Интервью

Офис как мини-банк

Д. ДЫЛЬНОВ: «Нам удается эффективно работать в регионах»

О том, как банку «Экспресс-Волга» удается даже в период финансовой нестабильности демонстрировать высокие показатели прибыльности и конкурировать с крупнейшими финансово-кредитными организациями, НБЖ рассказал председатель правления банка Дмитрий ДЫЛЬНОВ.

НБЖ: По итогам работы 2010 года банк «Экспресс-Волга» вошел в ТОП-100 самых прибыльных и эффективных банков России и занял 70-е место по показателю балансовой прибыли. Благодаря чему были достигнуты такие впечатляющие показатели?

Д. ДЫЛЬНОВ: Надеюсь, что результаты прошлого года не являются счастливой случайностью. На протяжении как минимум последних пяти лет банк активно развивается, год от года наши показатели демонстрируют стабильный рост - и кризис это не нарушил. Постоянно оставаться «на высоте» нам позволяет та децентрализованная бизнес-модель и те компетенции, которые мы уже достаточно развили за несколько лет в финансовой группе «Лайф».

Сегодня структура группы представляет собой матричный организм. Так, с одной стороны, «Экспресс-Волга» входит в одну из крупнейших банковских групп «Лайф» и стратегически объединена с другими банками группы, что задает определенную гармонизацию и синхронизирует наши усилия. С другой стороны, банки, входящие в группу, являются самостоятельными бизнес-единицами, принимающими на горизонтальном уровне самостоятельные решения. Но это все -промежуточный вариант. Последние два года мы успешно выстраиваем децентрализованную модель бизнеса, главный структурный и силовой элемент которой - офис и его команда, проводящие в жизнь основные бизнес-стратегии, существующие в группе. Результаты 2010 года обусловлены именно этой политикой.

Сегодня офисы «Экспресс-Волги» обладают достаточно широким спектром полномочий и способны принимать решения по текущим вопросам как кредитного, так и операционного характера. Например, мы уже несколько лет как отменили кредитный комитет и скоринг в массовом потребительском кредитовании (да и в кредитовании малого и среднего бизнеса тоже). Решения по сделкам делегированы кредитным менеджерам и командам офисов, которые реализуют себя в рамках той или иной стратегии (мы поддерживаем у себя институт BSC).

Также лидеры офисов со своими командами могут инициировать введение на своих территориях дополнительных уникальных продуктов либо модернизацию существующих; организовывать локальные социальные или просто рекламные акции, праздники и события в своем районе. То есть они могут проводить любые необходимые мероприятия по повышению лояльности клиентов и, как следствие, прибыльности офиса. Сами сотрудники, в свою очередь, нацелены на командный и единоличный результат, на эффективную работу. Это находит отражение в нашей системе рейтингования, которая работает как в отношении структурных подразделений банковской группы, так и для отдельных менеджеров и специалистов. Хотя основная ценность как команды, так и конкретного специалиста формируется, конечно, не из рейтингов - это только измерения, - а благодаря возможности очень быстро принять и передать друг другу лучшие практики, а при необходимости внедрить их у себя на местах.

Нам удалось систематизировать подходы, и операционное пространство функционирует по определенной логике и едино для всей группы. Понятно, что к рейтингам так или иначе привязана внутренняя мотивация, в том числе и премирование. Но по своей сути в этой культуре речь идет уже не о премии, а о предпринимательском доходе, что очень важно. На основе этих принципов, кстати, организована работа и сервисных подразделений банка, их команд и сотрудников (тех, кто обеспечивает поддержание в банках сервисов и процессов, которые в других банках обычно называют бэк-, мидл- и т.п. офисами).

НБЖ: То есть в работе офисов вашего банка постоянно присутствует состязательный момент?

Д. ДЫЛЬНОВ: Да. Но так или иначе этот момент присутствует в любой организации, вопрос только в том, что имеется в виду: массовые забеги сотрудников за «кусочком сыра», мелькающим в конце отчетного периода, или осмысленное вдохновляющее лидерство.

Мы пытаемся привить у себя особую корпоративную культуру: упор делается на самоидентификацию человека с командой, в которой он состоит. Это, прежде всего, конкретный офис и уж только потом банк и финансовая группа. В результате на уровне офисов сплачиваются команды единомышленников. Даже не просто единомышленников, а партнеров. А это уже совсем другое качество! В то же время наши офисы не существуют обособленно: как я уже отметил, подразделения находятся в едином стратегическом и операционном пространстве, обмениваются опытом и делятся лучшими практиками.

Главная трудность во всем этом -человеческий капитал, вернее, его достаточность. При подборе персонала мы предъявляем к людям особые требования. Мы ищем не наемных сотрудников и уж тем более не специалистов с «крепким» банковским образованием и опытом, пусть даже блестящим. Мы ищем, прежде всего, людей, которые умеют мыслить и действовать нестандартно для нашей отрасли. Я говорю даже не о руководителях, а о сотрудниках, начиная с уровня операционистов. Поэтому мы редко берем к себе сотрудников из других банков - хотя, конечно, мы не закрыты. Но в первую очередь нам нужны, скорее, люди из сферы обслуживания и торгового бизнеса. Главный искомый навык - предприимчивость. Мы ищем и приглашаем тех, кто всегда в личном поиске, кто может прекрасно жить и работать в условиях постоянных перемен.

НБЖ: Известно, что группа «Лайф» строит свою стратегию на развитии банковских услуг в маленьких городах. Этот принцип реализуется и в банке «Экспресс-Волга»?

Д. ДЫЛЬНОВ: Прежде всего в банке «Экспресс-Волга». Мы впервые в группе предложили и реализовали этот подход как систему, как часть стратегии. Начиная с 2008 года банк активно расширяет свое присутствие в регионах России и именно в малых городах этих регионов. В настоящее время отделения банка «Экспресс-Волга» работают более чем в 50 городах, расположенных в 14 регионах нашей страны. Во многих городах, где мы сегодня «обосновались», кроме нас присутствует только Сбербанк. Можно констатировать, что, несмотря на активное развитие банковского сектора и большое количество финансово-кредитных организаций, проникновение финансовых услуг и их доступность для населения по-прежнему остаются на достаточно низком уровне. Большинство банков не идут в маленькие города, потому что там приходится работать с маленькими кредитами, обслуживание которых в «традиционных» банках является нерентабельным. Нам же удается эффективно работать в этой нише благодаря децентрализованной модели бизнеса, о которой я уже рассказывал. Все решения у нас принимаются на местах, а значит, нам не нужно содержать огромный центральный аппарат. Мы прекрасно знаем своих клиентов, структуру предприятий, расположенных на данной территории, и можем вынести компетентное решение в предельно сжатые сроки.

НБЖ: Какие направления бизнеса вы определяете для себя в качестве приоритетных? Какие направления должны стать драйверами роста?

Д. ДЫЛЬНОВ: Банк «Экспресс-Волга» предлагает полный спектр финансовых продуктов и услуг. Банковская деятельность у нас разделена на три блока - обслуживание населения, малого и среднего бизнеса и корпоративных клиентов. Конечно, основной рост нам обеспечивают потребительские кредиты и кредитование МСБ как наиболее высокомаржинальные продукты. Как я уже отмечал, мы быстро рассматриваем заявки, а потому, когда у граждан или на предприятии возникает финансовый разрыв, проблема, кризис, они, как правило, обращаются к нам. Они знают, сколько это стоит, мы в данном аспекте предельно прозрачны. И они готовы осмысленно за это платить, что очень ценно для нас как для организации.

В то же время мы, конечно же, работаем и с крупными предприятиями. Но здесь мы сознательно проводим политику второго и третьего банка. И она успешна. При этом основные принципы ведения бизнеса и управления рисками здесь также подчинены и «вырастают» из принципов нашей децентрализованной архитектуры.

НБЖ: По-вашему, именно децентрализованная модель управления банка станет основой и гарантией его эффективного развития в долгосрочной перспективе?

Д. ДЫЛЬНОВ: Я не хочу сказать, что децентрализованная модель - заведомо более продвинутая корпоративная политика, чем те, что мы наблюдаем в абсолютном большинстве кредитных - и не только - предприятий. Нет, это не так, хотя я и являюсь давним и последовательным сторонником децентрализованной модели. Я также знаю, что многие организации пробовали - кто поверхностно, кто глубже - реализовы-вать эту модель у себя. Я также вижу, что очень многих, особенно после кризисного 2008 года, «качнуло» сейчас обратно в централизацию, причем некоторые теперь еще жестче в этом плане. Говорят, что децентрализованная модель суперзатратна, что на действительно больших масштабах она не работает - может быть, все это так. А может, многие не нашли «в моменте» талантливых решений и потому «откатили» назад -это тоже нормально.

Мне кажется, главный секрет децентрализации в том, что она не может быть частичной: она либо есть, либо это все та же централизованная система с делегированием на места и лимитами ответственности. Но это разные вещи. Так или иначе, мы пока идем дальше. Ведь удалось же эту концепцию реализовать другим, например Google. Может, получится и у нас.

НБЖ: Решением Совета АРБ от 30 июня 2011 года вы были назначены на должность председателя Комитета АРБ по региональной политике. Расскажите, пожалуйста, о том, как вы планируете совмещать руководство банком и руководство Комитетом. В целом - каковы основные задачи, которые, с вашей точки зрения, стоят перед этим Комитетом?

Д. ДЫЛЬНОВ: Как я уже сказал, в банке существует децентрализованная система управления, и значительная часть полномочий отдана «на места». В мою задачу как руководителя банка входит решение стратегических задач. Чтобы не отставать от рыночных тенденций, более того - чтобы опережать рынок, я и мои партнеры (топ-менеджеры банка «Экспресс-Волга» - прим. ред.) много ездим по регионам, изучаем опыт своих коллег и собираем лучшие практики. Применение этих знаний может помочь моим коллегам повысить эффективность бизнеса. В АРБ наработана огромная база, а Владимир Григорьевич Киевский (исполнительный вице-президент АРБ - прим. ред.) имеет большой практический опыт в работе с регионами. Объединив наши усилия, мы сможем создать площадку, на которой региональные банки будут обмениваться лучшими практиками и обсуждать злободневные вопросы. Я считаю, что региональные банки могут эффективно работать параллельно с крупнейшими российскими банками. 

Беседовала Вероника Сошина

Начать дискуссию

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Интересные материалы

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить