Финансовый кризис

Вашингтонский консенсус vs политика развития

В принципе на решение этих задач нацелена и стратегия Вашингтонского консенсуса. Реализуют ее такие глобальные институты, как ФРС, МВФ, Всемирный банк, и, казалось бы, их усилия давно уже должны были привести к реальным результатам. Но на практике большинство стран страдают от нехватки ресурсов, растущего неравенства и суверенной задолженности, которая все эти годы постоянно нарастает.
В принципе на решение этих задач нацелена и стратегия Вашингтонского консенсуса. Реализуют ее такие глобальные институты, как ФРС, МВФ, Всемирный банк, и, казалось бы, их усилия давно уже должны были привести к реальным результатам. Но на практике большинство стран страдают от нехватки ресурсов, растущего неравенства и суверенной задолженности, которая все эти годы постоянно нарастает. Еще одна загадка: деньги, в соответствии с заявленными целями, должны бы идти из богатых стран в бедные, а на деле все выходит наоборот. Почему так получается, и какие механизмы приводят к такому эффекту?
Как профессиональный экономист я четверть века занимался исследованием проблем развития. Но когда изучал свою профессию, писал первые научные работы, а затем преподавал в Германии, Японии и Великобритании, экономика была совсем другой. А потом она изменилась. В сегодняшних, отражающих mainstream, учебниках указывается, что для нынешнего периода характерна экономика развития и это — новое слово в экономической науке. Действительно ли это так и почему новация возникла именно в середине прошлого века? Потому, говорят современные учебники, что это был период деколонизации, когда многие страны обрели самостоятельность и освободились от своих господ. Иными словами, как раз в тот момент, когда развитые страны утрачивали свой контроль над колониями, они и создали для них новую экономику. Но почему господа колонизаторы, если они действительно были заинтересованы в развитии своих колоний, не сделали это веком раньше?
Согласитесь, вопросы вполне закономерны. Как и вывод, который естественным образом из них следует: вряд ли стоит так уж доверять экономике развития. Скорее всего, она несет в себе некие подспудные мотивации, которые и являются для ее создателей истинными целями. А чтобы понять их, нужно в первую очередь определить: кто же является конечным бенефициаром этой новой экономики?
Первый постулат экономики по-вашингтонски: развивающиеся страны должны обладать сбережениями, необходимыми для их развития. Но вчерашние колонии такими возможностями, естественно, не располагают, и что в таком случае делать? Ответ прост: давайте обратимся к международным банкам, стоящим у подножия МВФ, и они будут их кредитовать. Что и было сделано.
Второй краеугольный камень — рынок. Причем абсолютно свободный, не допускающий малейшего вмешательства национального государства. Ну и, соответственно, третий недостающий элемент — свободная международная торговля, которая, собственно, и обеспечит как экономический рост, так и новое качество жизни.
Коренной вопрос, безусловно, связан с тезисом о сбережениях — именно в этом звене заложен механизм, который привел развивающиеся страны к колоссальным задолженностям. В связи с этим мы должны более пристально рассмотреть природу и характер деятельности банков, поскольку ресурсы для развития, в соответствии со стратегией, должны поступать в развивающиеся страны именно от международных банков.
Большинство экономических моделей, как правило, о них даже не упоминают, хотя любой человек, занимающийся бизнесом, скажет, что банки — основа всего. Это уникальный институт, который не просто обеспечивает нас деньгами, но и создает среду, конкретику взаимоотношений. А главное, они сами создают деньги и формируют потребность в кредитовании.
Когда вы погашаете кредит, то возникают новые деньги в виде процента, превышающего сумму долга. В форме депозита они отражаются на балансах банков и таким образом формируют массу новых денег, придающих им дополнительную силу. Насколько велика эта сила, показывает статистика: банки создают 97% денег, вводимых в экономику через механизм кредитования. И что принципиально важно — именно они определяют, кто получает финансовые ресурсы, в каком объеме, на какие цели и на каких условиях. Это позволяет им очень быстро формировать экономический ландшафт, основанный на постоянной необходимости в кредитовании.
Таковы в некольких словах основные черты современных банков, определяющие их специфический характер и особую роль, позволяющую легко менять правила игры. Такое понимание необходимо, чтобы увидеть, как на практике реализуется постулат о сбережениях, необходимых для обеспечения экономического роста в наиболее массовом случае,— когда не обладающие такими сбережениями развивающиеся страны вынуждены обращаться за этим ресурсом к международным банкам.
Одна из сегодняшних реалий состоит в том, что полученный извне ресурс развивающиеся страны могут использовать только на приобретение зарубежных товаров и услуг. Иными словами, до национальной экономики деньги даже не доходят. В выигрыше при такой схеме оказываются только банки-кредиторы и экономики развитых стран, поставляющие указанные в контракте товары и услуги. Сто́ит в связи с этим вспомнить о Японии и Германии, которые в послевоенный период сумели обойтись без серьезных зарубежных заимствований, а в результате их экономики совершили мощный рывок и обеспечили сбалансированное развитие. Отсюда вывод: для решения задачи зарубежные займы как минимум не обязательны. А для стран с собственной банковской системой — и вовсе избыточны.
Что, однако, происходит, когда страна все же кредитуется из-за рубежа? Возьмем условный пример: ЮАР заключила договор с банком HSBC. По контракту банк  формирует активы в виде дебиторской задолженности ЮАР в фунтах стерлингов. Для него она является совершенно новой, и он тут же  ее продает, получая под это обязательство вполне реальные фунты стерлингов. И только после этого выдается кредит.
Но если этот ресурс действительно взят для внутреннего развития экономики, то заемщику фунты не нужны. Поэтому, как ни смешно это звучит, валютный кредит продается и покупается национальная валюта. Для этого HSBC берет займ у южноафриканского банка в валюте ЮАР, который и становится его кредиторской задолженностью, — то есть развивающаяся страна кредитует развитую! Но при этом и южноафриканский банк тоже формирует по существу пустой актив, поскольку фунты не могут быть инвестированы в национальную экономику. И если отбросить процедурные тонкости и рассмотреть суть сделки, то мы вынуждены признать, что кредит иностранный банк создал из ничего, а тот ресурс, который все же возник у заемщика, страна вполне могла создать самостоятельно, не обременяя себя внешними обязательствами.
Таким образом, практика существенно отличается от теорий, рекомендующих кредитоваться за рубежом. И тем не менее последние полвека развивающимся странам настойчиво навязывается внешнее кредитование. Этот совет дестабилизировал уже множество экономик, привел их в угнетенное состояние из-за тяжелой финансовой зависимости от кредиторов. А обязанность покупать за рубежом оборудование и даже потребительские товары вымывает из стран остатки финансовых средств, которые в них поступают.
На мой взгляд, истинная суть таких советов только в одном — чтобы реальные потоки капиталов текли вовсе не из богатых стран в бедные, а как раз наоборот. Поэтому приходится признать, что порожденная Вашингтонским консенсусом новая экономика развития стала на деле тем механизмом, который заменил колониализм. 
Этот вывод подтверждают и страны, которые избрали иной подход к развитию. Прежде всего — азиатские экономики. Но и в других регионах экономический рост, как показывает практика, неизменно связан с ростом экономической и политической независимости стран, а значит, и их способностью ограничивать действия всех трех постулатов вашингтонской экономики. Суть же их успеха — в целенаправленном проведении внутренней политики, которая опирается на силу национальной банковской системы и продуктивное инвестирование, ориентированное на накопление внутренних активов национальной экономики. Именно такой подход избавляет от долговой зависимости, приводит к улучшению качества жизни и позволяет успешно решать задачи экологии. Это и есть правильная политика развития.
Особое место в ее проведении принадлежит центральным банкам. У них две основные задачи. С одной стороны — обеспечить формирование здоровых кредитных потоков, направленных на развитие продуктивной реальной экономики. А с другой — ограничить национальные банки в их стремлении к получению прибыли от чисто финансовых сделок и других спекулятивных операций. Для этого у центробанков достаточно инструментов, и нужно только грамотно их использовать.
И в заключение еще об одном аспекте. Чтобы обеспечить развитие, нужно дать людям уверенность, причем на разных уровнях общества. И это можно сделать— вернув банковской системе ее способность генерировать денежную массу в интересах людей. Многие, наверное, усомнятся в реальности такой задачи. Но на практике это происходит в Германии уже более двухсот лет. В отличие от Великобритании, где пять банков контролируют весь рынок, в немецкой банковской системе 70% приходится на региональные общинные банки. Они кредитуют малый и средний бизнес, как правило региональный, и такое сочетание генерирует их силу и стабильность. Это — сердце немецкой экономики и главная причина ее успешности. Надеюсь, что в ближайшие годы этот опыт организации банковского сектора будет востребован и другими странами.

Начать дискуссию

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Налог на прибыль

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Страховые взносы

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Малоимущих могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

Нужно ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации с иностранным участником

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации (ООО или АО) с иностранным участником и какие трудности могут возникнуть у участников этой организации.

Интересные материалы

Через 6 лет 99% госуслуг будут предоставлять в электронной форме

Президент поставил задачу увеличить к 2030 году до 99% долю предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.