Ведение бизнеса

На пути к инновационным методам управления, или Как сэкономить время на совещаниях

Эволюционно изменяющиеся международные стандарты менеджмента качества (серия 9000) и окружающей среды (серия 14000) по существу оказались интегрированы в мировую экономику.
На пути к инновационным методам управления, или Как сэкономить время на совещаниях
Фото Борис Мальцев. ИА "Клерк.Ру"

Эволюционно изменяющиеся международные стандарты менеджмента качества (серия 9000) и окружающей среды (серия 14000) по существу оказались интегрированы в мировую экономику. Сотни тысяч компаний (в первую очередь, успешных) считают своим долгом спроектировать систему менеджмента и внедрить в практику управления международные стандарты, с тем чтобы повысить эффективность своего функционирования. Кроме того, успешное прохождение сертификации — еще и показатель признания достижений организации в данной области, и наглядная демонстрация этих достижений ее стейкхолдерам.

Для кого пишут алгоритмы?

В предельно укрупненном виде процесс проектирования современной системы менеджмента, соответствующей требованиям международных стандартов, может быть представлен следующим алгоритмом (последовательно проектируются заново или корректируются):

  1. Миссия (предназначение компании).
  2. Видение (описание состояния и положения компании на рынке на ближайшие 5–7 лет).
  3. Политика компании, включающая описание базовых принципов управления компании и стратегических целей. В частности, в качестве базовых принципов управления могут быть приняты, например, стратегии поведения, сформулированные в восьми принципах ГОСТ Р ИСО 9000:2005.
  4. Основные и вспомогательные бизнес-процессы компании, ориентированные на достижение поставленных стратегических целей.
  5. Управленческие бизнес-процессы и организационная структура управления, ориентированные на поддержку основных и вспомогательных бизнес-процессов.
  6. Декомпозиция целей компании по уровням исполнения (от высшего менеджмента до исполнителя) и во времени (среднесрочные, тактические, операционные и т. д.).
  7. Регламенты и ключевые показатели эффективности бизнес-процессов.
  8. Система стимулирования, ориентирующая работу сотрудников на достижение целей компании.
  9. Документационное обеспечение деятельности всех сотрудников (законы, постановления, нормативные отраслевые акты внешнего происхождения; внутренние документы: стандарты организации, положения о подразделениях, конструкторская и технологическая документация, должностные инструкции, регламенты деятельности, методики, приказы, распоряжения, формы отчетности, бланки писем и т. д.).

Спроектированная таким образом система документации становится одним из краеугольных камней организации, по мнению Масааки Имаи. В книге «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний» он пишет, что «любая организация состоит из людей, бумаги (мы считаем, что автор в оригинале книги имел в виду «документов») и железа».

«Документ» — этоноситель информации и средства для восприятия потребителем ее смысла. «Информация» —значимые данные для ведения бизнеса. (гост р ИСО 9000-2005. Система менеджмента качества. Концепция и словарь.)

Предположим, что руководство организации, имея в наличии качественно спроектированную систему документации, приобрело новое современное «железо» и наняло на работу компетентных «людей». Допустим, что нанятых сотрудников устраивают условия труда, принятая система стимулирования ориентирует их работу на достижение целей организации и каждый в компании точно знает, что, как, когда, в каком количестве и качестве он должен делать, и даже делать это умеет. Более того, в организации выполняются все регламенты не только в части качественного изготовления продукции, но и в части своевременной коррекции всех внутренних документов, а также своевременного получения внешних документов, содержащих значимые данные для ведения бизнеса этой компании.

Возникает научно-риторический вопрос: «Могут ли сотрудники организации функционировать без устных распоряжений руководителей различных уровней, которые те отдают на совещаниях, в процессе переговоров в устной очной форме, по телефону, на телеконференциях и в командировках?». Вряд ли найдется хотя бы один менеджер, который на этот вопрос ответит утвердительно.

Никто, никогда и нигде не видел организаций, где управление осуществлялось бы исключительно «по документам», без использования распространенного метода управления «по устным распоряжениям». При этом устно произнесенные тексты, но не зафиксированные на том или ином носителе, к документам не относятся. (Классификация методов управления в рассматриваемом контексте представлена на рисунке 1.)

Инструкции для вакуума

Смысл указаний, который зафиксирован в документе, не меняется во времени и не зависит от точки зрения потребителя информации и того, кто этот документ в свое время спроектировал.

Напротив, смысл указаний, отданных руководителем в устной форме, зачастую воспринимается подчиненным совершенно не так, как того хотел руководитель. Может быть, поэтому так часто приходится слышать: «Вы меня неправильно поняли», «Я совершенно не это имел в виду», «Я устал повторять одно и то же 10 раз», «Что Вы мне принесли? Я просил совершенно другое», «Всем, видите ли, понятно, а Вам нет»...

Рис. 1. Классификация методов управления

Теперь перефразируем предыдущий вопрос: «Почему невозможно управление организацией только «по документам», без использования метода управления «по устным распоряжениям», и как в современных условиях должны соотноситься эти типы управления на практике?».

Идеальный случай: в организации имеется в наличии новое современное «железо», постоянно актуализируемая качественно спроектированная система документации и компетентные сотрудники, которые понимают смысл информации своих регламентов и правильно исполняют требования этих регламентов. И даже такая идеальная организация без устных форм управления функционировать не может.

Дело в том, что в любой документации содержатся описания уже свершившихся фактов, событий, достижений, спроектированных регламентов, разработанных методик и инструкций.

Именно поэтому управление «по документам» возможно в том случае, если в организации все стабильно и ничего не меняется. Деятельность сотрудников определена регламентами, а в процессе управления решаются задачи, которые относятся к классу формально-логических задач.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом

Начать дискуссию

Много хороших новостей. Влад Савушкин вошел в историю «Клерка»

Программисты сделали много хороших штук за эту неделю.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нюансы скрытого поиска работы: стоит ли игра свеч?

Давайте поговорим о теме, которая, возможно, касается многих из нас, но о которой редко говорят вслух.

Нюансы скрытого поиска работы: стоит ли игра свеч?
2

Минстрой назвал один из эффективнейших механизмов господдержки

Заместитель министра строительства и ЖКХ Вадим Васильев заявил, что свободная экономическая зона стала одним из наиболее эффективных механизмов государственной поддержки, направленной на перезапуск реального сектора экономики ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Ставка НДФЛ для больших доходов должна быть до 25%, считает Миронов

Фракция Госдумы «Справедливая Россия — За правду» в лице Сергея Миронова представила свои предложения по ставке НДФЛ и НДС в рамках совершенствования налогового законодательства.

Силуанов: налоговые льготы для самозанятых будут сохранены

Глава Минфина заверил, что налоговые льготы и преференции для самозанятых сохранят.

Банки будут напрямую взаимодействовать с ФНС

ФНС будет без участия ЦБ присылать банкам запрос на блокировку операций по счетам клиентов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сколько стоит бухгалтер и во сколько он себя оценивает? 💃«Ночной бухгалтер» № 1688

Бухгалтеры часто не знают, во сколько оценить свои услуги и дешевят с прайсом. А еще взваливают на себя непосильную работу, которую потом и нести тяжело, и бросить жалко. А вы так делаете?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курортный сбор может стать туристическим налогом

Минфин России рассматривает возможность преобразования курортного сбора в туристический налог.

Для Дальнего Востока расширили льготу по страховым взносам

Ранее правительство ввело налоговые и таможенные льготы, чтобы повысить привлекательность условий для проектов, которые реализуют инвесторы на территориях опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток.

НДС

В Совете Федерации предложили отменить НДС для производителей стройматериалов и мебели

К эксперименту с освобождением от НДС планируют подключить компании и ИП, которые занимаются производством мебели и стройматериалов. Пока что такая льгота есть у предприятий общепита.

Правовые последствия совершения корпоративной сделки с лицом из недружественного государства без получения разрешения подкомиссии

Что будет, если совершить сделку с акциями и долями в российской компании с лицом из недружественного государства без разрешения подкомиссии.

⚡️ Итоги дня: мошенники покупают неактивные номера и получают доступ к Госуслугам, в Китае создали смартфон, который не боится кипятка

Подготовили обзор главных событий дня — 23 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Самозанятые в 2024 году

В 2024 году всё больше людей выбирают самозанятость как форму малого бизнеса. Специальный налоговый режим позволяет им работать на себя, самостоятельно определять график и условия труда, а также получать доход от любимого дела. В статье мы рассмотрим ключевые особенности этого налогового режима.

Самозанятые в 2024 году

Путин разрешил компенсировать ущерб за счет американских активов

Президент дал возможность пострадавшим обращаться в суд, если власти США необоснованно лишили их прав на имущество.

Бесплатно с Дебиторская задолженность

Может ли ИФНС арестовывать дебиторскую задолженность

Суды не могут прийти к общей позиции по поводу того, может ли налоговая служба арестовать имеющуюся дебиторскую задолженность. Разберем, как сложилась судебная практика и на какие нормы ориентироваться налогоплательщикам.

Может ли ИФНС арестовывать дебиторскую задолженность

Как сформировать модель оценки комплаенс-рисков

Финансовые и коммерческие организации сталкиваются с жесткими требованиями, в том числе по антиотмывочному закону. Чтобы работать без претензий, надо следить за изменениями в законодательстве, конъюнктуре рынка и структуре клиентской базы.

Новости ФНС

Налоговики РФ и Белоруссии приняли документы о двустороннем сотрудничестве

Ведомства будут совместно улучшать систему администрирования косвенных налогов, а также внедрять электронный документооборот в торговле между РФ и Белоруссией.

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

На «Клерке» вышел новый релиз. Наша команда добавила супер опцию для пользователей Трибуну — платное продвижение постов. Расскажем, как это будет работать. Ставьте лайк и забирайте в закладки!

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

Как увеличить охват своего блога на Клерке

Если вы хотите продвинуть свой материал в Трибуне, то теперь это легко сделать.

Как увеличить охват своего блога на Клерке

Интересные материалы

Как главному бухгалтеру управлять коллективом? 5 шагов для роста бизнеса

В круговороте поступающих задач и документов управлять командой, не делая работу за всех, и при этом улучшая показатели, — нелегко, но вполне возможно. Новоиспеченные руководители часто сталкиваются со сложностями, не до конца понимая свои обязанности в новой роли, однако есть несколько рекомендаций, как плавно отойти от операционки и начать эффективно управлять коллективом.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру