Автоматизированная организация и учет рабочего времени: убираем человеческий фактор

Даже на самом маленьком предприятии работодатель обязан контролировать продолжительность производственных процессов коллектива.
Автоматизированная организация и учет рабочего времени: убираем человеческий фактор
Иллюстрация: Projecto.pro

Все нюансы важны: сколько часов, дней или месяцев трудился сотрудник, как долго был в отпуске или на больничном, какой установлен график — свободный или соответствующий строгому внутреннему распорядку дня по официальному производственному календарю. Учетно-организационные мероприятия необходимы не только в силу требований закона, но и в целях повышения результативности производства, а также для объективной мотивации штатных единиц!

К сожалению, строгий учет рабочего времени, как и его грамотная организация — не самое простое занятие для ответственных лиц. И помочь им могут два фактора:

  • уверенное знание принципов и особенностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами и практикой их применения;

  • СКУД (специальные программно-аппаратные комплексы) или более дешевые локальные программы для мелких и средних производств.

Отлично, если работодатель вооружится обоими средствами повышения эффективности трудовых отношений предприятия. Но даже если найти толкового специалиста, разбирающегося в вопросах кадров, не получится — всегда выручит хороший СКУД.

Зачем нужна организация рабочего времени

Если подойти к этому рационально, то в любой компании получится создать идеальный тайм-менеджмент. Вы сможете эффективно управлять важнейшим нематериальным ресурсом — рабочим временем — через оптимизацию его составных компонентов:

  • чередование смен;

  • режим праздников и выходных;

  • введение «перекуров»;

  • графики отпусков и т. д.

Хороший Time Management, конечно, не устранит всегда присутствующий риск массовых эпидемий и подобного форс-мажора. Зато грамотный Time Management обеспечит руководителя надежной системой предотвращения коллапса из-за непредусмотрительности кадровиков, неправильно составляющих графики и не умеющих мобилизовать людей в экстренных ситуациях.

Шесть преимуществ рационального управления временем

Продуманный тайм-менеджмент неизбежно вызовет 6 позитивных изменений в производстве и с его исполнителями:

  • увеличение продуктивности сотрудников из-за четкого распределения обязанностей и соблюдения графиков;

  • прозрачный расчет заработной платы и возможность в любой момент сверить фактически отработанные часы с официальным табелем;

  • оптимизация расходов по заработной плате;

  • улучшение трудовых отношений между членами коллектива за счет наставничества, ротации кадров, их взаимозаменяемости, подбора состава смен и их взаимодействия;

  • точное планирование управления кадрами;

  • нормирование процессов трудовой деятельности.

Конечно, умение достигать перечисленного дается не сразу: нужны опыт, знания и талант. Или тотальный провал проекта с последующим скрупулезным исправлением ошибок.

По крайней мере, теория менеджмента утверждает, что профессиональными управленцами становятся именно так.

Организация рабочего времени и времени отдыха с позиций законодательства

Главным нормативным актом, регулирующим вопросы труда, является ТК. Он действует на территории всех субъектов России, и его нормы являются общеобязательными.

Конкретно порядку ведения учета и организации труда, режиму рабочего времени, обязанностям работодателя и работников, нормальной продолжительности смены и иным вопросам посвящен четвертый раздел ТК.

Статьями с 91 по 105 определены все важнейшие аспекты, касающиеся:

  • планирования внутреннего трудового распорядка;

  • первостепенных и менее значимых условий трудового договора;

  • случаев оплачиваемого освобождения от трудовых обязанностей (простои, обучение, прочее);

  • гибкого графика, нормальной и сокращенной продолжительности труда, неполного рабочего дня;

  • смен и их допустимого количества;

  • суммированного и несуммированного учета рабочего времени;

  • отдыха (перерывы, перекуры, отпуск, отгулы и прочее);

  • ведения табеля учета рабочего времени и способов его контроля и т. д.

Другими словами, в разделе № 4 содержатся условия, правила и принципы, которых обязан придерживаться любой работодатель! Разумеется, перечисленными статьями императивы ТК, касающиеся отношений работника и работодателя, не исчерпываются.

Кодекс регламентирует как положения специальных категорий работников (несовершеннолетние, беременные, родители-одиночки, инвалиды), так и устанавливает общие ко всем требования. Например, 40-часовая трудовая неделя: ни при каких обстоятельствах промежуток с понедельника по воскресенье включительно не должен длиться для исполняющего должностные обязанности работника дольше, чем 40 часов в совокупности.

За 1 месяц получится от 160 до 176 рабочих часов. Это 4 полных календарных недели, дающих от 21 до 22 рабочих дней. Все остальное время выпадает на отдых.

Требования справедливы для любого режима работы без привязки к месяцам:

  • нормированный (5 рабочих дней в неделю по 8 часов);

  • сменный;

  • гибкий (плавающий) график;

  • ненормированный (обязательно письменно согласуется с работником!).

Конкретные условия прописываются в договорах и дополнительных соглашениях к ним.

Другие источники законодательного регулирования

Нормативная база регулирования рабочих взаимоотношений и процессов содержится не только в Трудовом кодексе и Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), но и в ряде узкоспециальных федеральных законов. Они регламентируют какую-то одну, узкую сферу:

  • финансирование при несчастных случаях на производстве («Об обязательном социальном страховании»);

  • зарплата и налогообложение («О бухгалтерском учете») и т. д.

Кроме федерального законодательства в стране действует ряд подзаконных норм в виде постановлений Правительства и специальных госорганов.

Нюансы корректного начисления зарплат

Обычно оплату труда производят за один из двух объектов:

  • фактически выполненный объем работ (сдельная оплата);

  • затраченное на трудовую функцию время (посменная/почасовая оплата).

Первый случай более частый. Для расчета таких зарплат необходим учет недель, месяцев и дней, а также начала и конца исполнения ежедневных трудовых обязанностей, в том числе посредством ведения специального табеля.

Ответственные за организационные процессы по рабочему времени

Как правило, на руководителе лежит обязанность планирования рабочего времени, а также принятие мер по его эффективной организации и учету. Такой масштабный процесс должен соответствовать нормативно-правовым требованиям, в том числе применительно к конкретной организационной форме предприятия:

  • бюджетная организация;

  • государственная служба;

  • коммерческое предприятие;

  • оборонный объект и т. п.

Разумеется, непосредственно исполнять указания руководителя будет уполномоченный его приказом подчиненный. Он и будет отвечать за фиксацию рабочего времени сотрудников и организацию четкого учета явок, отсутствия на работе, количества затраченных часов и т. д.

В помощь такому ответственному лицу рассчитывающая зарплату бухгалтерия разработает и утвердит табель. Он может быть как по унифицированной форме (№ 0504421), так и оригинальным: обязанность вести внутренний унифицированный учет отменена еще в 2013 году.

Многообразие способов учета рабочего времени в организациях и у ИП

Обратимся снова к главному источнику правовых норм, посвященных официальной работе, — ТК. В нем установлены 3 вида учета продолжительности исполнения должностных обязанностей:

  • поденный (каждый рабочий день длится одинаковое количество рабочих часов);

  • понедельный (разные дни недели длятся разное время, общее количество часов за неделю одинаковое);

  • суммированный (количество рабочих часов, дней недели в месяце не совпадает).

Другое название поденного и понедельного расчетов — несуммированный. В первом случае зарплата рассчитывается из количества отработанных дней, а во втором — из количества отработанных недель. Суммированный учет ведется по итогам истекшего месяца.

При этом все три вида учета применимы для любых графиков:

  • пятидневка;

  • шестидневка;

  • сменный (согласует профсоюз) и т. д.

Увы, универсального стандарта начисления зарплат нет. Но чтобы обезопасить предприятие от установленных КоАП штрафов, необходимо каждый шаг соотносить с требованиями ТК!

Автоматизированные средства организации рабочего времени

Давайте разберем 2 способа устранения ошибок планирования графиков работы, учета пребывания/отсутствия сотрудников и остальных процессов, касающихся рабочего времени:

  • СКУД (системы контроля и управления доступом);

  • производственные решения с программной реализацией.

Первые достаточно дорогостоящие и сложно вводятся в эксплуатацию, поэтому подходят для крупных и средних предприятий. Вторые приемлемы для малого бизнеса.

Особенности СКУД

Специальные программно-аппаратные комплексы многофункциональны, поэтому нацелены на многозадачность:

  • идентификация перемещающегося по территории предприятия персонала;

  • протоколирование явки и ухода с предприятия;

  • отслеживание перемещений, событий и их длительности (перекуров, обеда, перерывов в работе и т. п.).

А еще со СКУД составляется отчетность по недобросовестным работникам, в том числе собираются доказательства их прогулов и прочих нарушений трудовой дисциплины.

Какие программные решения для производства используются

Вот список из 4 самых популярных вариантов:

  • CRM-системы;

  • модули, дополняющие бухгалтерский софт;

  • тайм-трекеры на рабочих местах сотрудников;

  • таблицы любого редактора.

Первые два являются комплексными методами, а вторые — локальными. Всем перечисленным программным решениям свойственны как специфические недостатки, так и достоинства.

Какие календари подходят для СКУД

Вот три оптимальных категории календарей (их можно заменить подходящим ресурсом, специфически отображающимся в списке календарей):

  • личные — принадлежат только пользователю системы и приглашенным им участникам;

  • рабочие — отражают события, касающиеся трудового коллектива или его структурной части (отдел, служба);

  • корпоративные — открыты для всех сотрудников компании.

Аналогом может стать поездка или другое мероприятие, тоже фиксирующееся в том же самом списке.

Начать дискуссию

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении
Лучшие спикеры, новый каждый день

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Интересные материалы

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.