Банки

«Большие богатые данные»: как массивы данных помогают банкам зарабатывать деньги

В конце прошлого года крупнейший коммерческий банк США JPMorgan Chase решил сопоставить информацию о финансовых операциях своих клиентов с экономическими данными, которые открыто публикуют на своем сайте государственные органы статистики. Работы оказалось немало: нужно было привести в порядок и проанализировать около полутора миллиардов файлов с информацией.

В конце прошлого года крупнейший коммерческий банк США JPMorgan Chase решил сопоставить информацию о финансовых операциях своих клиентов с экономическими данными, которые открыто публикуют на своем сайте государственные органы статистики. Работы оказалось немало: нужно было привести в порядок и проанализировать около полутора миллиардов файлов с информацией. Зато удалось получить подробную картинку экономического состояния общества, вывести массу актуальных микротрендов, узнать потребительские настроения и тщательнее сегментировать рынок — вплоть до самых узких групп клиентов, а то и до индивидуальных лиц.

Причем следить за тем, как ситуация меняется, можно чуть ли не в режиме реального времени: данные, на изучение которых раньше уходили недели и месяцы, сегодня генерируются в читабельные отчеты за секунды. Жадничать банк не стал и предложил многостраничные результаты своих изысканий своим же корпоративным клиентам — разумеется, за довольно большие деньги. Для JPMorgan Chase эти доходы — капля в море, но это лишь один из сотен способов заработать на всеобщей увлеченности феноменом big data.

Не верите в феномен big data? Посмотрите на рисунок: такое количество контента в Интернете генерируется каждую минуту. В идеале банки будут учитывать все — и ваши «лайки» смешному ролику про котят, и «твит» про то, что через пару месяцев вы уезжаете в Венецию. Источник: Джош Джеймс, руководитель американской софтверной компании Domo

Другой вариант монетизации массивов данных — незатейливая продажа клиентам дополнительных услуг. Для этого нужно «всего ничего»: научиться предсказывать поведение покупателей и их запросы. «Как только банки получают цельную картину по своим покупателям, они стремятся построить прогностические модели, — объясняет менеджер по финансовым услугам в SAS Дэвид Уоллес. — Они пытаются понять, как можно продать покупателю что-то еще. При этом они точно знают, когда нужно остановиться — в конце концов, именно им известно больше, чем кому либо, о состоянии вашего счета. Им не нужен клиент без цента в кармане, они хотят понравиться вам и сделать вашу жизнь более удобной — просто потому, что дешевле работать со старым клиентом, чем привлекать нового».

Такую продажу — даже без массивного анализа данных! — уже не первый год ведет испанский банк Santander. Каждую неделю по подразделениям банка рассылается список клиентов, которые, по мнению системы обработки массивов данных, могут быть заинтересованы в определенной услуге — например, страховании дома. Сделать это очень просто: нужно всего лишь вычленить клиентов, которые недавно обзавелись недвижимостью — то есть совершили транзакцию в достаточно крупном размере. Хорошенько изучив своего клиента, банк может попытаться продать ему не только финансовые услуги. Так, например, сингапурское подразделение Citigroup предлагает особый скидочный сервис для своих клиентов: он отслеживает время суток, локацию и историю покупок, и на основании этих факторов формирует индивидуальное предложение. На практике выглядит это примерно так: вы любите итальянскую кухню, время два часа пополудни, таксист, с которым вы расплатились картой, высадил вас рядом с площадью, на которой есть небольшой уютный ресторан. Система, проанализировав транзакцию в такси, высылает вам текстовое сообщение с предложением сходить перекусить и купоном на скидку в этом ресторане — если, конечно, с заведением есть договоренность. Все довольны: вы получаете свою пасту болонезе на доллар дешевле, ресторан — клиента, который может вернуться, банк — комиссионные с транзакции. Что самое удивительное, если вы откажетесь от предложения, система это запомнит и в следующий раз будет экспериментировать с другим заведением, другим временем или другой кухней.

Способность искусственного интеллекта постоянно учиться немного страшит. Все-таки мало кому хочется, чтобы банк знал его лучше, чем кто-либо еще. С другой стороны, подписка на скидочный сервис Citigroup — вещь добровольная. Мы уже выступаем в роли безропотных подопытных кроликов для десятков сайт со встроенным рекомендательным механизмом. Онлайновый магазин Amazon подбирает нам товары, которые купили пользователи в дополнение к выбранному. «Кинопоиск» и Netflix советуют похожие фильмы. Spotify анализирует прослушанную музыку и рекомендует определенные альбомы. Читатели, возможно, вспомнят прошлогодний скандал в ритейлинговой сети Target: магазин прислал одной из клиенток специальный каталог с товарами для беременных, основываясь на ее запросах в сети. Только он не учел, что клиентка еще не закончила школу, а почту за нее получил отец, от которого школьница держала свое интересное положение в секрете. Разъяренный отец набросился с обвинениями в адрес магазина, но вынужден был извиниться, когда узнал, что дочь действительно беременна. Аналогичное вмешательство со стороны банков до сих пор воспринимается как попытка посягнуть на неприкосновенность частной жизни.

Если Target вдруг решит выйти на поле банковских услуг, как это уже сделала британская сеть Tesco, его глубокое знание клиентов и способность делать максимально нацеленные предложения станут огромным конкурентным преимуществом. Вполне может быть, что одним из мотивом при прошлогодней покупке «Сбербанком» платежной системы «Яндекс.Деньги» было получение доступа к базе данных о поведении покупателей и их поисковых запроса — или к спектру инструментов, которыми можно эти базы данных анализировать. Недаром банк уже полгода говорит о своих проектах в области big data и вовсю занимается им в своей исследовательской лаборатории.

Отечественных банков, занявшихся направлением «больших данных», пока единицы. Причины тривиальны: технологии и программное обеспечение пока слишком дороги. В 2011 году венчурные компании инвестировали около $2,5 млрд в проекты, связанные с big data. Большая часть денег ушла на закупку мощных серверов и хранилищ данных. По оценкам исследовательской компании Ovum в 2013 году американские банки потратят на ИТ-сектор около $41,5 млрд — на big data может уйти до десятой части этой суммы. Платить нужно не только за программную и аппаратную часть, но и за человеческий труд: в том же Сингапуре в лаборатории Citigroup, отвечающей за работу с массивами данных, занято свыше 250 человек. Естественный выход — отдавать анализ «больших данных» на аутсорсинг: SAS, SAP, IBM и Pentaho уже внедряют свои решения в крупнейших американских банках и работают с российскими компаниями. Правда, большая часть их решений касается управления рисками (подробнее здесь). Видимо, прежде чем наполнять карманы деньгами, банки решили сначала зашить в них дыры.

Начать дискуссию

Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Ведомство подготовило проекты для рекламодателей, изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому выгодно переходить на налоговый мониторинг? Узнайте на онлайн-мероприятии 23 мая!

Налоговый мониторинг — один из способов сформировать положительную репутацию добросовестного налогоплательщика, а еще это отличный способ снизить административную нагрузку бизнеса. Проверьте, подходит ли мониторинг для вашей компании, на встрече с экспертами.

Лучшие спикеры, новый каждый день

HR-тренды 2024 и их влияние на работу с кадрами

В периоды стремительных изменений важно держать руку на пульсе, отслеживать значимые тенденции и вовремя вносить в свою работу коррективы. Один из ключевых факторов, который сегодня на повестке дня у представителей российского бизнеса, — кадровый голод. Почему его нельзя игнорировать, что стоит предпринять уже сегодня, какие еще тренды наблюдаются в HR-сфере и причем тут цифровизация кадров — читайте в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik
Банки

Банки будут тщательнее выбирать платежных агентов

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

🎓 Глава комитета ГД по налогам объяснил, что значит «справедливая налоговая система». Нужны понятные процессы и границы взаимодействия власти и бизнеса — мнение юриста

Совершенствование налоговой системы — это важная часть работы над национальными проектами, отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Маркетплейсы приравняют к розничным магазинам по налоговому бремени

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

🔥 Работодатели будут компенсировать при увольнении и неиспользованные отгулы

При увольнении сотрудников работодатели будут оплачивать им неиспользованные отгулы за труд в выходные или праздничные дни.

ФНС объяснила, когда нужно менять квалифицированный сертификат подписи

Налоговиков спросили, нужно ли менять квалифицированный сертификат электронной подписи при смене регистрации индивидуального предпринимателя. В ФНС подготовили ответ.

👜 Инофирмы и ИП из ЕАЭС будут платить НДС при онлайн-продаже товаров российским физлицам. У первых будут сложности, но есть обходные пути, объясняет эксперт

При продаже товаров физлицам через электронные площадки продавцами из стран ЕАЭС местом реализации будет считаться Россия. В этой связи такая онлайн-торговля будет облагаться НДС в России.

Власти и СПБ Биржа обсудят выплату дивидендов по замороженным активам

Если СПБ Биржа и российские регуляторы договорятся, платежи могут быть проведены за счет выплат по внешнему госдолгу.

Автоматизация розницы под ключ

Вы думаете, как автоматизировать свои розничные точки или только столкнулись с Честным Знаком или Меркурием и не знаете, что делать дальше? Просто обратитесь в «Бизнес Легко».

Автоматизация розницы под ключ
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Этот пост навеян предстоящим ПМЭФ. Точнее его меню. Еще точнее Питерско/Кавказской Панна-коттой.

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же покупка предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

Помните общепит 20 лет назад? Официант принял заказ, записал на листок, отнес его на кухню и потом так же от руки выписал вам чек? Представьте, какое количество ошибок содержалось в этих операциях? А теперь добавьте к этому 54-ФЗ, системы маркировки и т.п. Сегодня общепит требует комплексной и эффективной автоматизации и поможет в этом Fusion POS.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

❗ Проверьте документы по самозанятым: чек-лист

В 2024 году правила и схемы работы с самозанятыми изменились. Работать с плательщиками налога на профессиональный доход по старым правилам нельзя.

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

В России почти 10 млн самозанятых — налоговый режим НПД стал популярным среди огромного количества граждан. Но в сотрудничестве с самозанятыми есть свои особенности и риски, связанные с оформлением договора, выплатами, лимитами дохода на НПД. Снизить риски можно, если сотрудничать с исполнителями через специальную платформу, такую как «ЯЗАНЯТ». 

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

Wildberries будет давать покупателям рублевые баллы за отзывы

Если в течение 5 дней с момента получения товара написать отзыв на него, можно получить баллы, эквивалентные рублям.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Если не соблюдать логику, заложенную разработчиками и просто загрузить движения регистров, не глядя на содержимое документа, то разобраться потом в данных программы будет невозможно. Обязательно выплывут ошибки в данных, связанные с нарушением проектной логики разработчиков.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Интересные материалы

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Компании, которые обмениваются бумажными документами с контрагентами, знают, сколько головной боли это приносит. Сначала нужно подготовить документы у себя, потом отправить их курьером или почтой и ждать, пока их доставят. А потом бывает и так, что документы не возвращают, и приходится проходить весь путь заново. С такой проблемой к нам обратилась Валерия Шентова. Рассказываем, как при помощи СБИС мы помогли наладить документооборот. 

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее