Банки

Ждать долга недолго

Увеличить эффективность сбора просроченной задолженности, сохранив лояльность клиентов — задача нетривиальная. Для ее решения лидеру рынка кредитных карт — банку «Тинькофф Кредитные Системы» — понадобилась совершенно новая система, способная реагировать на события в режиме онлайн.

Увеличить эффективность сбора просроченной задолженности, сохранив лояльность клиентов — задача нетривиальная. Для ее решения лидеру рынка кредитных карт — банку «Тинькофф Кредитные Системы» — понадобилась совершенно новая система, способная реагировать на события в режиме онлайн.

Одним из конкурентных преимуществ бизнес-модели ТКС Банка, наряду с консервативной политикой низких первоначальных кредитных лимитов и низкого уровня одобрения кредитных заявок, является грамотное управление рисками. Сбор просроченной задолженности — критически важное направление деятельности банка, непосредственно влияющее на показатели его прибыльности.

ТКС Банк постоянно совершенствует системы работы с просроченной задолженностью, и по мере роста клиентской базы до 4 млн человек была поставлена задача оптимизировать коллекторский процесс, увеличив объем сбора просрочки и сократив при этом операционные издержки.

В банке работает несколько сотен коллекторов, и чтобы не увеличивать их количество пропорционально росту клиентской базы, система должна была повысить производительность коллекторского труда, максимально автоматизировав процесс работы с просрочкой.

Основные требования к решению для сбора просроченной задолженности заключались в высокой производительности, моментальной обработке событий, а также гибкости и прозрачности стратегии.

«Работая над новой системой сбора просроченной задолженности, банк ставил перед собой задачу увеличить объемы сбора просрочки, сократив при этом операционные расходы на сбор. Мы также стремились автоматизировать процесс сбора просрочки и оптимизировать работу с клиентами, сделав ее более оперативной и точной за счет автоматической обработки больших массивов данных. Важно было выстроить бизнес-процессы по работе с просроченной задолженностью таким образом, чтобы информация о должниках поступала и обрабатывалась в режиме онлайн, а не раз в сутки, как раньше», — говорит Евгений Ивашкевич, директор по рискам, вице-президент ТКС Банка.

В итоге платформой для новой IT-системы стали решения IBM BPM и IBM ODM, а непосредственно для внедрения пригласили компанию «Техносерв Консталтинг».

«У нас уже есть опыт успешного совместного проекта с «Техносерв Консалтинг»: ранее мы автоматизировали процесс онлайн-обработки кредитных заявок с использованием симбиоза IBM BPM и IBM ODM, — объясняет выбор Вячеслав Цыганов, вице-президент ТКС Банка по информационным технологиям. — Этот комплексный и сложный проект был выполнен в кратчайшие сроки. Впоследствии настроенные с помощью консультантов «Техносерв Консалтинг» процессы поддерживались и развивались собственными силами банка. Успешный опыт реализации данного проекта и стал ключевым моментом при выборе партнера для создания системы сбора просроченной задолженности».

Проект длился около семи месяцев, система была сдана в эксплуатацию в сентябре 2013 года. В ходе проекта был выработан целый комплекс уникальных проектных решений.

С помощью системы управления бизнес-процессами IBM BPM отслеживается наступление таймаутов, обрабатываются внешние бизнес-события (платежи, входящие звонки и прочее) и обеспечивается интеграция с системой CRM, в которой работают коллекторы. Стратегия же сбора долгов функционирует на основе бизнес-правил, заданных в IBM ODM. Именно возможность часто и гибко менять бизнес-правила, а также их доступность и прозрачность для бизнес-пользователей Вячеслав Цыганов отмечает, как ключевое преимущество получившегося решения, которое позволяет банку точнее выстраивать работу с клиентами.

«Мы достигли поставленных целей: благодаря внедрению новой системы нам удалось увеличить объем сбора задолженности на фоне сокращения издержек банка и времени на обработку кредитных дел»

Консультанты «Техносерв Консалтинг» реализовали в IT-решении многоступенчатый процесс сбора просрочки, который предусматривает несколько фаз взаимодействия с должниками — от информирования до перехода в фазу судебного разбирательства. Система сбора задолженности интегрирована с 13 IT-системами банка. Например, сведения о клиентах поступают из CRM-системы, о совершаемых ими платежах — из банковской системы. Анализ клиентской истории ведется на основе данных из корпоративного хранилища и архивов, а задания между коллекторами распределяются с помощью аналитического приложения. Большая часть работы с должниками автоматизирована и осуществляется с помощью систем телефонного голосового информирования, рассылки почтовых, электронных и SMS-сообщений.

«В основе коллекторской системы банка лежит событийно-ориентированная архитектура, реагирующая на события в режиме реального времени, и именно в этом заключается уникальность проекта, — отмечает Роман Ткачев, руководитель BPM-практики компании «Техносерв Консалтинг». — Других подобных проектов в российской банковской отрасли мы не знаем. За счет своевременной и правильной обработки этих событий на основе бизнес-правил достигается совершенно иной уровень работы с просроченной задолженностью. Как только клиент оплатил свой долг или, например, позвонил, — система тут же узнает это и соответствующим образом перестраивает свою работу».

Сегодня в созданной системе обрабатываются кредитные дела на первых двух фазах взаимодействия с должниками. Как результат — выросло число своевременно погашенных кредитов, и уменьшилась доля должников, переходящих с первой фазы просрочки на вторую.

«Работа с клиентами строится эффективнее благодаря двум аспектам. Во-первых, банк может постоянно совершенствовать бизнес-правила на основе различных факторов. Система способна реагировать и на признаки мошеннических схем, то есть в нее можно закладывать элементы фрод-менеджмента. Еще один важный эффект — снижение потерь от ошибок. Людям свойственно ошибаться, а система выбирает оптимальное решение автоматически», — говорит Роман Ткачев.

По завершении проекта решение охватит полный цикл обработки кредитных платежей, в результате чего число обрабатываемых кредитных дел значительно вырастет. При этом немаловажно, что доработка не потребует привлечения подрядчика — компания «Техносерв Консталинг» предоставила ТКС Банку все необходимые инструменты для самостоятельного создания и изменения бизнес-правил.

«Мы достигли поставленных целей: благодаря внедрению новой системы нам удалось увеличить объем сбора задолженности на фоне сокращения издержек банка и времени на обработку кредитных дел. Кроме того, оптимизированы внутренние процессы: мы полностью автоматизировали работу с просрочкой по кредитам, унифицировали работу с должниками в одной системе, предоставили коллекторской службе возможность всегда своевременно отслеживать платежи по кредитам, а также оптимизировали нагрузку на коллекторов. Сейчас мы работаем только с самой актуальной информацией о должниках, которая поступает к нам в режиме онлайн, а не раз в сутки, как до старта проекта. Таким образом, мы более точно выстраиваем работу с клиентами, не беспокоя их напоминаниями о долге, которого нет», — подводит итоги проекта Евгений Ивашкевич.

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!