Менеджмент

Система управления рисками на предприятии. Что это такое?

Если намеченный план выполняется на 100% или близко к этому показателю — это прекрасно! Но случаются различные нюансы, когда что-то идет не так, причем по независящим от вас причинам.
Система управления рисками на предприятии. Что это такое?
Система управления рисками на предприятии

Например, подвел поставщик или клиент не смог своевременно внести оплату, или при проведении земляных работ снаружи здания случайно повредили ваш интернет-кабель и нужная информация стала вам недоступна. На возвращение в привычное рабочее русло потребуется какое-то время, а в налаженном бизнес-процессе лишнего времени нет. И чем крупнее бизнес, тем важнее заранее подготовиться к решению подобных проблем.

Самым правильным решением станет внедрение системы управления рисками. Рассмотрим подробнее, что она собой представляет и как с ней работать. Разберем, что включает в себя понятие риск менеджмента и как им руководствоваться.

Что же такое система риск-менеджмента

В компании такая система представляет собой комплекс мероприятий, правил и документов, с помощью которых определяются основные риски и принимаются меры по реагированию на них. Количество правил и документов, а также организационных мероприятий зависит от размеров бизнеса. Целью системы является поддержка стабильной работы компании или предприятия даже при негативных влияниях различных факторов.

В маленьких компаниях система включает лишь ряд документов, в которых описаны риски и реакции на них, а затем эта информация доводится до всех сотрудников. То есть при возникновении той или иной негативной ситуации среагировать на нее, по мере своих возможностей, должны все работники предприятия.

В крупных компаниях дело обстоит иначе: формируются специальные отделы безопасности, риск-менеджмента, внутреннего контроля и другие. Они, в свою очередь, взаимодействуют по решению проблем с юридическими и другими отделами. А чтобы их работа была отлаженной и согласованной, необходимо применить четкую и понятную оценку рисков. Например, если говорить о пожарной безопасности, то для быстрого выхода из чрезвычайной ситуации нужно проведение инструктажей, обеспечение работников индивидуальными средствами защиты, план эвакуации и т. д. А чтобы избежать финансовых рисков, применяются специальные страховые программы.

Какие стандарты существуют в области риск-менеджмента

Большинство из них типовые и подходят практически для любого предприятия. Стандарты разработаны для упрощения описания и урегулирования рисков. К ним относятся:

  • менеджмент риска ISO 31000:2018 «Risk management — Guidelines». В русскоязычном варианте это ГОСТ Р ИСО 31000-2019;

  • модель управления рисками COSO ERM;

  • стандарт для увеличения стабильности работы — Risk Management Standard FERMA.

Несмотря на то что каждый из этих стандартов имеет свои особенности и сферы применения, они похожи. Все они помогают выявлять самые различные риски, разрабатывать правильные методы и реакции на каждый риск. Кроме того, они определяют четкую последовательность действий по организации системы риск-менеджмента и содержат ценные практические рекомендации. Несмотря на очевидную пользу таких стандартов, не все предприниматели торопятся применять систему управления рисками на своих предприятиях. Многих останавливают немалые стартовые затраты на ее внедрение.

Для чего и кому нужны методы управления рисками

Методы управления направлены на исключение или снижение убытков от этих рисков, а поскольку главной задачей любого бизнеса является прибыль, благодаря правильным действиям в тех или иных ситуациях способность получать доход сохраняется. Она будет сохраняться без оглядки на различные нюансы в течение всего времени работы компании, независимо от негатива каких-либо факторов.

Перечислим основные методы управления рисками.

Уклонение — уход от проблемной ситуации

Хорошей стратегией является предотвращение наступления риска, если его возможность велика. К примеру, прежде чем заключать договоры с новыми партнерами или поставщиками, лучше лишний раз проверить их надежность, чтобы не заключить спорный контракт. Или вовремя прекратить финансирование проекта, снижая денежные потери в случае его неудачного завершения. С другой стороны, излишняя осторожность может сказаться негативно на развитие компании, тем более что все риски предугадать не получится.

Распределение рисков

Это еще один действенный метод, который еще называют «аутсорсингом» или «передачей». Он предполагает при обнаружении какого-либо риска распределение ответственности внутри компании по ее структурным подразделениям. То есть риск опознается, описывается и документируется, а затем формируется верное решение. Например, если речь идет о плохо продающихся товарах, принимаются решения о ребрендинге, увеличении географии охвата, улучшению и увеличению ассортимента и т. п.

Локализация рисков

Такой метод подразумевает обратную реакцию: если проект кажется рискованным, лучше локализовать его в конкретной среде. К примеру, если известный бренд начинает выпускать новую продукцию, предугадать спрос на которую пока невозможно, лучше выделить ее в отдельную линейку или даже организовать дочернее предприятие, чтобы не навредить репутации бренда. Так нередко поступают с различными экспериментальными товарами.

Компенсация рисков

Суть этого метода можно сравнить с принципом уравновешивания весов, то есть на каждый негативный фактор должны быть заранее подготовлены свои меры. А на тот случай, если риск не удается полностью компенсировать, необходимо предусмотреть меры для смягчения последствий.

Этапы управления рисками

Стратегия управления рисками направлена на соблюдение принципа безубыточности деятельности компании, на обеспечение лучшего соотношения между уровнем дохода и принимаемыми предприятием рисками. Это не просто набор одномоментных действий, а целый комплекс целенаправленных этапов.

Что же нужно делать? Первым делом нужно выявить риски. Если риск один, то разобраться с ним будет проще, а если их несколько, то для удобства их следует разбить на группы с учетом шанса появления и возможных убытков. В этом вам поможет матрица вероятностей и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011, где описано несколько различных методов анализа рисков, среди которых проведение интервью, контрольные листы и многие другие. Далее необходимо выбрать правильные реакции на определенные риски, выработать перечень мер и стратегий, которые помогут снизить вероятность убытков. Это могут быть такие действия, как создание резервов и документов, страхование и дополнительные должностные инструкции. Все они помогают если не исключить риск, то хотя бы его минимизировать.

В случае возникновения риска эти действия нужно будет реализовывать по составленной ранее схеме. Затем проанализировать, оценить результат и, если это необходимо, внести корректировки. Кроме того, такой процесс, как мониторинг рисков, должен вестись постоянно. Необходимо учесть, что этапы управления рисками в компании взаимодействуют между собой, а также с другими факторами, поэтому должны рассматриваться в контексте всей бизнес-деятельности.

Как можно управлять рисками

Как уже было описано выше, поэтапные действия, включающие определение, оценку, выбор стратегии, ее реализация и последующий анализ действий, — все это и представляет собой систему управления рисками в компании или на предприятии. Несмотря на то что процесс кажется несложным, за каждым из этапов стоит большой объем работы, а к каждому из пунктов следует отнестись с максимальной ответственностью. Желательно, чтобы этим занимались знающие люди, эксперты в области или специализированные агентства. Учитывая размеры вашего бизнеса, можно привлечь сторонних специалистов или сформировать свой отдел управления рисками.

Огромный плюс в том, что современные компьютерные технологии позволяют практически полностью автоматизировать процессы управления, а для этого нужно внедрить особое ПО — систему управления организацией. Здесь также есть выбор: это может быть таск-менеджер (программа управления проектами) или BPM-система.

В идеале, если выбранная вами система будет включать весь функционал управления: отвечать за постановку задач и контроль над ними, вести проекты, планировать организационные структуры и формировать календари сотрудников. Важно также сохранение переписки, отслеживание статуса реализации проектов и своевременные оповещения о новых задачах.

Начать дискуссию

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить
Инвестиции

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

7

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Интересные материалы

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении