Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?
Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Вместе с Юлией Батальцевой, директором по маркетингу EasyStaff, компании-разработчика IT-решений для фрилансеров, рассмотрим основные аспекты моделей и поможем сделать осознанный выбор.

В чем разница между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом

Фриланс, аутстаффинг и аутсорсинг — это три разных подхода к организации работы, которые могут быть использованы бизнесом для достижения определенных целей.

Фриланс

Фриланс — это форма занятости, при которой человек работает независимо от какой-либо организации или принимает заказы от работодателей по мере необходимости.

Характеристики:

  • фрилансеры обычно используют самозанятость или ИП и работают на себя;

  • они могут работать на разных проектах и с разными клиентами одновременно;

  • оплата за работу происходит на основе выполненных задач по часам или по другим согласованным условиям с клиентом.

Примеры успешного применения:

  • Создание контента для маркетинговых кампаний: фрилансер написал серию статей о туристических направлениях для турагентства, что привело к росту трафика на их сайте и увеличению числа бронирований.

  • Дизайн: специалист разработал креативный логотип для стартапа, который выделяется среди конкурентов и помогает бренду привлекать внимание клиентов.

  • Разработка веб-сайтов: фрилансер создал интерактивный и удобный веб-сайт для бронирования жилья, что помогло привлечь новых постояльцев и увеличить объем продаж.

Аутстаффинг

Аутстаффинг (Outstaffing) представляет собой модель организации трудовых отношений, при которой компания арендует сотрудников у посредника (аутстаффинговой компании), которая затем выступает в качестве работодателя этих сотрудников.

Характеристики:

  • сотрудники аутстаффинговой компании работают на клиентов по контракту;

  • компания-клиент контролирует работу аутстаффинговых сотрудников, но не является их работодателем;

  • оплата за услуги осуществляется обычно на основе определенной ставки за каждого аутстаффингового сотрудника.

Примеры успешного применения:

  • Разработка программного обеспечения: компания-заказчик аутстаффила команду разработчиков для создания новой платформы для онлайн-продаж, что позволило существенно сократить время разработки и уменьшить затраты на обслуживание персонала.

  • Кадровое администрирование: фирма привлекла аутстаффинговую компанию для управления всеми аспектами человеческих ресурсов, что позволило сосредоточиться на основной деятельности и повысить эффективность бизнес-процессов.

  • Бухгалтерские услуги: организация использовала аутстаффинг для обеспечения финансовой отчетности и налогового учета, что позволило снизить затраты на содержание внутреннего бухгалтерского отдела и повысить точность отчетности.

Аутсорсинг

Аутсорсинг — это передача определенных бизнес-процессов или функций третьей стороне, чаще всего другой организации.

Характеристики:

  • компании, занимающиеся аутсорсингом, обычно специализируются на определенных услугах или процессах;

  • аутсорсинг может включать передачу как операционных, так и вспомогательных функций, таких как IT-поддержка, бухгалтерия, маркетинг и т. д.;

  • обычно заключаются долгосрочные контракты, регулирующие обязательства и ожидания относительно качества и сроков выполнения работ.

Примеры успешного применения:

  • Финансовое и кадровое администрирование: компания аутсорсирует бухгалтерские услуги финансовой фирме, что позволяет последней точно и своевременно вести учет, снижая риски ошибок и уменьшая нагрузку на собственный персонал.

  • IT-инфраструктура: крупная корпорация аутсорсит управление своей IT-инфраструктурой специализированной компании, которая обеспечивает непрерывную работу систем, сокращает время простоя и обеспечивает защиту от киберугроз.

  • Клиентский сервис: онлайн-ритейлер аутсорсит обработку звонков своим клиентским сервисным партнерам, что позволяет им обрабатывать больший поток запросов и обеспечивать быстрое и качественное обслуживание клиентов во время пиковых нагрузок.

Все модели предоставляют бизнесу разные возможности и подходы к решению задач.

Фриланс чаще всего используется для временного выполнения конкретных заданий или проектов, аутсорсинг представляет собой долгосрочную стратегию передачи определенных функций или процессов третьим сторонам, а аутстаффинг — некая середина.

Но какие у подходов плюсы и минусы?

Фриланс: преимущества и недостатки

Плюсы

1. Доступ к специализированным навыкам: фрилансеры часто специализируются в «узких» областях, что позволяет им предлагать высококачественные услуги. Например, веб-разработчик с фокусом на создании мобильных приложений может иметь более глубокие знания в области GameDev, чем полноценная веб-студия.

2. Экономия на зарплате и офисных расходах: фрилансеры не требуют постоянной зарплаты, ДМС, пенсионных и т. д., а также не нуждаются в офисном пространстве или оборудовании.

Это позволяет компаниям экономить и использовать сотрудников по мере необходимости. Например, стартап может нанять временного исполнителя для создания логотипа вместо того, чтобы содержать в штате дизайнера.

3. Масштабируемость: благодаря фрилансерам бизнесы могут быстро расти или сокращать свою деятельность в зависимости от текущих потребностей. Например, интернет-магазин цветов и подарков может временно нанять фрилансера для управления контентом в социальных сетях в период праздников или распродаж.

4. Интернациональность: благодаря доступу к глобальному рынку труда фрилансеры могут работать с клиентами со всего мира, что позволяет им расширять свой опыт и навыки. 

Минусы

1. Неустойчивость: фрилансеры могут внезапно изменить расписание работы или даже прекратить сотрудничество без предупреждения. Это может привести к задержкам в проектах и нестабильности в бизнесе.

Для того, чтобы проблем не возникало, обязательно заключайте договор подряда (ГПХ).

2. Коммуникация: иногда возникают проблемы с общением из-за разных часовых поясов, языковых барьеров или просто недостаточной доступности фрилансера.

3. Зависимость от одного поставщика услуг: если бизнес слишком сильно зависит от одного специалиста, это может быть рискованно. В случае его недоступности или ухода работа компании сильно затормозится.

Аутстаффинг: преимущества и недостатки

Плюсы

1. Интеграция с бизнес-процессами: при аутстаффинге компании могут интегрировать внешних специалистов в свои бизнес-процессы, обеспечивая эффективное взаимодействие с инхаус командами. Например, крупная компания в сфере информационных технологий аутстаффит (пользуется услугами) небольшую команду разработчиков для создания нового ПО.

Внешние разработчики активно взаимодействуют с внутренними командами по методологии Agile, участвуют в ежедневных стендапах и регулярных ревью кода, что позволяет интегрировать их в процессы разработки.

2. Сокращение административных обязанностей: внешние поставщики услуг обычно берут на себя определенные административные функции, такие как учет рабочего времени, управление налогами и выплаты заработной платы, что освобождает компанию от этого бремени. Например, небольшой стартап пользуется услугами бухгалтерской компании для ведения налогового учета. Внешний поставщик берет на себя все административные задачи, связанные с учетом рабочего времени, выплатами заработной платы, подготовкой налоговых деклараций.

3. Высокая конкурентоспособность: аутстаффинг позволяет компаниям быстрее реагировать на изменения в рыночной среде, внедрять инновации и запускать продукты или услуги. К примеру, маркетинговое агентство аутстаффит агентство по аналитике данных для проведения глубокого анализа рынка и поведения потребителей. Полученные данные позволяют компании лучше понимать тренды в отрасли и адаптировать свои стратегии для повышения конкурентоспособности.

4. Доступ к специализированным технологиям: через аутстаффинг компании могут получить доступ к передовым технологиям, которые могут быть недоступны или требуют значительных инвестиций в обучение сотрудников. Например, производитель автомобилей аутстаффит консалтинговую фирму, специализирующуюся на разработке электронных систем управления двигателем, для улучшения топливной экономичности своих автомобилей.

Эксперты из внешней компании предоставляют доступ к передовым технологиям и знаниям, которые помогают оптимизировать работу двигателей.  

Минусы

1. Риск утечки конфиденциальных данных: передача чувствительной информации третьим сторонам в рамках аутстаффинга может создавать риск утечки конфиденциальных данных или нарушения безопасности. Недостаточные меры защиты информации могут привести к серьезным последствиям для компании.

2. Непостоянство качества услуг: качество услуг, предоставляемых аутстаффинговой фирмой, может варьироваться в зависимости от квалификации и опыта персонала, который работает над проектом. 

3. Сложности в управлении проектом: управление процессами и координация деятельности между внутренними и внешними командами может быть сложной задачей. Недостаточное управление проектом может привести к задержкам выполнения задач и перерасходу ресурсов.

4. Риск потери интеллектуального капитала: при завершении контракта с аутстаффинговой фирмой компания может столкнуться с риском потери опыта и знаний, которые они получили от внешней команды в рамках проекта. Это может затруднить будущую работу или развитие бизнеса.

Аутсорсинг: преимущества и недостатки

Плюсы

1. Снижение рисков: внешние поставщики услуг могут взять на себя определенные обязательства и задачи, что позволяет снизить риски для самой фирмы. Например, фармацевтическая компания аутсорсит клинические испытания новых лекарственных препаратов специализированным исследовательским организациям, чтобы снизить риски, связанные с оперативными и регуляторными аспектами исследований.

2. Быстрая реакция на изменения: профессиональные поставщики услуг могут обеспечить более быструю и гибкую реакцию на изменения в рыночных условиях или внутренние потребности бизнеса. Например, технологический стартап аутсорсит тех.поддержку своего мобильного приложения внешней компании, что позволяет быстро реагировать на изменения запросов рынка и внедрять улучшения.

3. Оптимизация ресурсов: аутсорсинг помогает совершенствовать использование ресурсов фирмы, направляя их на более стратегически важные задачи и проекты. Например, международная корпорация аутсорсит часть операций в страны с низкой стоимостью рабочей силы, что максимизирует применение ресурсов и снижает общие затраты на производство и обслуживание.

4. Концентрация на основной деятельности: аутсорсинг позволяет организациям сосредоточиться на своем основном бизнесе, а не тратить время и ресурсы на неключевые функции, такие как IT-инфраструктура или бухгалтерия. К примеру, крупная IT-компания аутсорсит обслуживание бухгалтерии через CRM-систему, принадлежащую другой компании. Таким образом, можно сфокусироваться на разработке новых продуктов и улучшении сервиса для клиентов.

Минусы

1. Сложности в управлении изменениями: передача определенных функций или процессов внешнему поставщику услуг может создать сложности во внедрении новых стратегий или направлений развития бизнеса.

Например, консалтинговая компания решила передать на аутсорс управление своим отделом маркетинга, чтобы сосредоточиться на основном направлении. Однако, когда рынок потребовал адаптации к возникшим трендам, фирма столкнулась со сложностями в координировании изменениями.

Внешний поставщик услуг не смог оперативно реагировать на запросы, что привело к потере конкурентоспособности на рынке.

2. Потеря внутреннего опыта и контроля качества: это происходит, поскольку компания больше не полностью контролирует процессы выполнения задач. Например, после передачи своих ферм за рубеж, международная организация по производству молока (базирующаяся в России) столкнулась с потерей контроля качества продукции, так как не имела возможности отслеживать процесс и следить за его соответствием стандартам.

3. Ограниченная гибкость в настройке: в некоторых случаях внешний поставщик может предлагать ограниченные возможности настройки услуг под конкретные потребности компании.

К примеру, фабрика производства мебели решила передать на аутсорс свою систему управления персоналом. Однако у фирмы были специфические требования, которые внешний поставщик не учел. В результате выстроенная система руководства пострадала.

4. Сложное завершение сотрудничества: при завершении сотрудничества с внешним поставщиком услуг могут возникнуть трудности с переносом данных и процессов обратно.

Например, предприятие, специализирующееся на производстве электроники, решило завершить партнерство с внешним поставщиком по сборке компонентов. Однако при окончании контракта возникли затруднения с переносом процессов обратно внутрь компании из-за различий в системах управления и стандартах качества.

Это привело к задержкам в производственных процессах и снижению эффективности деятельности.

Что же выбрать

Представим, что вы — IT-стартап, специализирующийся на облачных сервисах. Вам требуется хорошая маркетинговая стратегия, чтобы выйти на рынок и зарекомендовать себя.

Рассмотрим, какие шаги нужно предпринять, чтобы определиться — кому все-таки передавать задачу: фрилансеру-маркетологу, на аутсорс или через аутстаффинг.

1. Определите потребности маркетинговой кампании:

  • Сформулируйте цели и задачи стратегии продвижения: что это будет? Узнаваемость бренда, привлечение новых клиентов, больше продаж или все вместе?

  • Идентифицируйте целевую аудиторию: какие компании или отрасли вам интересны, какие рыночные сегменты вы хотите охватить.

2. Изучите свои ресурсы:

  • Оцените наличие внутренних маркетинговых ресурсов: есть ли у вас специалисты по маркетингу, копирайтеры, дизайнеры и т. д.

  • Рассмотрите доступные бюджетные возможности для реализации маркетинговых инициатив (разумеется, если вы стартап, бюджет невысок).

3. Проанализируйте риски:

  • Рассмотрите потенциальные риски, связанные с выбранными стратегиями, например, низкая конверсия, недостаточное вовлечение целевой аудитории и т. д.

  • Разработайте план действий для минимизации рисков.

4. Оцените специализацию:

  • Определите, какие виды маркетинговых услуг требуются вашей IT-компании: контент-маркетинг, поисковая оптимизация (SEO), реклама в социальных сетях, email-маркетинг и т. д.

  • Изучите рынок и выберите специалистов или агентства, специализирующиеся в нужной области (для фрилансеров идеально подойдут крупные биржи по типу, UpWork, EasyBusy, Freelance.ru).

5. Учтите гибкость:

  • Учтите возможность изменения стратегии продвижения в зависимости от реакции аудитории и рыночных трендов.

  • Рассмотрите использование гибких методов и инструментов, таких как A/B-тестирование и маркетинговая автоматизация (сможете ли сделать это сами или готовы отдать задачи?).

6. Сравните затраты:

  • Сравните затраты на внутреннее развитие маркетингового отдела с затратами на аутсорсинг и аутстаффинг услуг. Спойлер: аутсорсинг значительно дороже, т. к. над проектом работает большая группа людей, никак не связанная с вами.

  • Учтите потенциальную выгоду и возврат от инвестиций в маркетинг.

Если вы рассчитываете на крупный охват и постоянное обновление — подойдет аутсорсинг; если вы сможете применить стратегию успешно сами после ее реализации, смело обращайтесь к фрилансу; если не определились, но точно уверены, что не справитесь сами — выбирайте аутстаффинг. 

7. Примите решение:

  • Исходя из анализа потребностей, ресурсов, рисков и затрат, примите решение о том, будете ли вы разрабатывать маркетинговую стратегию внутри фирмы или обратитесь к внешним специалистам или агентствам. Но не забывайте, всегда можно попробовать все модели и не ограничиваться единственным вариантом.

Начать дискуссию

Налоговая просит пояснения по УСН даже если по вашим данным вышло больше доходов. 🤯«Ночной бухгалтер» № 1680

Казалось бы, указал налогоплательщик доходов больше, чем насчитала по своим данным ФНС, ну и пусть радуются налоговики. Не тут то было! Требуют пояснить расхождения. Бухгалтеры разбираются, откуда вообще взялась разница.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ОСАГО

Финуполномоченный обличила недобросовестные практики с ОСАГО и каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта оценили в 1 трлн рублей

Процент внедрения технологий на базе ИИ у крупных и средних компаний из разных сфер экономики составил 20%.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Суд взыскал долг по оплате коммуналки с актрисы Елизаветы Боярской и актера Максима Матвеева

Дело о взыскании задолженности за услуги ЖКХ с Елизаветы Боярской рассмотрел мировой суд Москвы.

Прогноз ЦБ: годовая инфляция будет 7,7%

Ожидается, что жесткая денежно-кредитная политика Центробанка приведет к снижению инфляции до 4% в 2025 году.

Как вести бухгалтерский учет на Яндекс.Маркете: памятка для бухгалтера

Счета, проводки и правила учета операций — главное, что нужно знать бухгалтеру для работы на Яндекс.Маркете.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Создается официальный реестр российских отелей

Росаккредитация провела встречу с представителями онлайн-сервисов бронирования гостиниц, в рамках которой рассказала о ходе создания реестра отелей России.

Российские миллиардеры начали возвращать активы в РФ

Попавшие под западные санкции российские миллиардеры стали постепенно переводить активы на родину.

⚡️ Итоги дня: в Японии будут продавать препарат для роста зубов, магнитные бури вызывают технические сбои, а ChatGPT внедрят в iOS

Подготовили обзор главных событий дня — 13 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Налоговый учет

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Разбираем, что означает КПП в реквизитах компании, как расшифровывается и что значит каждая цифра кода. Также рассмотрим, кому присваивают КПП и в каких документах его указывают.

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка
Проверки

Генпрокуратура проверила обоснованность тарифов за отопление

По поручению Генерального прокурора России Игоря Краснова проведена проверка обоснованности формирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Инвестиции

СПБ Биржа возобновила торги после сбоя

С 15:50 инвесторы могут снова проводить операции с ценными бумагами на СПБ Бирже. Также участники торгов имеют право отозвать заявки, которые были поданы ранее.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким был индекс деловой среды в апреле

В апреле 2024 года РСПП провел очередной раунд опроса промышленников и предпринимателей и рассчитал индекс деловой среды в этом месяце.

Зарплата

44% работодателей не повышают зарплату после испытательного срока

После трех месяцев работы 56% сотрудников начинают зарабатывать больше. В среднем оклад поднимают не более чем на 10%.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Владельцы карт Ozon Банка смогут купить товары на маркетплейсе за 1 рубль

Ozon Банк запустил новую программу лояльности для физических лиц. Нужно собирать звезды, оплачивая покупки картой Ozon в других магазинах.

Некоторые примеры защиты корпоративной собственности через банкротные механизмы

Предпринимательская деятельность сопряжена с огромным количеством рисков, которые могут привести к потере активов бизнеса. В каких случаях необходима защита корпоративной собственности?

Банки

Банк «Точка» выплатил 8 млрд рублей клиентам Киви-банка

Из собственных средств банк «Точка» перевел 8 млрд рублей клиентам, которые пострадали от отзыва лицензии и Киви-банка.

Майские праздники и прочие отдыхи — так ли хорош общегосударственный отпуск

Замахнёмся на святое — на прелесть майских праздников. Собрали за и против длинных официальных выходных и отдельно прошлись по перерыву между ними. И сделали возможность высказаться в опросе.

Интересные материалы

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации