Как считать пожизненную ценность клиента и в чём польза LTV для бизнеса

Работа с постоянными клиентами выгоднее, чем поиск и привлечение новых. Поэтому так важно строить долгосрочные отношения с покупателями. Насколько продуктивна работа с покупателями, помогает понять показатель LTV — Lifetime Value. В этом материале разбираем, как благодаря LTV можно оценивать работу маркетологов и решать спорные вопросы с клиентами.
Как считать пожизненную ценность клиента и в чём польза LTV для бизнеса

Автор: Зоя Стрелкова, руководитель направления «Экономика компании» в АРБ Про.

В чём польза LTV

Сама по себе цифра о пожизненной ценности клиента ничего не говорит. Но эта метрика как лакмусовая бумажка — сравнивая LTV с другими показателями, можно понять:

  • насколько эффективны рекламные акции по привлечению новых клиентов;

  • как поощрить лояльного клиента;

  • какую сумму можно потратить на покупателя с учётом уже заработанной на нем прибыли;

  • как персонализировать предложения.

Кто отвечает за LTV

Пожизненную ценность клиента используют маркетологи, менеджеры по продажам, отделы производства, маркетологи и финансисты. С помощью метрики:

  • меняют себестоимость продукта;

  • управляют затратами на логистику;

  • подбирают оптимальные скидки;

  • строят рекламные кампании;

  • решают проблемы с клиентами;

  • развивают ассортимент.

В итоге LTV показывает, насколько все усилия команды оказались результативны.

Как считать показатель

Самый простой расчёт у сервисов с ежемесячной подпиской: умножить ежемесячную прибыль от клиента на количество месяцев, которые он платит за товар.

Если с января по декабрь человек платит по 100 рублей в месяц за подписку за телеграм-канал, а прямые затраты канала на обслуживание равны нулю, то показатель LTV выглядит так:

LTV = 100 рублей * 12 месяцев = 1 200 рублей.

Чтобы понять, много это или мало, надо сравнить метрику с другими показателями.

С чем сравнивать LTV

Если человек подписался на канал, кликнув на рекламу, значит, у паблика есть маркетинговые расходы. Это метрика называется CAC (Customer Acquisition Cost) или стоимость привлечения. Если пожизненная ценность клиента больше CAC, то всё идет правильно.

Если привлечение клиента дорогое — нужна аналитика. Например, стоимость «клика» на телеграм-канал обошлась в 300 рублей, а подписка — 100 рублей в месяц. В этом случае важно удерживать человека, поскольку для компании с каждым месяцем он становится выгоднее.

Также LTV стоит сравнить с другими финансовыми показателями, например, с ROI (маркетинговая рентабельность инвестиций), Churn (скорость оттока клиентов) и ARPU (средняя прибыль с клиента).

Нетипичные подсчеты LTV

Чаще всего LTV используют при анализе компаний, которые зарабатывают через интернет: онлайн-сервисы, интернет-магазины, приложения. Ниже поговорим об особенностях, с которыми можно столкнуться в подсчётах LTV.

Если цена на продукт одна

Если продукт один и цена на него не меняется, то она считается по самой простой формуле.

Расходы на продвижение товара можно проследить буквально до каждого клиента. А значит, можно оценить прибыль от клиента с первого «клика» до покупки.

В этот момент начинают считать пожизненную ценность клиента.

Если цены на продукты разные

Если речь идет о продажах интернет-магазина, где фиксированной стоимости нет, то расчёты LTV окажутся немного сложнее.

Нужно учитывать стоимость купленных товаров и расходы на их доставку. В этом случае LTV считают в два этапа:

Как в примере с телеграм-каналом, можно сравнить LTV и CAC. Дополнительно в расходы следует добавить рекламу, рассылки и промокоды.

Если компания — поставщик продуктов

LTV можно посчитать для компаний-поставщиков продуктов в супермаркеты. Формула расчета выглядит следующим образом:

Работа с федеральными сетями, как правило, небесплатная. За листинг товара — размещение на полках — приходится платить.

Если производитель понёс расходы на вход в сеть (CAC), то он должен окупить их с помощью коммерческой прибыли (LTV).

Каждый раз, когда производитель допускает отсутствие залистингованного товара на полке или получает штраф за опоздание доставки, это ухудшает соотношение LTV и CAC.

Если очень много клиентов

Если у компании тысячи клиентов, то для анализа их объединяют в когорты — группы по определенным признакам.

Когортой можно назвать группу людей, которые стали клиентами, например, из-за новогодней акции.

Важно учитывать, что люди из этой группы со временем будут уходить. Кто-то «отвалится» после первого заказа, кто-то продержится полгода или год. LTV «акционной» когорты позволит понять, как скоро окупятся затраты на рекламную кампанию и сколько можно заработать, учитывая неизбежный отток клиентов.

LTV и уходящие клиенты

Показатель оттока называется Churn rate (коэффициент оттока). Его рассчитывают как процент людей, которые полностью перестали покупать за определенный период.

Чтобы получить цифру, нужно количество ушедших клиентов разделить на общее число покупателей.

Есть специальные методы подсчета, насколько окончательно ушёл клиент. Например, если человек читает материалы, заходит на сайт, то не считается потерянным, даже если сейчас не покупает.

Чем ниже будет отток, тем выше будет LTV когорты и тем лучше окупаемость рекламной кампании.

Считаем LTV рекламной кампании

Формула LTV клиентов, которые пришли во время новогодней акции, на второй месяц после кампании будет выглядеть так:

LTV = Среднемесячная прибыль с клиента * Количество клиентов + Среднемесячная прибыль с клиента * Количество клиентов * Коэффициент оттока

Когортный анализ вручную не ведут, для этого есть специальные сервисы.

Всегда ли прав клиент

Показатель пожизненной ценности клиента можно рассматривать как подход к отношениям с клиентом.

Поскольку многие люди работают с одной и той же компанией годами, их LTV становится очень высоким.

Представьте ситуацию. Компания работает с клиентом 5 лет. Его LTV уже сотни тысяч рублей. Но тут клиент возвращает заказ из-за качества. Начинаем разбираться — ситуация спорная. Либо сотрудники накосячили с доставкой, либо клиент неправильно хранил продукцию.

На этом этапе следует вспомнить про LTV клиента и задуматься, сколько денег он ещё принесёт. Оптимально в этом случае проявить лояльность и решить ситуацию в пользу покупателя без разбирательств.

Подытожим

Если клиент покупает у вас больше, чем один раз, стоит считать показатель LTV.

Для этого нужно:

  • определить прибыль с одного или группы клиентов;

  • определить затраты на них;

  • высчитать LTV конкретно для вашего бизнеса;

  • сравнить показатель с другими метриками.

LTV помогает сфокусироваться на прибыли от клиента, понять, сколько компания может получить или потерять.

Показатель заставляет иначе взглянуть на работу с покупателем и направить усилия на его удовлетворение.

Используя пожизненную ценность клиента вместе с другими показателями, например, CAC, ROI или маржинальность, можно улучшать эффективность бизнес-стратегии, снижать расходы на привлечение новых клиентов, выбирать каналы продвижения и прогнозировать доход.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1

Интересные материалы

Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.