Воинский учет в 2024: как организовать кадровый учет и избежать штрафа

Для «кадровиков» осень началась с плохих новостей, власти ужесточили контроль за соблюдением законодательства в области воинского учета.
Воинский учет в 2024: как организовать кадровый учет и избежать штрафа
Sora Shimazaki/pexels

С 1 октября 2023 года компании подвергнутся усиленному контролю со стороны военных комиссариатов, а чтобы ни у кого не возникло сомнений в серьезности намерений уполномоченных органов, законодателем увеличены санкции за допущенные нарушения.

Что такое воинский учет?

Воинский учет – это комплекс мероприятий, проводимых государственными органами, при участии частных компаний, по комплектованию людскими ресурсами ВС РФ, воинских формирований и органов.

В рамках мероприятий происходит приписка военнослужащих, прибывающих в резерве к воинским формированиям, а также гражданского персонала, из числа руководителей и специалистов, к органам государственной власти и местного самоуправления, а также стратегическим предприятиям.

Обязанность по воинскому учету возложена на военные комиссариаты, которые обеспечивают исполнение гражданами воинской обязанности, документально оформляют учет, проводят работу по подготовке призывных и мобилизованных ресурсов.

В тоже время, каждый работодатель, за исключением индивидуальных предпринимателей, должен самостоятельно, за свой счет, вести воинский учет сотрудников и представлять сведения о них в уполномоченные органы государственной власти. Несоблюдение обязанности грозит компании штрафами в сотни тысяч рублей.

Основные обязанности работодателя

В рамках учета сотрудников и представления отчетности в уполномоченный орган компания обязана привести внутренний документооборот в соответствие требованиям законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Организации обязаны собирать информацию о всех своих сотрудниках, отражать их в документах по установленной форме и передавать сведения в территориальный комиссариат.

Помимо учета призывников и военнообязанных граждан, юридические лица проводят анализ трудовых ресурсов в период мобилизации, военного положения и военного времени. На основании анализа предприятия запрашивают «бронь» для сотрудников на время мобилизации, к чему прибегали многие юридические лица в сентябре 2022 года, в период частичной мобилизации.

Вопреки расхожему мнению, бронирование граждан, находящихся в запасе, распространяется не на конкретного работника, а на должность в штатном расписание работодателя. Если сотрудник занимает «забронированную» должность, он не может быть мобилизован, до момента увольнения или перевода на другую должность. Это отличает бронь от отсрочки, дающей временное освобождение от призыва.

Еще одной важной обязанностью работодателя является помощь военкоматам в осуществлении учета военнообязанных лиц по месту их прибывания. Здесь компаниям недостаточно просто отчитываться перед комиссариатами, необходимо оказывать содействие в направлении работников на сборные пункты. Наверняка многие слышали о вручении повесток сотрудникам не военкоматами, а их работодателями. Подобные действия не являются инициативой последних, компании лишь исполняют требования комиссариатов.

Обеспечение воинского учета в организации

Исполнение обязанностей по учету не должно быть формальным, для чего законодатель предъявил ряд требований по его организации. Первое и самое главное — это назначение сотрудников, ответственных за организацию воинского учета. При назначении ответственных стоит руководствоваться численностью сотрудников в компании:

  • менее 500 работников – допускается один ответственный-совместитель;

  • от 500 до 2000 работников – один ответственный с полной занятостью;

  • от 2000 до 4000 работников – формирование военно-учетного стола из 2 сотрудников.

На каждые дополнительные 3 000 работников, сверх 4 000 человек, в штат должен приниматься один дополнительный сотрудник военно-учетного стола с полной занятостью. Указанные сотрудники назначаются на должность и освобождаться от нее по согласованию с военным комиссариатом.

Для ведения воинского учета в организации должно быть отведено отдельное помещение, оборудованное сейфом или закрываемым металлическим шкафом, для обеспечения безопасного хранения документов.

Хотите получить консультацию юриста по организации воинского учета на предприятии? Переходите на сайт компании «Консалтинг онлайн» и оставляйте заявку.

Определение работников, подлежащих учета

Стоит оговориться, что воинский учет подразделяется на два вида, общий и специальный. Специальный воинский учет распространяется на забронированных граждан, находящихся в запасе, а также лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, органах исполнения наказания и государственной противопожарной службе.

Поскольку большинство компаний в первую очередь сталкиваются с общим воинским учетом, акцентируем внимание на нем. С 2024 года под общий учет подпадают призывники – мужчины в возрасте от 18 до 30 лет и военнообязанные, находящиеся в запасе. О последних подробнее:

  • уволенные из ВС РФ, с зачислением в запас;

  • выпускники военных ВУЗов;

  • выпускники военных учебных центров;

  • не прошедшие воинскую службы в связи с освобождением от призыва;

  • не прошедшие воинскую службу в связи с предоставлением отсрочек и достижением 30 лет;

  • не подлежащие призыву по достижению 30 лет;

  • не прошедшие воинскую службу по призыву, не имея на то оснований, по достижению 30 лет;

  • уволенные с воинской службы без постановки на воинский учет;

  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;

  • женщины, имеющие военную-учетную специальность.

Если руководство компании или уполномоченные должностные лица выявляют граждан, не состоящих на учете, либо информация о них меняется, сведения о этом должны быть переданы в комиссариат. Законом предусмотрены следующие сроки для представления информации:

  • выявление граждан, не стоящих на учете – 3 дня;

  • изменение сведений о учтенных гражданах – 5 дней;

  • ответ на запрос уполномоченного органа – 2 недели, с момента получения.

Консалтинг Онлайн

Комплексное юридическое сопровождение деятельности компаний

Документы для ведения воинского учета

Документооборот компании организуется в соответствии с порядком установленным Министерством обороны, который предусматривает перечень необходимых документов, их форму, правила заполнения и хранения. Первым документом, который должен быть издан организацией является приказ об организации воинского учета. Приказ согласуется с местным комиссаром, а при его отсутствии с органами местного самоуправления.

Помимо приказа, требуется разработка и ведение следующих документов:

  • план работы по ведению воинского учета;

  • картотека личных карточек (по установленной форме);

  • журнал проверок;

  • служебное делопроизводство;

  • справочная информация по воинскому учету;

  • расписка о приеме от граждан документов воинского учета;

  • иные документы, предусмотренные действующим законодательством.

В части документов, получаемых от граждан, к воинскому учету относятся военный билет и документы его заменяющие, персональная электронная карта и удостоверение гражданина, подлежащего призыву.

При получении копий документов от работников необходимо запросить согласия на обработку и распространение персональных данных, поскольку документы содержат в том числе биометрические персональные данные сотрудника. Несоблюдение порядка обработки персональных данных может привести к наложению штрафа до 18 000 000 рублей согласно ст. 13.11 КоАП РФ. Подробнее о персональных данных читайте в этой статье.

Порядок проведения проверок и ответственность за нарушения

Выше упоминалось, что контрольная функция за соблюдением законодательства о воинском учете возложено на территориальный комиссариат, если последний отсутствует, контрольные функции накладываются на органы местного самоуправления. Закон требует проводить проверки ежегодно в отношении компаний с количеством сотрудников более 500 человек, и не реже одного раза в три года в отношение отношении остальных организаций.

В ходе проведения контрольных мероприятий проверяется:

  • качество воинского учета;

  • соответствие списка граждан, стоящих на учете;

  • достоверность сведений, внесенных в карточки граждан;

  • исполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Итоги контрольных мероприятий доводятся до руководителя и вносятся в соответствующий журнал. При выявлении нарушений они отражаются в акте, и информация передается проверяющими в вышестоящие органы. По итогу проверки, организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

К наиболее «затратным» для компании нарушениям относится не оповещение граждан о вызове в военкомат, что грозит наложением штрафа в сумме 400 000 рублей на компанию и 50 000 рублей на должностное лицо, аналогичный штраф предусмотрен за непредставление списка граждан в военные комиссариаты. Не оповещение гражданина в период мобилизации обойдется еще дороже, 500 000 и 80 000 рублей соответственно.

Как можно понять, власти не были удовлетворены действиями работодателей, связанными с проведением воинского учета в период ограниченной мобилизации. Теперь халатное отношение к своим обязанностям может дорого обойтись юридическим лицам и их руководителям, что наверняка сподвигнет последних на более ответственный подход к организации учета.

Чтобы бесплатно проконсультироваться с юристом или получить пакет документов для организации воинского учета на предприятии, переходите на сайт и оставляйте заявку!

Как организовать воинский учет на предприятии?

Бесплатная памятка для юридических лиц

Забирайте памятку по организации воинского учета

Оставьте контакты, вышлем памятку на ваш e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: АО «КОНСАЛТИНГ ОНЛАЙН», ИНН: 2310203967, erid: LjN8KHRGc

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!