CRM

Автоматизация банковской розницы

Каждый розничный банк выбирает собственную стратегию развития, в соответствии с которой предлагает клиентам тот или иной перечень услуг и продуктов. Это определяет особенности автоматизации его розничного бизнеса. Финансово-кредитные организации предъявляют к ИТ-системам и ИТ-решениям, автоматизирующим их деятельность, достаточно высокие требования.

Каждый розничный банк выбирает собственную стратегию развития, в соответствии с которой предлагает клиентам тот или иной перечень услуг и продуктов. Это определяет особенности автоматизации его розничного бизнеса. Финансово-кредитные организации предъявляют к ИТ-системам и ИТ-решениям, автоматизирующим их деятельность, достаточно высокие требования.

Автоматизация деятельности розничного банка имеет свои особенности, которые обусловлены рядом факторов. Рынок банковской розницы высококонкурентный, в список лидеров может попасть только тот игрок, который максимально быстро внедряет новые продукты и услуги, оперативно реагирует на потребности рынка. Соответственно финансово-кредитной организации нужна такая информационная система, которая позволит создавать и развивать собственные продукты и услуги, работать надежно и быстро.

Задачи автоматизации

Наряду с тем что автоматизация розничного бизнеса имеет в каждом банке свою специфику, существуют некие общие черты, присущие всем организациям. 

Во-первых, в розничном банке огромное количество операций, требующих перевода из ручного режима в автоматический, что обусловлено в том числе и необходимостью высокой скорости их обработки. 

Во-вторых, если игрок расширяет сеть продаж розничных услуг, перед ним возникает задача управления всеми точками продаж, формирования единого центра учета и мониторинга работ всех представительств организации. Неслучайно эксперты говорят о том, что система автоматизации розничного банка должна поддерживать увеличение точек присутствия, то есть открытие новых отделений, офисов и т.д., а также появление новых каналов обслуживания, например каналов ДБО (интернет-банкинг, мобильный банкинг) и автоматических устройств (банкоматов, терминалов и т.д.).

Следует подчеркнуть, что сегодня наряду с совершением кредитных и депозитных операций финансовый институт должен поддерживать операции, направленные на рост комиссионных доходов, например денежных переводов, прием платежей, сервисов по дистанционному банковскому обслуживанию.

В-третьих, системы автоматизации розницы необходимы для того, чтобы исключить факты мошенничества.

Среди задач по развитию розничного бизнеса можно также выделить формирование гибкой продуктовой линейки, которая варьировалась бы в зависимости от особенностей того или иного локального рынка. 

Банковские ИТ-специалисты говорят, что среди требований, которые организация предъявляет к ИТ-решениям по автоматизации розницы, главными являются требования максимальной надежности и доступности всех ИТ-сервисов желательно в режиме 24х7.

Например, Хоум Кредит энд Финанс Банк активно занимается розничным бизнесом. В финансово-кредитной организации проходит немало проектов по автоматизации. Так, весной 2014 года в ХКФ Банке автоматизировали процесс планирования маршрутов мобильных сотрудников. Внедренное решение позволило повысить эффективность работы менеджеров по развитию бизнеса банка.

«Работа менеджеров по развитию бизнеса связана с постоянными разъездами и взаимодействием с партнерами. Они отвечают за объемы продаж и расширение сети точек, где предоставляются наши кредиты. Проект SPM (Sales Perfomance Management) решил сразу несколько задач, связанных с повышением эффективности работы сети. Мы систематизировали работу наших сотрудников, вручили им удобный инструмент для выполнения поставленных задач, а также обеспечили полное управление всей сетью. Она работает четко и слаженно, как единый организм», – отметил директор департамента потребительского кредитования ХКФ Банка Александр Антоненко.

Ранее в банковских офисах кредитной организации использовалось несколько разных ИТ-систем для обслуживания клиентов, что замедляло процесс, вызывало ошибки, вынуждало операционных работников изучать сразу несколько систем и не давало цельной картины о клиенте, так как каждая система содержала только часть информации. С внедрением в банке проекта по UFO (объединенный фронт-офис) все процессы по оформлению новых продуктов и услуг стандартизировали и автоматизировали, что существенно ускорило и упростило обслуживание. 

Фронт-офис

Действительно, составляющей частью автоматизации розницы является автоматизация фронт-офиса. Процессы непосредственного обслуживания клиентов могут сильно отличаться в различных организациях. Обобщить все возможные особенности и детали и создать универсальную фронт-систему довольно затруднительно в этой ситуации. Поэтому на рынке присутствует некоторое количество generic-заготовок, платформ, на основании которых банки строят собственную фронт-офисную систему.

Многие розничные игроки считают автоматизацию фронта своей ключевой технологией, поскольку именно она может обеспечить организацию конкурентными преимуществами, такими как скорость выполнения операций, вовлеченность клиента в процесс обслуживания, возможность формирования кросс-продуктовых предложений и т.д. 

CRM

Говоря об автоматизации розничного бизнеса, нельзя не сказать о CRM-системах, которые работают в банках. Основная цель внедрения CRM – это упорядочение клиентской информации и формализация взаимоотношений с клиентами, перенос этих взаимоотношений из области личных знаний и связей в область бизнес-процессов. Впоследствии это позволяет строить аналитику, делать выборки данных и осуществлять другие операции для повышения эффективности продаж.

Банковские эксперты говорят, что меняется подход банков к CRM. Эти системы уже не только решают такие текущие задачи банков, как автоматизация продаж и взаимодействие с клиентами, но и достаточно глубоко анализируют поведение клиентов и предоставляют более полную информацию об их потребностях и предпочтениях. 

Как будет функционировать CRM-система зависит от каждого конкретного банка, его желаемого клиентского сегмента и степени развития бизнеса. Для крупных розничных игроков характерно расширение параметров собираемой информации о клиенте, введение транзакционных составляющих, расширение и усложнение аналитики. 

В банковской рознице, делающей ставку на увеличение продаж существующим клиентам, ключевыми являются системы, поддерживающие процессы аналитических CRM. По мнению некоторых экспертов, сейчас ретейловые банки в большей степени используют аналитические CRM. Это связано с тем, что увеличились портфели «исторических» клиентов и многие финансово-кредитные организации пришли к выводу: делать дополнительные продажи уже имеющимся клиентам несколько дешевле, чем конкурировать в погоне за новыми.

Автоматизация кредитования

Для финансовых организаций очень важно использовать современные системы для управления розничным кредитным портфелем. Во многих банках внедряются или уже внедрены и работают системы управления процессами кредитования, интегрированные с большинством каналов продаж. 

В настоящее время банковские организации стремятся обеспечить максимальную скорость и эффективность принятия решения по выдаче кредитов, они хотят управлять качеством кредитного портфеля, контролировать риски. 

В области автоматизации процессов кредитования проходит немало интересных проектов. Летом 2014 года Восточный экспресс банк автоматизировал процесс регулярного пересмотра лимитов по кредитным картам с целью увеличения кредитного портфеля за счет клиентов, которые зарекомендовали себя как благонадежные заемщики. 

Как показал опыт эксплуатации решения, около 50% клиентов, которым был автоматически увеличен кредитный лимит, воспользовались предложением, в результате чего кредитный портфель банка вырос. 

Мнение эксперта

Александр Киреев, заместитель директора департамента систем электронного банковского обслуживания компании R-Style Softlab

В банках, развивающих розничное направление, автоматизация бизнес-процессов направлена на обеспечение эффективного обслуживания клиентов в режиме реального времени. Для фронт-офисных решений важна скорость заполнения операционистом необходимых полей – с этой целью в системе должен использоваться специальный интерфейс для быстрой и безошибочной работы. Также необходимо учитывать одновременную работу в системе сотен (а иногда и тысяч) сотрудников банка.

При грамотной интеграции решений для автоматизации бизнес-процессов в финансовой организации создается единое информационное пространство. К примеру, фронтальная система, с одной стороны, получает доступ ко всей клиентской информации, имеющейся в банке, а с другой – передает собираемые сведения всем остальным системам.

Важно учитывать, что в этом случае возникает масса интересных и сложных задач по определению систем – первоисточников клиентских данных (у каждой системы свой справочник и/или внедряется отдельная MDM-система), по вариантам интеграции (через шину, напрямую через адаптеры, классический offline через файлы) и др.

R-Style Softlab разрабатывает различные решения для развития розничного направления в банках. К примеру, для автоматизации процесса кредитования наша компания предлагает систему RS-Loans V.6, которая может внедряться как отдельно, так и в составе АБС RS-Bank V.6, а также InterBank FrontOffice в части функционала обработки кредитных заявок. Интеграция этих решений позволяет объединить информацию для всех сотрудников, работающих с заявками на кредит, в одной системе, формализовать оформление заявок, унифицировать печатные формы, создать механизмы ведения электронного досье клиента, включая хранение скан-копий документов, электронный кредитный комитет (механизм удаленного принятия решения по заявке). 

Таким образом, структурированы все этапы цепочки кредитования: от процедуры принятия решения до хранения и анализа данных. Кроме того, интеграция RS-Loans V.6 и InterBank FrontOffice позволяет расширить набор услуг, автоматизировать скоринг и взаимодействие с бюро кредитных историй. 

Начать дискуссию

Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем «напоминалки» клиентам про документы

Ваши сотрудники все еще лично напоминают клиентам, что документы давно пора предоставить-подписать-согласовать? Есть способ лучше! Например, ваши «коллеги по цеху» из ТОП-20 такой процесс уже роботизировали – с нашей помощью.

Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем 
«напоминалки» клиентам про документы

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Специальные межведомственные комиссии будут пресекать задержку зарплат

Для борьбы с задержкой выплаты заработной платы предпримут новые меры. Они будут прописаны в ТК.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки теперь можно сверить с обновленными показателями — за 2023 год

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2

Инвесторам не разрешат выводить дивиденды и купоны с ИИС-3

Если переводить доходы по ценным бумагам на другие счета, то потеряется сам смысл ИИС-3, который был задуман, чтобы накапливать деньги, а не тратить их.

Работодатели помогают сотрудникам закрыть кредиты

Чтобы удержать специалистов и привлечь новых сотрудников, компании начали предлагать дополнительные мотивационные программы и помощь с выплатой займов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Для зачета переплаты на ЕНС за другое лицо заявление подают 2 способами. Но зачесть могут частично

ФНС напомнила, как можно сделать зачет переплаты (положительного сальдо) на едином налоговом счете (ЕНС) в счет исполнения обязанности по уплате другого лица.

72% персональных данных населения утекли в сеть

Чаще всего хакеры атакуют компании из сферы ретейла, а также финансовые организации. Их интересуют пароли пользователей, которые обращаются к интернет-сервисам за финансовыми услугами.

МВД планирует ужесточить миграционные нормы. Привлекать иностранных сотрудников может стать сложнее

Правительство планирует ужесточить миграционные меры пребывания иностранных граждан в России.

МВД планирует ужесточить миграционные нормы. Привлекать иностранных сотрудников может стать сложнее

Подозрительных операций с корпоративными банковскими картами стало меньше

Росфинмониторинг в прошлом году провел больше 5 тысяч расследований в кредитно-финансовой сфере.

Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ
1

💥Обзор новостей: московскому метро 89 лет, во Франции записывают овец в школы, люди, склонные к аллергии, умнее остальных

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Для бизнеса с парфюмерией и косметикой введут новые обязанности

Чтобы пресечь нелегальный оборот алкоголя, предпринимателей обяжут маркировать косметику, парфюмерию и бытовую химию с содержанием спирта свыше 10% от объема. Также им придется отчитываться о продажах и объемах производства.

Как кредитору понять, что арбитражник работает на должника?

Поделюсь своими критериями как без труда определить купил ли должник арбитражника или нет. Если арбитражник куплен, то есть получает неофициальное дополнительное финансирование от контролирующих должника лиц, то это состав преступления статья 204 УК РФ для арбитражника.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
3

Фин. уполномоченный: инвестиционное страхование жизни может оказаться экономически невыгодным

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова сообщила о неприемлемых практиках по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).

До 17,6% на коммерческой недвижимости. Свежие облигации: Гарант-Инвест на размещении

Вот бы инвестировать в инвестиции, которые нужны инвесторам для инвестиций. А если это ещё и бетон, вдвойне супер. А если бетон не простой, а коммерческий? ФПК Гарант-Инвест снова идёт к коллегам по инвестиционному цеху за деньгами. Купон обещают классный, а полная доходность YTM может быть до 19%.

До 17,6% на коммерческой недвижимости. Свежие облигации: Гарант-Инвест на размещении
Кадры

Больше всего предложений о сезонной работе не только в южных регионах

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Критерии однодневок № 14. Высокий уровень риска

Настало время пугать новыми критериями однодневок, которые могут быть обнаружены у вашего контрагента. При наличии этих критериев категорически не рекомендуется состоять с данной фирмой в финансово-хозяйственных отношения. Во избежание случаев, когда от нее подцепляются проблемы в виде мероприятий налогового контроля.

Критерии однодневок № 14. Высокий уровень риска

Интересные материалы

Инвестиции

Известен день старта продаж акций Яндекса на Мосбирже

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.