Риски аутсорсинга в бухобслуживании 1С: оправданы или нет?

16 лет мы предоставляем услуги удаленной поддержки 1С, и во время переговоров с будущими заказчиками поднимаются, как правило, одни и те же вопросы, высказываются опасения и риски. Почти все они абсолютно обоснованы и понятны, но, хорошая новость — ими можно управлять!
Риски аутсорсинга в бухобслуживании 1С: оправданы или нет?

16 лет мы предоставляем услуги удаленной поддержки 1С, и во время переговоров с будущими заказчиками поднимаются, как правило, одни и те же вопросы, высказываются опасения и риски. Почти все они абсолютно обоснованы и понятны, но, хорошая новость — ими можно управлять!

Мы бы хотели поделиться несколькими советами по снижению возможных рисков. Важно, что большинство из них актуально не только при работе с подрядчиками, но и для управления своей собственной командой.

Попадание в зависимость от подрядчика и быстрый рост стоимости услуг

Такое бывает в случае недобросовестности подрядчика, а еще чаще такая проблема встречается у наших клиентов при организации собственной команды поддержки и развития персонала внутри компании. Почему так происходит? Своя команда слабо мотивирована на всеобъемлющее документирование и без должного контроля система часто превращается в черный ящик, недоступный для понимания руководству. В первую очередь персонал собственной службы поддержки заинтересован решать проблемы «здесь и сейчас».

Первое и важное правило, если вы хотите подобной проблемы избежать — всё должно быть документировано! Перед тем, как начинать работать с подрядчиком, поинтересуйтесь, как он ведет документацию. Хороший подрядчик предложит полный набор документации, а самое главное — несколько вариантов, чтобы вы могли выбрать оптимальный по содержанию и стоимости.

Как минимум, в этом наборе должен быть:

  • Полный список пользовательских заявок и запросов на изменения (сплошная регистрация запросов в системе service desk),
  • Технические задания (функциональные дизайны) на каждое изменение системы,
  • База знаний или пользовательская документация, в которой есть описание всех часто возникающих вопросов,

Правила кодирования: помните, что в команде, которой в будущем вы будете передавать поддержку, будут и разработчики, и для упрощения приема код должен быть оформлен единообразно и однозначно соотноситься с запросами на изменения.

Второй момент, обязательно поинтересуйтесь «планом выхода» (расставания с подрядчиком). Каким образом подрядчик завершает работу с клиентом? Как передает материалы по системе, передает знания новой команде? У хорошего исполнителя такая процедура должна быть описана. Идеальным вариантом было бы запросить референс с кем-то из клиентов подрядчика, с кем уже прекращены отношения.

Третье правило — для действительно сложных решений на своей стороне имеет смысл оставить бизнес-аналитика для поддержания экспертизы. При этом внутри компании остается ключевая компетенция по бизнес-процессам и функциональности системы. В этом случае внутренняя команда (или один человек в случае малого и среднего бизнеса) играет роль бизнес-партнеров, предлагает бизнесу варианты развития ИТ-ландшафта, развивает архитектуру. Наличие такой экспертизы — хороший инструмент контроля внешнего подрядчика.

Слабая команда подрядчика («приведут студентов») и частая ротация специалистов

У крупных сервисных компаний больше возможностей по подбору оптимальной команды. С одной стороны, отсутствуют люди, годами сидящие на одном месте и, как следствие, уже демотивированные рутиной. Выстроен правильный баланс «каждой задаче выделяется исполнитель соответствующей квалификации», что позволяет поддерживать высокий уровень вовлеченности. Наконец, в случае действительно серьезных случаев есть возможность для маневров — получится быстро включить в работу высококвалифицированных людей, специализирующихся на сложных задачах.

Не ограничивайтесь исключительно формальными критериями качества. В вашем контракте обязательно должны быть показатели, привязанные к удовлетворенности конечных пользователей. Это позволит понимать, как команда исполнителя выглядит в глазах вашего бизнеса, и нет ли оторванности формальных метрик от реальной жизни. В нашей практике неоднократно встречались ситуации, когда формальные критерии качества полностью выполнялись, но при этом конечные получатели сервиса высказывали сильную неудовлетворённость. Это может свидетельствовать либо о неправильно подобранных параметрах качества в SLA, либо действительно о низком качестве услуг.

И это же позволит отработать опасения ваших пользователей о том, что исполнитель не настолько вовлечен, как своя команда («в случае проблем и сверхурочной загрузки свои люди останутся работать, аутсорсер уйдет домой») — подрядчик, замотивированный на сервисные KPI, будет вовлекаться как минимум не хуже своей команды.

Непонимание сотрудниками подрядчика специфики компании, и как следствие, неоптимальные или неверные решения

Первый момент, на который стоит обратить внимание — выясните, каким образом будет организована передача вашей системы на сопровождение? Как команда подрядчика планирует получить компетенцию по решению, в течение какого времени? Готов ли подрядчик инвестировать время (и деньги) в изучение конкретного вашего решения? Как планируется организовать хранение документации (базу знаний) по вашему решению? Будет ли переходный период, когда параметры сервиса не гарантируются?

Второе, на что стоит посмотреть — как организована команда поддержки исполнителя? Если ваши процессы имеют уникальные особенности, а система далека от типовой, не должно быть поддержки по типу «линия консультаций», когда заявки берут и выполняют первые попавшиеся люди. Подрядчик должен рассказать, каким образом он поддерживает оптимальный размер команды, который, с одной стороны, позволяет поддерживать компетенцию на случай неожиданных уходов или болезней и закрывать пики нагрузки, а с другой стороны, обеспечивать компетенцию специалистов во всех ваших системах.

Потенциальное неприятие пользователями удаленной работы, и как следствие провалы в коммуникации

Для снижения этого риска, во-первых, позаботьтесь о коммуникации внутри компании: руководство, пользователи и бизнес-эксперты должны знать о всех предстоящих изменениях, уровнях сервиса, порядке работы и т.д. Переход на удаленную работу не должен стать сюрпризом.

Во-вторых, целесообразно устроить очное знакомство ключевых представителей команды подрядчика с вашими основными бизнес-экспертами и ИТ-командой. Идеальное время для этого — предварительное обследование. Это упрощает взаимодействие, особенно в первое время.

В-третьих, в начале работы имеет смысл на регулярной основе проводить совместное обсуждение прогресса и проблем в том же составе. На переходном периоде мы рекомендуем делать это на еженедельной основе, потом можно перейти к ежемесячным или даже ежеквартальным встречам.

Дополнительно

Про само собой разумеющиеся риски мы не упоминали. Для предотвращения потерь коммерческой информации работы должны вестись официально и с проверенным подрядчиком. Ну и не забывайте про резервные копии (на всякий случай).

Проследите за тем, что передача сервиса проходит постепенно, от простого к сложному. Подстрахуйте себя наличием периода, когда старая и новая команда работает одновременно. Подрядчик должен разделить с вами эту стоимость, требуйте дисконт на период передачи сервиса.

При передаче бухгалтерской системы на удаленную поддержку, обратите внимание, насколько детально подрядчик готовится к старту и изучает ваши процессы, систему и документацию. Не экономьте и свой ресурс, предоставляйте все запрашиваемые материалы, выделяйте время своей ИТ-команды и бизнес-заказчиков. Обязательно участвуйте в выработке требований к сервису, SLA и регламентов, и вовлекайте в это бизнес, чтобы он хорошо понимал, что его ожидает. И тогда, вместо разочарований вы получите хороший и качественный удаленный сервис.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Инвестиции

Известен день старта продаж акций Яндекса на Мосбирже

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

Путин: планы по экономическому развитию не изменятся даже в условиях СВО

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Новостной дайджест: поддержка стартапов, снижение налогов для ИП, новая программа субсидирования, изменения в патентной системе, электронное взаимодействие с ФНС

В рамках национального проекта по поддержке предпринимательства стартовала новая инициатива для стартапов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Проверяя декларацию по УСН, налоговики складывают банк и чеки от ОФД по безналу, а еще незаконно требуют КУДИР. 😤«Ночной бухгалтер» № 1682

Не так давно ИП закончили сдавать декларации по УСН (срок был до 25 апреля), а организации отчитались еще раньше. Теперь бухгалтеров засыпают требованиями пояснений, но у ФНС странный подход к камералке, например, они складывают и все поступления по выпискам со счетов, и суммы по чекам от ОФД на безналичный (картами) расчет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Расчет акцизов

ФНС обновила форму декларации по акцизам на табак

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

УК РФ

Должники станут более защищены при исполнительном производстве

Минюст разработал законопроект, который предлагает наделить судебного пристава-исполнителя правом обращаться в суд с ходатайством об освобождении должника от дальнейшего отбывания обязательных работ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Ставку по семейной ипотеке могут поднять до 12%

Для семей с детьми до 6 лет условия льготной ипотеки не изменятся: ставка сохранится на уровне 6% годовых. Однако для остальных Минфин планирует ужесточить условия.

Зачем IT- компаниям нужен юрист: три примера из моей практики

Я Павел Патрикеев — практикующий юрист, специализирующийся на поддержке малого и среднего ИТ-бизнеса, кратко расскажу о том, как даже одна юридическая консультация может существенно облегчить вашу жизнь, и разберу, на какие плюшки от государства могут рассчитывать IT-компании. Читайте до конца, чтобы узнать почему большинство из них не доходит до адресатов.

Как вести бухгалтерский учет в строительстве в 2024 году

Ведение учета в строительной отрасли имеет свою специфику, разбираемся в нюансах работы на стороне заказчика и подрядчика.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Названы причины, почему работники рвутся на удаленку, особенно летом. И это выгодно работодателям

По данным опроса 80% россиян хотят перейти на удаленный режим работы летом.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: появился новый вирус FLiRT, готовить кофе можно ультразвуком, а в России будет свой музыкальный конкурс «ИнтерВидение»

Подготовили обзор главных событий дня — 15 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Банки

Центробанк запустил новый сервис со статистикой

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Трудовое право

💥 Депутаты готовят большой пакет поправок в Трудовой кодекс

В Госдуму внесен депутатский законопроект с изменениями в ТК по дополнительным гарантиям защиты прав работников.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
Охрана труда

Пять фактов, которые нужно знать про обучение по охране труда

Выбрали самые частые вопросы по теме обучения по охране труда и попросили экспертов «Клерка» дать развернутые ответы, которые пригодятся и работнику, и руководителю, и собственнику компании.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

МИД договорится с Малайзией о безвизовом режиме

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Снижение компенсации за нарушение исключительных прав

Компенсация за нарушение авторских прав — это санкция, которая носит не только восстановительный характер, но и как любая мера юридической ответственности — превентивный и карательный (штрафной) характер, а также является альтернативной санкцией и взыскивается вместо убытков.

Нужна ли оценка объекта интеллектуальной деятельности, при включении его в состав наследства?

Размер оценки имущества, включенного в состав наследства = госпошлина за выдачу свидетельства о наследстве = зарплата нотариуса.

НДФЛ

С 2026 года для вычетов НДФЛ не нужно будет собирать справки и документы-подтверждения

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Интересные материалы

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика