Ликвидация бизнеса

Ликвидация учреждения

Причины, по которым необходимо ликвидировать учреждение, могут быть разными. Как быстро и безболезненно ликвидировать учреждение? Какую ответственность несут учредители при ликвидации учреждения?
Ликвидация учреждения

Причины, по которым необходимо ликвидировать учреждение, могут быть разными. Как быстро и безболезненно ликвидировать учреждение? Какую ответственность несут учредители при ликвидации учреждения?

НКО может быть создана в форме учреждения. Причем, в зависимости от направленности деятельности НКО, это могут быть частные учреждения, а также государственные, муниципальные и бюджетные (ст. 9, 9.1, 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В зависимости от формы учреждения, процесс ликвидации и, соответственно, наступающие в связи с этим последствия, различаются.

По каким причинам может быть ликвидировано учреждение?

Учитывая многообразие типов учреждений, причины их закрытия непосредственно связаны со сферой деятельности таких учреждений.

Например, причиной для ликвидации государственного учреждения, чаще всего, является изменение политики властей в отношении некоммерческих программ учреждения. Это приводит к урезанию финансирования государственного учреждения, сокращению и невозможности выполнения определенных социальных программ. Как любят говорить власти, произошла «оптимизация работы в деятельности госучреждения».

Особенностью ликвидации госучреждений является передача социально значимых функций, другим структурам. То есть, в отличие, от коммерческих компаний, с ликвидацией учреждения, которые оказывают населению определенные госуслуги, должна быть осуществлена передача этого функционала другим учреждениям — вновь созданным или существующим.

Причиной ликвидации частного учреждения может быть желание ее собственника — это так называемая добровольная ликвидация. Учреждение могут ликвидировать и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений законодательства — это так называемая принудительная ликвидация.

Кем принимается решение о ликвидации учреждения?

Процедура ликвидации учреждения запускается с принятием решения о ликвидации. Решение принимает учредитель или другой уполномоченный орган.

Например, в отношении федерального казенного учреждения решение принимает Правительство РФ, а муниципального учреждения — орган местного самоуправления (ст. 19.1 Закона № 7-ФЗ).

Решение о ликвидации частного учреждения принимают его учредители. А учредителями частных учреждений могут быть как физические, так и юридические лица.

В каком порядке происходят расчеты с работниками при ликвидации учреждения?

Одним из важных этапов ликвидации учреждения являются расчеты с работниками.

Работники ликвидируемого учреждения должны быть предупреждены об этом событии не позже чем за 2 месяца до его начала (п. 2 ст. 180 ТК РФ).

Причем при ликвидации увольнению подлежат все категории работников, в т. ч. и те, которые имели иммунитет при обычном сокращении.

Далее бухгалтерия учреждения должна рассчитать работников и выплатить им выходное пособие.

На практике часто возникает вопрос: что делать, если рассчитанное работнику учреждения выходное пособие оказалась меньше, чем заработная плата работника за этот же период?

Такая ситуация может произойти, если у работника в расчетном периоде отсутствовали полные отработанные месяцы. В этом случае права работников не должны быть ущемлены и размер выходного пособия должен быть не ниже чем зарплата работника за этот же период согласно его графику работу (постановление КС РФ от 13.11.2019 № 34-П).

Какие документы нужно собрать при ликвидации учреждения?

Процесс ликвидации учреждения состоит из нескольких последовательных действий. Ликвидацию учреждения осуществляет Минюст.

  1. Сначала принимается решение о ликвидации и формируется ликвидационная комиссия или ликвидатор.
  2. В течение 3 рабочих дней направляется заявление о начале процедуры ликвидации по форме № Р15016. Заявление подписывает назначенный руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор.
  3. Далее в СМИ «Вестник государственной регистрации» публикуется извещение о ликвидации учреждения и сроках обращения требований кредиторов, а также направляются уведомления кредиторам.
  4. После этого вносятся сведения о ликвидации в Федресурс в течение 3 рабочих дней с даты формирования ликвидационной комиссии.
  5. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс.
  6. Подаются в ПФР сведения о работниках ликвидируемого учреждения.
  7. Производятся расчеты с кредиторами.

Оставшееся имущество после выплаты долгов кредиторам передается собственнику учреждения, если иное не предусмотрено учредительными документами.

А бывает так, что средств учреждения не хватает для расчетов с кредиторами. Кредиторы могут обращаться в суд для взыскания долгов непосредственно с собственника учреждения.

При этом кредиторы не вправе взыскивать долги по учреждению с его собственников, которое еще не находится в процессе ликвидации (постановление АС Московского округа от 11.02.2020 № А40-33683/2019).

С собственника ликвидируемого учреждения можно взыскать долги по обязательствам самого учреждения. Например, с учредителя частного образовательного учреждения были взысканы долги по зарплате и компенсация морального вреда сотруднику (апелляционное определение Московского областного суда от 08.07.2015 № 33-16142/2015).

  1. Составляется и утверждается ликвидационный баланс.
  2. Подается заявление о завершении ликвидации по форме № Р15016.

Начать дискуссию

Налог на профдоход самозанятые могут платить двумя способами. В том числе как ЕНП

Плательщики налога на профессиональный доход могут выбрать способ уплаты: через ЕНП или приложение «Мой налог» (на КБК НПД).

1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

От дебета к EBITDA: как главному бухгалтеру стать финдиром

Главбух — не финальная точка карьерной лестницы: можно шагать и выше. Рассказываем, почему финансовый директор — это логичный карьерный рост для главного бухгалтера, и в чём нужно разобраться главбуху, чтобы стать финдиром.

От дебета к EBITDA: как главному бухгалтеру стать финдиром

Чем грозит бардак на рабочем месте. Судебная практика

Оказывается беспорядок на рабочем месте чреват не только потерей нужного документа, но и лишением премии. Нашла интересное судебное решение.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

При импорте товаров из стран ЕАЭС через агентов вычет по НДС применяет принципал

При ввозе товаров в РФ из стран ЕАЭС на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на организацию (ИП) – поверенного, комиссионера, агента.

Виды электронных подписей

Электронная подпись (ЭП) — инновационный инструмент, который позволяет дистанционно подписывать документы и совершать сделки. В нашей стране есть несколько разновидностей ЭП, каждая из которых обладает своими возможностями, плюсами и минусами.

Виды электронных подписей

📝 Изменился состав документов для вычета за обучение. «Налоговики не верят в транзакции и чеки?» — возмущаются у нас в ВК

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⭐️Отличия Управленческого учета от Бухгалтерского

Отдохнули? Тогда вперед за новыми знаниями. Вас ждет цикл статей про Управленческий учет. Ответы на самые часто задаваемые вопросы. Все максимально просто, как 2х2. Давайте так и назовем статьи - Управленка 2х2. Подписывайтесь и поехали!

⭐️Отличия Управленческого учета от Бухгалтерского
2

Ошибки, проблемы, советы: организация ведения учета

В данной публикации мы рассмотрим основные допущения и трудности, с которыми сталкиваются многие организации, а также предложим конкретные рекомендации по улучшению управленческого учета.

На поддержку многодетным семьям выделили 95 млрд рублей

Региональные власти будут помогать многодетным. Уже 46 субъектов РФ подготовили базу для выполнения указа президента о социальной поддержке семей.

Ушел из жизни основатель лучшего хедж-фонда всех времен и народов, а FTX вернет клиентам 118% долгов

Все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: Верховный суд РФ выпустил дисс на Тинькофф, Легион-Лохотрон начал распирамидиваться, Гугл случайно чуть не оставил австралийцев без пенсии, Баффет выбрал себе ску(ч/ф)ного преемника, а главного «науко-доказательного» зожника-подкастера поймали на глупейшей ошибке.

Инвестиционный договор (договор инвестирования) в бизнесе — симулякр, скрывающий иные инвестиционные сделки. Как на самом деле оформляются инвестиции — рассказывает юрист

Инвестиционный договор — это не предусмотренный Гражданским кодексом РФ договор, за составлением которого нередко обращаются предприниматели и инвесторы. В этой статье разберём — действительно ли можно использовать инвестиционный договор в бизнесе и что он из себя представляет на самом деле.

Как исправить неверный СНИЛС в ЕФС-1

При сдаче работодателями формы ЕФС-1 СФР проводит проверку соответствия ФИО сотрудников и их СНИЛС. Если эти данные не совпадают, будет ошибка с кодом 30.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что ест бухгалтер. Разгрузочное меню

Добрый день, коллеги! Сегодня расскажу, что в меню после праздников. Судя по всему, у меня еще есть время подготовиться к лету, так что делюсь разгрузочным меню.

Что ест бухгалтер. Разгрузочное меню

Как в трудовую книжку внести запись о совместительстве после увольнения с основной работы

Запись о приеме на работу по совместительству делает основной работодатель. Но зачастую так бывает, что запись о совместительстве не делали, а сотрудник уже уволен и на второй работе стал основным.

Маркетинг

Видео-стратегия роста продаж В2В: как сформировать и внедрить в бизнес

Реклама, как известно, двигатель торговли, а видеореклама — самый мощный рычаг в деле продвижения бизнеса. Разберем, почему нельзя обойтись одним роликом на конкретном примере.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Охрана труда

Может ли директор отвечать за охрану труда в организации. Мини-курс

Из мини-курса узнаете, в каких случаях директора можно назначить ответственным за охрану труда и какие условия важно соблюсти.

Может ли директор отвечать за охрану труда в организации. Мини-курс
УСН

При переходе на УСН не все поступления на счет идут в доходы

Если ранее компания применяла ОСНО с методом начисления, то после перехода на УСН в доходы не идут поступления от покупателей за прошлогодние отгрузки.

Отелям расширили список услуг, которые не облагаются НДС

Туристам, которые будут отдыхать в отелях, предложат пакеты услуг по выгодным ценам.

На уплату взносов на травматизм осталось 3 дня

До 15 мая включительно организации и ИП с сотрудниками должны уплатить страховые взносы в СФР на травматизм за апрель.

Интересные материалы

Хабиб Нурмагомедов должен налоговой 306 млн рублей

Налоговики заблокировали счета Eagle FC и фонда Хабиба Нурмагомедова. Однако дядя спортсмена заявил, что это неправда.