностью

4. Проблемная ДЗ - дебиторская задолженность, по которой аргументированно проблемно взыскание дебиторской задолженности

5. Безнадежная ДЗ - дебиторская задолженность, по которой истек установленный срок давности или принято решение о признании ее безнадежной ранее этого срока ввиду невозможности востребовать

Просроченную ДЗ тоже лучше классифицировать и установить для каждой категории свое рекомендуемое действие:

Как снизить дебиторскую задолженность (чек-лист)

Классификация проблемной ДЗ:

Как снизить дебиторскую задолженность (чек-лист)

Определение типа дебиторской задолженности производится ответственными лицами.

3. Установление ответственности за сбор и работу с ДЗ

Каждая строка дебиторской задолженности должна принадлежать какому- то ответственному сотруднику, тогда она точно не потеряется.

За текущую дебиторку – ответственные менеджеры отдела продаж, каждый по своей группе, за общую сумму дебиторки – РОП или коммерческий директор.

За проблемную к взысканию – специалист юридического отдела, за ДЗ к списанию – бухгалтер.

4. Разработка порядка и регламента работы ДЗ для каждой группы ответственных

Для каждого из ответственных должен быть определен четкий порядок, что нужно делать и в какие сроки. Рассмотрим для примера порядок действий по сбору текущей дебиторской задолженности. Он может выглядеть примерно так:

Как снизить дебиторскую задолженность (чек-лист)

1. Установление критериев для отнесения ДЗ к безнадежной, установление правил и порядка для списания безнадежной ДЗ

Для того, чтобы дебиторская задолженность была признана безнадежной, необходимы также четко описанные критерии и порядок. Ведь списанная дебиторка – это прямые убытки компании, и такие ситуации должны быть исключительными в компании.

Пример порядка списания безнадежной дебиторской задолженности:

Как снизить дебиторскую задолженность (чек-лист)

6. Разработка шаблонов звонков, писем, претензий для отправки клиентам

При сборе оплаты с клиентов менеджер не должен думать, что сказать, какое письмо написать. Все скрипты звонков и шаблоны писем желательно также разработать и по возможности автоматизировать. Тогда работа по сбору денег будет поставлена на поток ,который просто нужно будет контролировать.

7. Разработка показателей KPI для сбора ДЗ.

Ну и как вишенка на торте завершает регламент сбора дебиторки установление системы мотивации (KPI), направленных на снижение или недопущение дебиторской задолженности.

У ответственных сотрудников – менеджеров по продажам, РОПа должен быть показатель в переменной части зарплаты или установленный процент на сбор установленной суммы поступлений денежных средств от клиентов.

Как снизить дебиторскую задолженность (чек-лист)

Заключение:

Все самые эффективные вещи выглядят достаточно скучно, здесь нет «волшебных» инструментов. Но есть четкий порядок, не оставляющий шанса ответственным сотрудникам компании оставить дебиторскую задолженность от клиентов без внимания.

Все данные шаги должны быть описаны в регламенте и обязательны для исполнения всеми сотрудниками, задействованными в процессе.

Такой порядок гарантированно приведет к существенному и быстрому снижению сумм дебиторской задолженности, и также сделает этот процесс полностью управляемым.

Начать дискуссию

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Интересные материалы

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.