Управление персоналом

Взгляд изнутри: В кризис учат вместе

Когда бюджеты на развитие персонала в девелоперской отрасли сократили до нуля, Татьяна Климентьева предложила коллегам объединиться и создать отраслевой учебный центр, усадив за одну парту сотрудников компаний-конкурентов

Когда бюджеты на развитие персонала в девелоперской отрасли сократили до нуля, Татьяна Климентьева предложила коллегам объединиться и создать отраслевой учебный центр, усадив за одну парту сотрудников компаний-конкурентов

— Сильно ли кризис затронул вашу компанию?

— Девелоперское подразделение Инвестиционной группы «Абсолют», как и многие коллеги по рынку недвижимости, в октябре 2008 г. было вынуждено начать тотальную оптимизацию расходов, в том числе расходов на персонал, и сокращение собственно персонала. Было понятно, что в 2009 г. многие проекты будут заморожены. Мы сократили около 30% сотрудников девелоперского направления. Но максимально сделали все, чтобы облегчить ситуацию. Провели серию тренингов «Как найти работу». Сами размещали резюме, помогали искать вакансии. Около 95% сокращенных сотрудников еще до нового года нашли новые места.

— Как вообще появилась идея создания REMI (Real Estate Management Institute)? Зачем это было нужно?

— Оптимизация коснулась и программ развития персонала, бюджет на которые фактически обнулился. Надо было искать альтернативы, изыскивать скрытые резервы. Я планировала, что мы в «Абсолюте» без дополнительных затрат сможем создать внутренний корпоративный центр, который решит задачу повышения квалификации и обучения. Предполагалось, что преподавать в нем будут наши же специалисты, которые не только хорошо работают, но и могут делиться знаниями.

В кризисный год мы довольно часто собирались на клубы профессионального HR-сообщества рынка недвижимости. Обсуждали, кто как живет, сокращения и оптимизацию. И весной я предложила коллегам попробовать сделать что-то общими силами, например отраслевой учебный центр. Денег ни у кого нет, но ведь как-то развивать персонал надо всем. Тем более что обучение -это дополнительная мотивация.

— Какие компании поддержали инициативу?

— Создателями REMI стали семь компаний, а точнее даже семь HR-директоров: Нармина Борисова — «Алкон девелопмент», Юлия Сушкова — «Капитал групп», Вероника Максина — «Миракс групп», Светлана Шевцова — «Миэль», Наталья Евдокимова — «Дон-строй девелопмент», Елена Гнеушева — «Росевродевелопмент» и мы, «Абсолют групп».

В мае мы впервые собрались, чтобы обсудить регламент. Естественно, были опасения: такие жесткие конкуренты, как «Капитал групп», «Миракс», « Дон-строй», всегда присматривали персонал друг у друга, а тут мы предлагаем кадровый резерв всех этих компаний посадить за одну парту и перемешать! Было принято решение подписать специальное соглашение, в котором прописаны правила сообщества. В частности, что в рамках сообщества мы персонал друг у друга не переманиваем — или только с уведомления и согласия HR-директора. А также что мы объединяем усилия и ресурсы с целью обучения и развития персонала компаний рынка недвижимости, вкладываем интеллектуальные, административные и организационные ресурсы и в равных долях несем ответственность за этот проект, вместе администрируем и продвигаем его. Вопрос финансов не затрагивался, так как бюджетов ни у кого из нас не было.

— Как отнеслось генеральное руководство компаний к нетривиальной инициативе HR?

— Поначалу нейтрально. Не препятствовали, так как бюджет нам не требовался. Их удивило, что так увлеклись идеей руководители структурных подразделений и направлений, которых мы привлекли в качестве преподавателей, — даже уговаривать не пришлось участвовать в проекте бесплатно и тратить на него нерабочее время. Мы быстро поняли, что это не просто хорошая возможность в кризис продолжать учить, развивать персонал и обмениваться опытом. Идея глубже. Через наше отраслевое объединение мы будем создавать стандарты отрасли, которых до сих пор нет. Девелопмент в России еще слишком молод. Специалистов девелоперского бизнеса никто не учит. До сих пор нет даже сформированной квалификационной карты, компетенций, понимания, каким должен быть руководитель девелоперского проекта. И наша задача, взяв лучшее друг у друга, создать стандарт. В этом заинтересованы все.

— Чему учите в отраслевом центре?

— Мы поняли, что главное — поддержать знаниями и мотивацией средний менеджмент, который после сокращения штата стал у всех нас основной боевой единицей и нашим кадровым резервом. Им недостает чисто управленческих компетенций. «Эффективный руководитель» — первая десятимесячная программа, которую мы запустили 22 сентября, — состоит из шести модулей: управление собой, управление людьми, управление продажами, управление проектами, управление финансами, управление изменениями. От каждой компании на программе учится по 12 человек, прошедших конкурсный отбор внутри своих компаний. Ни один человек по ходу не отсеялся. Сформировалась даже очередь на второй поток и своего рода лист ожидания на посещение модулей, если место вдруг освободится. Есть еще и открытая мастерская практического опыта — программа мастер-классов для всех сотрудников семи компаний. Когда нужно собрать сразу много народу, большой зал, вмещающий до 200 человек, всегда готова предоставить «Миракс групп». А так занятия проходят в офисах всех компаний. Так что мы еще и в гости друг к другу теперь ходим.

— Каким образом вы все вместе управляете центром?

— Есть виртуальный деканат на сайте www.hr-remi.ru. Поскольку мы все действующие HR, было бы неправильно нагружать на кого-то одного все административные функции. Мы распределили их между собой. К тому же в каждой компании есть администратор проекта. Бюджетов не было ни у кого, а значит, вопроса, кто сколько вложил, тоже. Все продумывали, что могут предложить, какими интеллектуальными ресурсами обладают. На 2010 г. мы даже на всякий случай прописали постатейный бюджет, оценив все программы и курсы в денежном эквиваленте. Появилось немало людей просто с рынка, которые хотели бы за плату принимать участие в наших программах. Думаю, в будущем это станет возможно.

— Можно ли оценить первые результаты?

— Пока мы можем судить только по впечатлениям сторон-участников. Времени на подготовку было, конечно, мало: от первого обсуждения до запуска программы — 2,5 месяца. Провести пробные курсы внутри компаний, отрабатывая методику, времени просто не было. Мы понимали, что придется по ходу что-то менять. И я даже удивлена, что курсы получились такими качественными.

— Как отнеслись к вашей затее участники эксперимента?

— Многое зависело от корпоративной культуры компаний. Сотрудники демократичных, открытых компаний — с энтузиазмом. Люди из компаний более закрытых, агрессивных по отношению к конкурентам отнеслись с недоверием. Первое время было много разговоров о тайном смысле домашних заданий, которые надо было выполнять на базе непосредственной работы. Нам приходилось разъяснять и показывать утвержденные регламенты, где прописано, что ни в коем случае обсуждаемое не должно противоречить конфиденциальности компаний.

— REMI создавался не от хорошей жизни. Как сложится судьба отраслевого центра, когда у семи компаний дела наладятся и вновь появятся бюджеты на обучение?

— Сначала мы даже думать об этом не хотели. Решили просто прожить год в этом формате. Сейчас уже понятно, что у нас получился содержательный, серьезный проект. И надо думать о его будущем. Уже есть три новые учебные программы на следующий год, направленные на стандартизацию отрасли. Если бюджеты появятся, будет и возможность приглашать преподавателей со стороны, платить нашим практикам. Будем регистрировать университет как отдельное юридическое лицо. Форма сейчас обсуждается. На мой взгляд, REMI надо отчуждать от личностей. Пока это все же проект семи HR-директоров.

В плюс

возможность развивать персонал без финансовых инвестиций

повышение лояльности и мотивация сотрудников

стандартизация работы в девелоперской отрасли

В минус

отсутствие бюджетов на обучение

неопределенность будущего отраслевого центра

невозможность переманивать сотрудников внутри сообщества REMI

Начать дискуссию

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла депутатский законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому выгодно переходить на налоговый мониторинг? Узнайте на онлайн-мероприятии 23 мая!

Налоговый мониторинг — один из способов сформировать положительную репутацию добросовестного налогоплательщика, а еще это отличный способ снизить административную нагрузку бизнеса. Проверьте, подходит ли мониторинг для вашей компании, на встрече с экспертами.

Интересные материалы

HR-тренды 2024 и их влияние на работу с кадрами

В периоды стремительных изменений важно держать руку на пульсе, отслеживать значимые тенденции и вовремя вносить в свою работу коррективы. Один из ключевых факторов, который сегодня на повестке дня у представителей российского бизнеса, — кадровый голод. Почему его нельзя игнорировать, что стоит предпринять уже сегодня, какие еще тренды наблюдаются в HR-сфере и причем тут цифровизация кадров — читайте в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik