Система управления логистикой: как сэкономить на «последней миле» до 20%. 4 доступных сценария

«Последняя миля» — самый дорогой этап доставки. Как правило, на него приходится 40-50% от стоимости перевозки. Еще больше увеличить расходы на этот отрезок могут 3 популярные опции

«Последняя миля» — самый дорогой этап доставки. Как правило, на него приходится 40-50% от стоимости перевозки. Еще больше увеличить расходы на этот отрезок могут 3 популярные опции:

  1. доставка в день заказа,

  2. бесплатная доставка,

  3. бесплатные возвраты.

Однако отказаться от них не так-то просто. Для клиентов именно эти параметры сервиса имеют решающее значение при выборе магазина или маркетплейса. Поэтому ритейлеры редко готовы ими жертвовать, а если и идут на такие шаги, то обычно первоначально тестируют нововведения, а затем уже масштабируют на все группы покупателей.

Чтобы искать возможность для экономии дальше, стоит выяснить, из чего вообще складывается стоимость логистики «последней мили»:

  1. водители и курьеры: последний год зарплаты тут выросли в среднем на 20%, так что экономить будет трудно,

  2. топливо и транспортные средства (25% от доставки «последней мили»): цены на бензин в 2023 прибавили в среднем 9,69%,

  3. посредники: стоимость доставки компаниями-исполнителями также постоянно повышается,

  4. специальное оборудование и упаковочные материалы (холодильные установки, «пупырка» и многое другое),

  5. возвраты,

  6. непредвиденные траты,

  7. софт (10-15% от затрат).

Что можно противопоставить растущим расходам? Как ни странно, поможет именно последний пункт списка – специализированное ПО.

Самые популярные digital-сценарии экономии

1. Умная оптимизации маршрутов.

Умные алгоритмы (обычно здесь используют ML-модели) быстро находят оптимальные пути и распределяют заказы с учетом объемов, состояния дорог, предполагаемого времени доставки, складов, временных окон магазинов, вместимости транспортных средств, загруженности и других факторов. Понятно, что вручную переработать такое количество данных и тысяч разнообразных параметров вряд ли возможно, а система рассчитает все за несколько секунд, плюс сократит операционные расходы, затраты на топливо. Особенно значима такая экономия будет на больших объемах перевозок.

Так, компания Hardie's Fresh Foods, крупный дистрибьютор продуктов питания в Техасе, с ее помощью сократила пробег на 20%, в 8 раз ускорила процесс планирования, на 14% увеличила мощность доставки и на 12% снизила расходы на водителей.

2. Распределение нагрузки.

Основная цель — максимально эффективно использовать ресурсы. Правильное заполнение большего пространства грузовика помогает снизить транспортные расходы, частоту доставки и риск повреждения товара из-за свободного места в авто. Эффективное распределение груза сокращает количество транспортных средств и человеческих ресурсов, что приводит к значительной экономии средств, повышению эффективности и точности. Программное обеспечение упрощает процесс масштабирования, сокращает время планирования и учет сложных ограничений.

Например, Telgian, мировой поставщик услуг в области противопожарной защиты, охраны и безопасности, после внедрения специального ПО снизила месячное время планирования на 256 часов (82%), численность персонала на 66% и увеличила темпы роста на 19% по сравнению с предыдущим периодом.

3. Трекинг в режиме реального времени.

Менеджеры и водители отслеживают перемещение товара и транспортных средств на всем протяжении цепочки. Такие технологические решения обеспечивают видимость в реальном времени, помогая управлять критическими показателями эффективности (KPI) для доставки «последней мили». Инструменты могут включать в себя GPS-трекинг, электронные модули учета рабочего времени, а также системы уведомлений, GPS-заполнения и маршрутизации для отслеживания, контроля и оптимизации работы автопарка. Обычно реализуются в виде мобильных приложений для курьеров/водителей и клиентов.

С помощью внедрения трекинга в компании TopDelivery сократили время доставки на день, плюс, уменьшили нагрузку на собственные сервисы, в частности операторов call-центра, так как теперь процесс согласования идет гораздо быстрее. Кроме этого, покупателям стало удобнее отслеживать посылки, что, естественно, сказалось на росте лояльности.

4. Автономная работа карт.

Отсутствие бесперебойной связи между логистическими провайдерами, клиентами и персоналом доставки может привести к задержкам, неэффективности процесса и потери клиентов. Некоторые системы управления доставкой работают в автономном режиме. Покупка найдет клиента даже в регионах с плохим покрытием сети или там, где навигатор часто «сходит с ума». Сопутствующие результаты внедрения мобильного приложения с автономной картой: повышается уровень удовлетворенности, а количество возвратов/отказов падает.

Например, сеть «М.Видео» внедрила мобильное приложение для водителей-экспедиторов. Оно поможет повысить качество доставки «последней мили», так как правильная работа с опозданиями заметно влияет на сокращение издержек, связанных с претензионной деятельностью, и снижает уровень отказов при доставке. Ожидается, что уровень нерезультативных доставок сократится на 30%.

Стоимость ПО

Важным для экономии станет и обдуманный подбор софта. Необходимо определиться с вариантами развертывания — облако будет в среднем на 15-30% дешевле из-за экономии на инфраструктуре. Локальное размещение на собственных серверах обойдется дороже, но крупный бизнес скорее предпочтет его из-за надежности и безопасности.

Также важно выбрать между коробочным продуктом, кастомной разработкой или собственным ПО. Для среднего и малого бизнеса лучше всего подойдет готовое коробочное решение на основе подписочной модели (SaaS). Оно будет полезно для сезонного использования, при стандартных внутренних системах. Порядок цен здесь начинается от 182 000 рублей в месяц. Крупные компании чаще фокусируются на индивидуальной кастомизации с соответствующим сервисным сопровождением. В таком случае бюджет может составлять от 1,5 до 2 миллионов рублей. Программа должна легко обмениваться информацией с внутренними системами компании, а технические консультанты оперативно реагировать на запросы.

Самостоятельная разработка будет еще дороже и потребует инвестиций, помимо всего прочего, еще и в команду высокопрофессиональных дефицитных ИТ-специалистов.

Больше полезной информации в ТГ-канале!

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!