​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

Сегодня мы расскажем вам об одном из таких дел, покажем некоторые элементы изнанки судебной процедуры, которые также могут послужить налогоплательщикам в формировании правильной линии защиты.

Суть дела. В отношении компании налоговым органом было вынесено решение о привлечении к ответственности за якобы нереальные взаимоотношения с поставщиком. По мнению инспекции, реальную поставку осуществлял первичный поставщик (он был на 3 звене)

Условия судебного разбирательства. В арбитражном суде нашего региона во время рассмотрения нашего дела существовал специальный набор судей, который рассматривал исключительно налоговые дела. Это позволяло не объяснять некоторые очевидные моменты и термины, т.к. судьи за несколько лет уже поднаторели в налоговом праве и практике его применения. Однако, бывает и обратная ситуация: иногда налоговые дела судья рассматривают вперемешку, например, с делами административными, не специализируясь конкретно ни на одном из этих видов. Это значительно замедляет ход дела. Также актуальным для любого судьи будет чрезмерная его загруженность, что тоже значительно влияет на процесс (иногда, приходя на заседания по нашему делу мы видели, что в этот день у судьи назначено уже 20-25 заседаний)

Ход судебного процесса. Стандартная схема любого процесса должна выглядеть так: после принятия заявления к рассмотрению судом назначается предварительное заседание, в ходе которого решается вопрос о переходе в основное разбирательство. С учетом этого судебный процесс и наше в нем поведение выглядело следующим образом: на предварительном заседании была озвучена общая позиция с кратким обзором доводов о незаконности решения налогового органа (была подтверждена деловая цель привлечения поставщика; приведены доказательства его реальной экономической деятельности, а также взаимоотношений с нашими заказчиками). Эта краткость нужна была прежде всего для того, чтобы начать убеждать суд в своей правоте, не перегружая его излишними деталями в начале процесса (помним про количество дел у него). После того, как налоговый орган приобщил к делу все материалы проверки, суд решил перейти в основное судебное разбирательство.

Поведение налогового органа. Сразу скажем, что, к его чести, налоговый орган вел себя в процессе абсолютно корректно и добросовестно: не было ни чрезмерного затягивания сроков, ни предоставления доказательств, полученных уже в ходе суда. Доводы же инспекции сводились к следующему: не было причин привлекать именно спорного поставщика (могли обратиться к контрагенту 3 звена напрямую); допрошенные водители не подтверждают доставку непосредственно спорному контрагенту и налогоплательщику (доставляли сразу конечному покупателю); у поставщика не было трудовых и материальных ресурсов. Контрдоводы были такими: налоговый орган не нашел доказательств прямых взаимоотношений налогоплательщика и контрагента 3 звена; доставка до конечного покупателя является нормальным условием договора; для деятельности "перекупщиков" много ресурсов и не нужно.

Мнение судьи. Разбиравшая несколько лет налоговые споры судья и в этот раз не сплоховала: сразу обратила внимание на ключевой момент, связанный с реальностью сделки (фраза почти дословно: а если бы контрагентом налогоплательщика был Газпром налоговый орган так же требовал бы доставки товара сначала в Санкт-Петербург?). И вот, почти годовое судебное разбирательство привело к положительному для компании исходу.

Вывод. Дело, доведенное нами до победного конца показывает не только важность формирования стройной системы доказательств своей правоты (в нашем случае - реальности сделки), но также учета особенностей судебного процесса по налоговым делам, в том числе и у конкретного судьи.

Начать дискуссию

Минпромторг просит Верховный суд ввести обеспечительные меры при патентных спорах

Во время судебных разбирательств компании могут заключать контракты и поставлять продукцию. Ведомство предлагает пересмотреть это и наложить на участников патентных споров обеспечительные меры.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»

От сдачи отчетов без штрафов до обмена документами с контрагентами по всему миру: разбираемся, почему «СБИС Бухгалтерия» — это эффективное и выгодное решение для вашей бухгалтерии.

5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»

🏃 Дистанционного работника временно можно привлечь на работу в офис. Нужно закрепить дни, когда в офисе, когда вне, подсказывает кадровый специалист

По ТК работать дистанционно можно на постоянной основе, а временно не более 6 месяцев или периодически. Можно чередовать то дистанционную работу, то офисную.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Госкомпании заключили с малым бизнесом контракты на 1,6 трлн рублей

Контракты с государственными компаниями заключили 89,5 тысяч представителей малого и среднего бизнеса. У МСП закупают химические вещества, продукты, ПО, услуги по страхованию и финансовому посредничеству.

Цифра дня. Про удаленку

Сотрудники российских компаний не хотят летом сидеть в душных офисах.

Цифра дня. Про удаленку

Набиуллина планирует поднять штрафы за манипулирование рынком

Размер наказания должен зависеть от объема ущерба, который был причинен в результате манипулирования финансовым рынком.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Доход самозанятого превысил 2.4 млн руб.: что делать заказчику

Иногда самозанятость возникает как вынужденная мера, а иногда становится результатом личного выбора. Независимо от причин, мало кто откажется от возможности заработать «лишние» деньги. Но что делать, если доход превысил установленную норму?

Доход самозанятого превысил 2.4 млн руб.: что делать заказчику

Надо ли облагать налогами и взносами компенсацию при переезде сотрудника

Многие крупные компании практикуют периодическую «ротацию кадров» - перемещение сотрудников в разные офисы и представительства в других регионах. Проработав несколько месяцев или лет, работник уезжает в другой регион для развития или поддержания компании. Естественно, такой переезд должен быть компенсирован, к тому же, это прямое требование законодательства, в т.ч. ТК и НК РФ. Но надо ли облагать компенсацию налогами и взносами?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

Новый глава Счетной палаты объявил о завершении моратория на проверку IT-компаний: что дальше

Борис Ковальчук считает, что пора проверить ценообразование в сфере цифровизации после отмены моратория на проверки компаний ИТ-сферы.

Можно ли в банкротстве оспорить отказ от наследства?

👉🏼 Иногда в банкротстве совершаются необычные сделки, которые в последующем пытаются оспорить кредиторы или арбитражный управляющий. Сегодня расскажу об одном таком примере.

Общество

Кинотеатры снова показывают пиратские фильмы

В кино вернули показ зарубежных фильмов во время предсеансного обслуживания. Зрители могут посмотреть голливудские новинки, а после — короткометражку российских режиссеров.

Доставка товара курьером: как интернет-магазину принимать оплату

Возможность выбрать вариант расчетов повышает лояльность и привлекает покупателей, а современные технологии позволяют обеспечить этот выбор без дополнительных затрат. Разбираем все возможные способы приема оплаты интернет-магазином с курьерской доставкой.

Доставка товара курьером: как интернет-магазину принимать оплату
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Арбитражные судьи будут изучать информацию из открытых источников

Верховный суд разрешит судьям самостоятельно искать и анализировать информацию из открытых источников, которая относится к арбитражным делам.

ОСАГО

Полис ОСАГО подешевел на 3%

В среднем застраховать автомобиль можно на 6 779 рублей. Дороже всего автогражданка обойдется в Ингушетии, в Новосибирской области и Кабардино-Балкарской республике.

Топ–5 подводных камней при ведении кадрового делопроизводства

Проблемы с кадровым делопроизводством и неправильным взаимодействием между отделами может привести к серьезным последствиям.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Переход с УСН на общий режим включает несколько этапов

Если компания или ИП понимает, что слетает с УСН, нужно предпринять поэтапно ряд действий, чтобы соблюсти требования НК и перейти на общую систему налогообложения (ОСНО).

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Все, что нужно знать об акте выполненных работ с внештатными исполнителями

Работая внештатными исполнителями, важно правильно оформлять отношения на всех этапах сотрудничества – особенно, когда речь идет об оплате услуг. Для проведения платежей недостаточно использовать только чек – важно также предоставить акт выполненных работ.

Все, что нужно знать об акте выполненных работ с внештатными исполнителями
1

Как работодатели определяют лучшее время для поиска сотрудников

Компании стараются не нанимать новых работников в период отпусков и после новогодних праздников. Чаще всего вакансии открываются в октябре, в утренние часы понедельника.

Интересные материалы

ЦБ дополнит нормы о цифровом рубле, так как с 2025 года будут правила об их взыскании

Банк России опубликовал проект изменений в свое положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля».