Офшоры

Кипр… как много в этом звуке для бизнеса российского слилось: анализ нового порядка обмена информацией между Россией и Кипром

Ранее мы уже затрагивали вопросы, связанные с обеспечением безопасности при использовании кипрских компаний для целей налоговой оптимизации и обеспечения безопасности активов.

Ранее мы уже затрагивали вопросы, связанные с обеспечением безопасности при использовании кипрских компаний для целей налоговой оптимизации и обеспечения безопасности активов.

Сегодня мы продолжим разговор на эту тему и попробуем разобраться, насколько обоснованы муссируемые в последнее время в СМИ сообщения о том, что новый порядок обмена информацией между Россией и Кипром по соглашению об избежании двойного налогообложения может поставить крест на использовании кипрских компаний в интересах российского бизнеса.

Сообщения о том, что сотрудничество с кипрскими компаниями может стать опасным и невыгодным для российских бизнесменов, стали появляться в российских СМИ после подписания 16 апреля 2009г. в Никосии (Кипр) Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998г. (далее – «Протокол» и «Соглашение» соответственно).

Поводом к тому, вероятнее всего, стали «положительные» оценки подписанного Протокола представителями российской стороны, принимавшими участие в подготовке и подписании Протокола. Так, например, комментируя подписание Протокола, глава департамента налоговой политики Минфина РФ Илья Трунин отметил: «До последнего времени Кипр не шел на сотрудничество в части обмена информации, но, начиная с конца прошлого года, мы видим прогресс, согласие Кипра идти навстречу российским фискальным органам. Теперь, в итоге долгих переговоров, мы смогли найти баланс и в части наших требований, и их интересов».

Новый порядок обмена информаций между Кипром и Россией установлен в обновленной редакции одноименной статьи 26 Соглашения - «Обмен информацией», которая, в частности, предусматривает следующие нововведения:

- обмен информацией по всем видам взимаемых налогов, а не только по налогам на доходы и капитал, подпадающим под действие Соглашения;

- обязательное предоставление запрашиваемой информации даже в том случае, когда государство, предоставляющее информацию «не нуждается в такой информации для собственных налоговых целей»;

- невозможность обоснования отказа в предоставлении информации лишь тем, что «такой информацией располагает банк, иной финансовый институт, номинальное лицо, агент или доверительный управляющий», а также тем, что «такая информация касается имущественных интересов применительно к какому-либо лицу».

Безусловно, данные нововведения ухудшают положение российских предпринимателей, использующих в своей деятельности кипрские компании, поскольку расширяют круг информации, к которой могут получить доступ российские контролирующие органы, значительно сужая при этом перечень возможных оснований для отказа в предоставлении информации и делая возможным доступ к ранее закрытым сведениям, составляющим банковскую тайну. Это тем более актуально в свете формирующейся в России судебно-арбитражной практики по делам, связанным с использованием «необоснованной налоговой выгоды». Но являются ли новации критичными? Действительно ли они делают невозможным дальнейшее эффективное использование кипрских компаний? Мне представляется, что нет. И вот почему.

Во-первых, не каждый запрос о предоставлении информации из России может быть исполнен на Кипре. К исполнению могут приниматься лишь запросы соответствующие критериям, установленным Законом Кипра 71(I) 2008 об изменениях к Закону 1978 года о Подтверждении и Сборе Налогов. Это следует из закрепленного Соглашением принципа ненарушения внутренних административных процедур государства, предоставляющего информацию. Так, например, помимо прочего в запросе обязательно должны быть указаны:

• Информация о лице, в отношении которого запрашивается информация, позволяющая его идентифицировать;
• Описание запрашиваемой информации, желаемого способа и целей ее получения;
• Обстоятельства, указывающие на то, что запрашиваемая информация имеется у кипрских налоговых органов или находится в распоряжении иного лица в юрисдикции Кипра;
• Имеющаяся информация об имени и адресе лица, владеющего запрашиваемой информацией;
• Заявление о том, что в государстве, запрашивающем информацию, предприняты все возможные меры для получения запрашиваемой информации внутри этого государства.

Законом Кипра 71(I) 2008 также установлено, что запрос о предоставлении информации может быть принят к исполнению налоговыми органами Кипра только после получения предварительного письменного согласия Генерального Прокурора Кипра, которое, как правило, может быть получено только в случае наличия серьезных обвинений в мошенничестве или совершении иных противозаконных операций (например, таких как финансирование терроризма). При этом необходимо отметить, что налоговые правонарушения на Кипре не признаются уголовно-наказуемыми деяниями.

Также нельзя забывать и о ситуациях, когда в предоставлении информации запрашивающей стороне может быть отказано. Перечень таких случаев в Соглашении остался прежним и включает в себя:

1) Уже отмечавшуюся ситуацию, когда предоставление информации связано с необходимостью проведения административных мероприятий, противоречащих законодательству или административной практике государства, предоставляющего информацию;
2) Запрашиваемая информация не может быть получена в соответствии с законодательством или в соответствии с обычной административной практикой государства, предоставляющего информацию;
3) Предоставление информации раскроет какую-либо торговую, деловую, промышленную, предпринимательскую или профессиональную тайну, либо торговый процесс;
4) Предоставление информации противоречит публичному порядку (ordre public).

Таким образом, о массовом характере направления запросов (вернее, направления положительных ответов на них), а также о предоставлении информации по немотивированным запросам российской стороны, на наш взгляд, говорить вряд ли возможно, а предоставление дозированной информации по «настойчивым» мотивированным запросам в исключительных случаях было возможно и ранее.

Во-вторых, механизм обмена информацией между Кипром и Россией, в т.ч. и по процедуре, предусмотренной Законом Кипра 71(I) 2008, существовал задолго до подписания Протокола, однако факты выдачи информации по запросам российских контролирующих органов носили единичный характер, а данные о бенефициарах кипрских компаний не представлялись вовсе (по крайней мере, нам не известно ни об одном факте выдачи такой информации по запросу российской стороны).

Очевидно, что Кипр, стремясь не только сохранить проходящее через него потоки инвестиций, но и по возможности увеличить их, ни ранее, ни сейчас не был заинтересован в раскрытии информации о зарегистрированных на территории Кипра компаниях, их деятельности и владельцах, поскольку раскрытие «лишней» информации в отношении хотя бы нескольких крупных компаний, может повлечь за собой массовый лавинообразный отток капитала с Кипра. В этой связи, несмотря на подписание Протокола, с большой долей вероятности можно предположить, что на практике ситуация с ответами на российские запросы изменится незначительно.

В-третьих, введенные Протоколом правила обмена информацией не являются чем-то необычным и принципиально новым, поскольку, по большей части, они соответствуют нормам Модельной конвенции Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) редакции 2004 (2008) г.

В этой связи необходимо отметить, что отказ от использования кипрских компаний в пользу иных юрисдикций в настоящее время будет являться лишь небольшой временной передышкой, поскольку в недалеком будущем подавляющее большинство соглашений об избежании двойного налогообложения будут приведены в соответствие с упомянутой Модельной конвенцией ОЭСР. К тому же, учитывая развитость сервисного обслуживания на Кипре, либеральность его налогового законодательства, найти хоть сколько-нибудь похожую на Кипр по удобству и эффективности работы юрисдикцию будет нелегко.

Кроме того, в отношении уже прошедших периодов смена юрисдикции вообще не будет являться решением проблемы, а, напротив, может только усугубить ее, поскольку информация по Соглашению и Закону Кипра 71(I) 2008 может быть представлена даже в отношении уже ликвидированной компании.

По большому счету, наличие потенциальной возможности раскрытия информации необходимо рассматривать как своего рода плату за респектабельность Кипра, что в т.ч. позволяет ему присутствовать в «белом» списке юрисдикций, составленном по итогам саммита G20 в 2009г. и отсутствовать в локальных «черных» списках отдельных стран (так, по заявлениям Минфина РФ, Кипр будет исключен из списка оффшоров сразу же после ратификации Протокола).

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что новый порядок обмена информацией лишь вводит обновленные правила игры при построении моделей ведения бизнеса с использованием кипрских компаний, заставляя российский бизнес более взвешено и обдуманно подходить к управлению иностранной компанией и выбору сервисной компании, обслуживающей ее деятельность, но, отнюдь, не препятствует использованию широчайшего потенциала бизнес-возможностей Кипра российскими предпринимателями. Безусловно, в отношении многих уже используемых кипрских моделей может потребоваться их существенная корректировка, доработка, а, возможно, и полная смена формата взаимодействия.

В заключение также хотелось бы обратить внимание читателей, что изменения внесенные Протоколом еще не вступили в законную силу, поскольку Протокол пока еще не прошел процедуру ратификации в РФ. Однако, по мнению автора, ожидать ратификация Протокола возможно самое в ближайшее время (возможно, до конца 2009г.).

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.