Банки

Борьба с извечным злом

А. ВИНОГРАДОВ: «Доверие к персоналу – краеугольный камень безопасности. От персонала зависит как прибыльность бизнеса, так и его убытки».

В банках вопросу информационной безопасности уделяется особое внимание. Самое главное в этом вопросе – понимание рисков. При выборе подходящих решений для задач ИБ на первый план выходит их эффективность, уровень которой можно определить только опытным путем, а не изучением различных показателей, предоставляемых производителем решения. Более подробно об этих и других сторонах вопроса информационной безопасности в банках рассказал начальник управления ИБ Златкомбанка Александр ВИНОГРАДОВ.

NBJ: Александр Юрьевич, какие основные задачи стоят перед управлением ИБ в Вашей организации?

А. ВИНОГРАДОВ: Главная задача – это анализ рисков бизнеса нашей организации в информационной сфере и разработка рекомендаций по их контролю, а при возможности и нейтрализации с применением соответствующих защитных мер. В первую очередь на уровне бизнеса – это наиболее эффективная стратегия. А если это затруднительно, то в ход идут дополнительные средства и технологии, например использование систем контроля и мониторинга событий, ужесточение процедур контроля данных и потоков информации, применение стратегий сегментирования и иных архитектурных решений и т.п. Это то, что в нормативных правовых актах ЦБ и ФСТЭК России именуется организационными и техническими мерами защиты информации.

NBJ: По каким признакам Вы определяете, что в ход нужно пускать «тяжелую артиллерию» и прибегать к дополнительным средствам? Главный критерий – это увеличение количества атак?

А. ВИНОГРАДОВ: Немного не так. Это рост количества событий и инцидентов безопасности (только некоторые из них, как правило, являются следствием атак). Событие безопасности – это событие, несущее потенциальный риск, инцидент – это событие с подтвержденным риском и сопутствующим ущербом и/или негативными последствиями. 

Так вот, количество и/или тяжесть последствий могут означать, что время пришло и пора задействовать серьезные инструменты. Анализ инцидента может выявить серьезные уязвимости технологий, которые «не закрываются» мерами контроля рисков бизнеса или используемыми средствами защиты. Существенная стохастическая составляющая в этих зонах (наблюдается недетерминированный, случайный процесс) может означать потребность в дополнительных средствах, так как наличие подобных зон в технологиях недопустимо. 

Они – потенциальная мишень злоумышленников. В офисных задачах недетерминированная составляющая велика, в техпроцессе – нет. 

С другой стороны, рост событий безопасности может и ничего не означать. Пример такой ситуации – серьезные обновления в ИТ-архитектуре или технологиях. Идет процесс «притирки» новых решений, которые могут не совпадать с действующими решениями и контролируемыми политиками безопасности, что, в свою очередь, влечет частые срабатывания. Позже вносятся соответствующие изменения политики и корректируются правила контроля.

NBJ: Какие критерии для вас на первом месте при выборе подходящего решения для обеспечения ИБ?

А. ВИНОГРАДОВ: Эффективность и продуктивность, стоимость владения (обслуживания), наличие поддержки производителя. 

NBJ: А как определяется эффективность продукта? Вы основываетесь исключительно на тех данных, которые предоставляет производитель?

А. ВИНОГРАДОВ: Маркетинговая составляющая в данных, предоставляемых производителем, сейчас как никогда велика. Если ориентироваться только на них, то голова пойдет кругом: у каждого нового разработчика данные лучше, чем у предыдущего. Поэтому мы по возможности стараемся знакомиться с каждым «кандидатом» на основе опыта эксплуатации подобных решений у коллег. 
Однако это не всегда возможно. Понимая это, производители/поставщики, уверенные в практической востребованности их решений, предлагают «знакомиться лично»: предоставляют опытную эксплуатацию, демо-версии. На основе этих действий и принимается решение об оснащении банковских систем новым продуктом. 

Эффективность и продуктивность – это то, что мы должны получать «на выходе» эксплуатации. Если результаты не отвечают ожидаемым потребностям, например не позволяют сформировать обоснованное суждение о состоянии дел, так как выдают на-гора слабо интерпретируемые показатели, то это не лучшая ситуация. Однако в силу дефицита предложений порой приходится использовать и подобные решения. Например, для защиты технологий виртуализации (на них основываются всем известные так называемые облачные вычисления), в принципе, пока что еще очень немного решений, тем более решений сертифицированных. Поэтому работать приходится с тем, что есть. 

NBJ: Как санкции повлияли на обеспечение ИБ?

А. ВИНОГРАДОВ: Прямо – никак. Косвенно – да. Сократилось число ниш с легкими деньгами, и бездельники устремили взгляд на другие объекты и способы обогащения, обеспечивающие их дальнейшее собственное безбедное существование. Это одна из причин роста атак на клиентов и наметившегося роста атак на сами банки и платежные системы (инцидент на 486 млн рублей с платежной системой ОРС и пр.).

NBJ: Это как-то повлияло на бюджет? Возросли ли затраты на ИБ? Имеет ли сейчас место импортозамещение в ИБ?

А. ВИНОГРАДОВ: Бюджет на обеспечение информационной безопасности – это часть бюджета банка. В условиях снижения прибыльности всего сектора банковских услуг идет оптимизация издержек в том числе и по линии оснащения подразделений безопасности. Однако, если в информатизации иногда можно повременить (отсрочить) модернизацию ИТ-инфраструктуры, то обновления парка по сроку службы это не касается. Отвечать на новые вызовы и угрозы в сфере безопасности приходится в том числе и по линии регуляторов. Поэтому в относительном выражении где-то отмечается эпизодический рост, но это не тенденция. Издержки эксплуатации не должны приводить к убыткам, ведь тогда зачем в принципе нужен такой бизнес? 

Что касается импортозамещения в ИБ, то оно происходит объективным эволюционным образом. Отечественные производители постепенно покрывают те или иные ниши, например задачи мониторинга ИБ на уровне организации, и в силу стоимостных, языковых и иных преимуществ вытесняют зарубежные решения. Недавняя девальвация национальной валюты также непременно окажет соответствующее влияние на этот процесс.

NBJ: Как все же на практике происходит сокращение расходов в связи с кризисом?

А. ВИНОГРАДОВ: Политика экономии известна, ее главный принцип «сэкономил – значит заработал». Более тщательно планируются закупки, тендеры и спецификации приобретаемых средств. Ряд задач мы стараемся решать собственными силами, то есть силами штатных сотрудников.

NBJ: Как вы считаете, иметь штат своих достаточно высоко оплачиваемых специалистов – это эффективнее, чем использовать аутсорсинг? 

А. ВИНОГРАДОВ: Как Вы знаете, банковский бизнес специфичен. И это не пустые слова. В международных стандартах по обеспечению информационной безопасности сформулирован ряд принципов, включая принципы «знай своего клиента» и «знай своего служащего». Эти же принципы присутствуют и в Стандарте информационной безопасности Центрального банка РФ (СТО БР ИББС). 

Доверие к персоналу – краеугольный камень безопасности. От персонала зависит как прибыльность бизнеса, так и его убытки. Не всегда можно регламентировать все практические ситуации, поскольку велика роль человеческого фактора. Добросовестный сотрудник поступит ответственно, менее добросовестный – как ему будет удобнее. Немаловажным фактором является и лояльность персонала работодателю. Чтобы понимать и прогнозировать это, формулируются принципы. 

С другой стороны держать много высокооплачиваемых специалистов, конечно же, трудно, особенно в нынешних условиях. Поэтому выделяются критические участки и принимаются соответствующие решения. Что касается аутсорсинга, то мне хотелось бы привести, наверное, уже подзабытый пример. В начале 2000-х годов – а это, как всем хорошо известно, был период потребительского бума и шумихи вокруг маркетинговой идеи аутсорсинга – один из ведущих американских банков с помпой анонсировал контракт на 5 млрд долларов с «голубым гигантом» (IBM. – Прим. ред.) по аутсорсингу своей ИТ-инфраструктуры, включая передачу в штат другой компании своего ИТ-подразделения. Но не прошло и года, как уже без излишней шумихи и тихо прошла новость о расторжении банком этого контракта. 

NBJ: И что же стало главной причиной расторжения? Дороговизна услуг аутсорсера?

А. ВИНОГРАДОВ: Нет. Риски оказались за пределами возможности управления ими со стороны финансово-кредитной организации, и это было главной проблемой. И как раз этот аспект особенно подчеркивает ЦБ, когда речь идет об обеспечении информационной безопасности в банках. Финансово-кредитные организации должны иметь возможность управлять своими рисками, минимизировать их для своих клиентов – это фундаментальный постулат банковского бизнеса, и это краеугольный камень, на который следует опираться при решении всех вопросов, касающихся аутсорсинга в сфере ИБ. 

NBJ: Какие требования по обеспечению ИБ предъявляются к вам со стороны регулирующих органов? Вносились ли в них коррективы за последние полгода-год? Если да, то насколько существенные?

А. ВИНОГРАДОВ: Требования регуляторов перманентно меняются. Мы адаптируемся к ним, это нормальная практика. Что касается принципиально новых требований, то нет, за последние год-полтора они не выдвигались, вполне достаточно тех мер, которые банки должны реализовывать в сфере ИБ в соответствии с более ранними предписаниями и рекомендациями регулятора.
Для покрытия дефицита информации в этой части на постоянной основе организуются встречи с представителями регулятора для разъяснения сути и содержания установленных норм, вновь вводимых или уже действующих. Последний год основной площадкой для организации проведения таких встреч является Торгово-промышленная палата, любезно представляющая такую возможность на безвозмездной основе. На эти мероприятия приглашаются как представители профильных департаментов Банка России, так и представители правоохранительных органов, Федеральной службы безопасности и иных структур исполнительной власти и, конечно же, участники рынка (как правило, это свыше 50 компаний). Эти встречи мы воспринимаем как инструмент самообучения и самоподготовки, так как их содержание не сможет заменить ни один курс из тех, которые предлагают нам образовательные учреждения.

NBJ: Какие основные составляющие ИБ вы можете назвать?

А. ВИНОГРАДОВ: Понимание рисков бизнеса и их природы. Содействие бизнесу в поиске максимально эффективных стратегий управления рисками. Весь банковский бизнес – это управление рисками (вспомните недавнее откровение главы Сбербанка Германа Грефа). 

В то же время есть компонента «комплаенса» – соответствия нормам регулятора, которые в части обеспечения ИБ банков зачастую не столь избирательны. Главная задача в этих условиях – поиск компромисса между формальными требованиями, потребностями банка и того, что реально будет применяться и будет отвечать уровню так называемого аппетита к риску нашей организации. 

NBJ: Можете ли вы назвать основные типы атак на Вашу организацию? Какие атаки были самыми сильными за последнее время?

А. ВИНОГРАДОВ: Атаки идут постоянно. Мы информируем о них ЦБ по установленной форме (203-я форма отчетности, которая подается ежемесячно). Публичные комментарии и сведения по этой части давать бессмысленно, так как основные векторы отражены в официальной обезличенной статистике ЦБ. 

NBJ: Какой тип мошенничества, по Вашему мнению, самый опасный?

А. ВИНОГРАДОВ: Имитация клиента/пользователя электронных транзакций  и внедрение в АБС банка (удаленное управление от имени легального пользователя АБС). Это самые неприятные атаки, в особенности если речь идет об атаках второй категории (Управление счетом от имени легального пользователя АБС. – Прим. ред.). С их помощью можно очистить корсчет банка и/или счета клиентов, что называется, под ноль.

NBJ: Как у злоумышленника появляется возможность имитировать пользователя банка, каким образом он внедряется в АБС?

А. ВИНОГРАДОВ: В АБС можно внедриться различным образом – как используя специально разработанные для этого вирусы, так и с помощью обычных инструментов администратора, используемых злоумышленником. 

Приведу в качестве примера способы использования бытового ножа: с его помощью можно как приготовить обед, так и нанести вред другому человеку. Разнообразие современных программных средств порождает ту же ситуацию. Например, существуют средства удаленного администрирования компонентов инфраструктуры. Удобная практичная вещь, позволяющая экономить время и деньги. Но использование ее злоумышленником в обход действующих политик открывает широкие возможности для манипуляций. Если в организации недостаточно жесткие инструменты контроля запущенных приложений и недостаточно строгие процедуры санкционирования действий по конфигурации/реконфигурации компонентов ИТ-инфраструктуры, то это и есть те самые условия, которые делают атаку возможной и делают возможным ее успех. Злоумышленник через портированную программу удаленного контроля спокойно открывает для себя тот или иной порт оборудования и извне входит в АБС. После периода изучения, захватив себе определенные права, он реализует свой замысел. При этом атака, как я уже говорил, может строиться на том, что имитируются действия пользователей (имитация запросов от АБС ДБО в АБС core banking). 

NBJ: Можно ли сказать, что систему ИБ невозможно взломать без участия инсайдеров? Как Вы считаете, насколько велика роль человеческого фактора в этих процессах?

А. ВИНОГРАДОВ: Любая система ИБ взламывается. Вопрос только один: каким количеством ресурсов и знаний об объекте располагает злоумышленник (поэтому и существует требование регуляторов, что должна быть обеспечена защита информации об устройстве системы защиты объекта, технологии, банка). 

Любое средство защиты (повторюсь, любое), как и любой современный продукт ИТ, имеет как известные, так и пока еще не известные или известные, но скрываемые уязвимости. Последняя категория – предмет теневого рынка злоумышленников, а также инструмент шпионажа западных спецслужб. Например, компания Microsoft сама публично призналась, что передает в АНБ США всю информацию о найденных во всех ее продуктах уязвимостях, включая те из них, на которые еще не выпущены «заплатки» (патчи), а также те, на которые «заплатки» не будут выпущены никогда.
Таким образом, без инсайдера потенциально можно обойтись, но его наличие и использование на порядки снижает ресурсоемкость успешной атаки: основную информацию зло-умышленник получает «на блюдечке», и у него отпадает необходимость изучать объект с нуля.

При этом известно: человек по своей природе слаб. Кого нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги, ну и т.д. Конечно, есть исключения, но в условиях массовой оптимизации персонала банков, увеличения числа обиженных и недовольных найти подельника несложно. Это большая проблема для безопасности. Роль человеческого фактора всегда была, и она будет только увеличиваться при решении проблемы обеспечения ИБ.

NBJ: Обязательно ли покупать инсайдера? Ведь сотрудники могут помочь злоумышленнику по собственному незнанию некоторых тонкостей сферы ИБ? Вы проводите какое-то обучение специалистов в этом плане?

А. ВИНОГРАДОВ: Вопрос абсолютно уместный и обоснованный. По сути, Вы привели пример, который мы называем угрозой социальной инженерии. Иными словами, злоумышленник, либо маскируясь представителем сервисной организации, либо не маскируясь вовсе, пытается выудить необходимые сведения у персонала банка. Очень наглядно и с массой примеров эта угроза рассмотрена в известной книге бывшего хакера Кевина Митника «Искусство обмана». Эта книга объясняет, как просто бывает перехитрить всех защитников и обойти технические и технологические средства защиты, как работают социоинженеры и как отразить нападение с их стороны. 

Для целей противодействия подобным угрозам в банках должны быть приняты программы обучения и осведомленности персонала в части ИБ, а заданный Вами вопрос имеет отношение именно к осведомленности персонала. Кстати, требованиями и Стандарта Банка России, и нормативных актов регулятора предусмотрены такие мероприятия. В частности, персонал основных бизнес-подразделений, а также иной ключевой персонал (секретари, администраторы и др.) на регулярной основе проходят внутренние курсы, организуемые службой безопасности, на которых в том числе рассматривается рекомендуемый им порядок действий в тех или иных практических ситуациях. Так, например, они получают инструкции, когда нужно нажать тревожную кнопку, когда проявить повышенную внимательность или осторожность или же пригласить коллегу и т.д.

NBJ: А есть ли в планах Златкомбанка на будущее увеличение ресурсов, обеспечивающих ИБ? 

А. ВИНОГРАДОВ: Ваш вопрос является одновременно и абсолютно уместным, и непростым. С одной стороны, телега не может бежать впереди лошади, но и бежать после лошади без защиты тоже очень рискованно. Бизнес – это то, что ведет вперед, а безопасность в силу своей природы, стремясь уберечь бизнес от рисков, выступает иногда неким якорем. Поэтому приходится предлагать в первую очередь некие компромиссные меры, в том числе и компенсирующие, а позже либо их закреплять, либо пересматривать. 

Здесь, кстати, выручает еще одно свойство современных продуктов защиты, которое мы с Вами не затронули, – это их масштабируемость. Они все преимущественно построены на интернет-протоколах и соответствующих технологиях, и производители стараются по максимуму использовать эту возможность, закладывая тот или иной потенциал масштабируемости. Это предполагает масштабируемость как по области применения, так и по номенклатуре контролируемых параметров. Поэтому во всех проектах развития мы в первую очередь оцениваем возможность масштабирования существующих мер и уже далее – возможность применения компенсирующих или дополнительных мер. 

Начать дискуссию

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Интересные материалы

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить