Менеджмент

Сказка о коучинге, или Случай из практики

Воодушевленный и полный надежд руководитель довольно крупной коммерческой организации вернулся к работе после семинара по стратегическому планированию. Участие в семинаре встряхнуло этого серьезного господина. Теперь он точно знал, чего хочет от жизни: обозначились приоритеты, выявились перспективы, наметились цели. Взглянув свежим взглядом на процесс производства, руководитель понял, что все его прошлые новаторские идеи терпели крах потому, что была плохо налажена совместная работа подразделений. Тогда он принял решение о внедрении нового метода по оптимизации работы всей команды руководителей разных отделов.

Огнев Александр
АСПЕКТ
Опубликовано: Журнал "Управление компанией" № 4 за 2003 год

    Воодушевленный и полный надежд руководитель довольно крупной коммерческой организации вернулся к работе после семинара по стратегическому планированию. Участие в семинаре встряхнуло этого серьезного господина. Теперь он точно знал, чего хочет от жизни: обозначились приоритеты, выявились перспективы, наметились цели. Взглянув свежим взглядом на процесс производства, руководитель понял, что все его прошлые новаторские идеи терпели крах потому, что была плохо налажена совместная работа подразделений. Тогда он принял решение о внедрении нового метода по оптимизации работы всей команды руководителей разных отделов.
    Однако сообщение о предстоящих преобразованиях вызвало настороженность даже у самой преданной части управленческого персонала. Горячий энтузиазм и неоднократные попытки руководителя объяснить суть планируемых перемен натолкнулись на глухую стену непонимания. Его страстные убеждения в том, что перемены назрели и выбранный путь реорганизации чрезвычайно эффективен, не вызвали никакой реакции, кроме почтительного молчания.
    Так отреагировали и 7 непосредственных заместителей, и практически все 18 руководителей отдельных подразделений. Все были готовы дословно выполнять полученные указания, но о проявлении творческой инициативы не было и речи.
    Подобная ситуация оказалась для руководителя полной неожиданностью. Сотрудники (в основном люди ответственные и исполнительные) всегда относились к нему с уважением, руководящий состав искренне признавал его своим лидером... Но теперь он все чаще задавался вопросом, в чем причина бездеятельности коллектива в принципе полного активных и целеустремленных работников.
    Пытаясь зажечь людей своей идеей, руководитель вновь и вновь доказывал необходимость перемен, объяснял зыбкость нынешнего благополучия, демонстрируя примеры тревожных изменений в занятом компанией сегменте рынка. В ответ он видел лишь постоянно усиливающуюся растерянность, которая стала сменяться у одних унынием, у других раздражением.
    Однажды в разговоре с одним из друзей, который тоже принимал участие в упомянутом семинаре, руководитель посетовал на то, что никак не может сподвигнуть некогда славный коллектив на полезные перемены. Собеседник поинтересовался, каково мнение самих сотрудников по этому поводу. Руководитель ответил, что они просто молчат. Тогда его друг решил уточнить:
    - А ты их об этом спрашивал?
    Заметив недоумевающий взгляд руководителя, товарищ изумился:
    - Ты что, еще ничего не слышал о коучинге?!
    - Это что-то про вопросы? Но ведь и так все понятно!
    - Понятно кому?
    - Мне, им, любому грамотному специалисту!
    - Ты действительно утверждаешь, что люди после твоих, пусть и пространных, объяснений понимают всю глубину замыслов, которые ты сам вынашивал не один месяц?
    - А ты считаешь, что я смогу их убедить, задавая какие-то вопросы?
    - Убедить - не знаю, но понять, что мешает им принять решение о конкретных действиях, сможешь наверняка!
    Руководитель последовал совету и занялся изучением принципов коучинга. Он ознакомился с техникой эффективных вопросов, правилами использования обратной связи и методическими рекомендациями по коучингу-командообразованию.
    Вновь провел совещание со своими заместителями. Но теперь вместо пламенного монолога руководитель только задавал вопросы и внимательно слушал ответы. В итоге он узнал, что люди по-прежнему доверяют ему, верят в значимость перемен, но зачастую просто не понимают, каким образом реализовать все это на практике. Когда они вместе стали обсуждать возможные варианты развития, обрадованный руководитель заметил оживление в команде. С разных сторон поступали новые предложения. Сотрудники не только проявляли инициативу, но и брали на себя ответственность по внедрению новых технологий. Креативный подход и четкое структурирование помогли прояснить многие вопросы. Мечта руководителя претворялась в жизнь.
    Во время того памятного совещания потрясенный руководитель спросил у сотрудников:
    - Почему же вы обо всем этом не сказали мне раньше?
    Первый заместитель внимательно посмотрел на начальника и улыбнулся:
    - Да вы же об этом никого ни разу не спросили! Только заведешь речь о реорганизации, так вы сразу начинаете с жаром говорить о том, как это важно и как потом всем будет хорошо. Нам уже давно хочется понять, что и кому следует делать сейчас! А вы все агитацию продолжаете...
    - Тогда почему же у людей такой озабоченный вид?
    - Потому, что все увидели масштабность перемен, необходимость согласовывать планы каждого подразделения. И всех действительно заботит то, как это будет происходить.
    Руководителю захотелось оправдаться, и он пробурчал:
    - Что же вы не могли сами обсудить процесс реорганизации?
    - Да ведь нам некогда! Мы вас слушаем...
    Единственным отступлением руководителя от тактики была его просьба к заместителям организовать подобные совещания с их подчиненными и довести идею до каждого сотрудника. При этом договорились, что в ходе подобных встреч руководящими принципами для организаторов будут:
  • обеспечение реалистичной оценки действительности каждым сотрудником на основе получения достоверной информации;
  • содействие принятию каждым сотрудником ответственности за свои действия и за деятельность организации в целом, причем в основе такой ответственности должны быть самоуважение, разумная инициатива и опора на собственные силы.
        При выборе приемов и методов организационной работы все руководители договорились в качестве основных ориентиров считать развитие потенциала каждой личности и группы совместно работающих людей, максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала.
        Чтобы избежать идеологизации, было решено без высокопарных фраз использовать эти ориентиры при решении следующих ключевых задач:
  • расстановка целевых ориентиров для каждого сотрудника и для каждого подразделения в целом;
  • определение имеющихся ресурсов и ограничений на пути к намеченным целям;
  • поиск возможных вариантов действий;
  • планирование и реализация того, что требуется для достижения максимального результата.
        А чтобы задуманное реализовать было легче, составили примерный перечень вопросов, которые будут заданы всем сотрудникам на всех совещаниях.
        В итоге были получены и согласованы планы работы по реорганизации деятельности каждого сотрудника и каждого подразделения. Был составлен и скорректирован общий сводный план реорганизации. Сейчас идет его выполнение. Не все идет гладко, и постоянно приходится что-то отлаживать, о чем-то спорить. Но зато работа для героя нашей истории превратилась из изнурительного процесса в увлекательное приключение, полное чудесных открытий и приобщения к общечеловеческой мудрости.
        Если не верите, то попробуйте сами. Вот список вопросов, который был составлен на том, первом и во многом решающем, совещании.
        1. Что входит в перечень ваших основных проблем? (Ответ должен содержать компактное описание целостного проблемного поля, в котором приходится жить и работать, строить свои планы, оценивать свои перспективы и достижения.)
        2. Какие проблемы волнуют вас на сегодняшний день в первую очередь? (Ответ может быть оформлен в виде оценки по таким параметрам, как степень неотложности, степень значимости для качества жизни в целом, степень сложности; для оценки можно использовать три степени: , , .)
        3. Над решением какой именно проблемы хотелось бы поработать прямо сейчас? Что при этом конкретно вы хотите изменить? (Ответ должен содержать такое описание проблемы, которое настроит на поиск конструктивного разрешения противоречий между тем, в чем вы нуждаетесь и тем, что имеете в настоящий момент.)
        4. Зачем вам нужны эти изменения? (Действительно ли вам необходимы изменения, насколько они важны для вас, смысл разрешения намеченной проблемы?)
        5. Что конкретно вы хотите получить (цель), и как вы об этом узнаете (ключевые ориентиры для контроля: повышение объема продаж, удачное заключение сделки, положительные отзывы коллег о проделанной работе и пр.)?
        6. Что вы готовы для этого сделать, на какие затраты вы готовы и можете при этом пойти? (Ответ должен содержать реалистичное описание имеющихся ресурсов: финансовых, интеллектуальных, человеческих и т.д.; это создает основу для реалистичной постановки задачи и позволяет уточнить смысл намечаемых преобразований.)
        7. Какие возможны помехи с вашей стороны (лень, занятость в других делах, нехватка времени и пр.) и со стороны окружения? (Ответ служит профилактикой апатии и разочарования, которые могут возникнуть вследствие неожиданного столкновения с препятствиями; с одной стороны, ответив на этот вопрос, вы сможете избежать состояния напряженности и тревоги; с другой стороны, вопрос поможет вам не забыться в мире грез и фантазий).
        8. Как можно нейтрализовать помехи? (Ответ должен способствовать формированию установки на коррекцию своих действий для получения намеченного результата: готовность вносить необходимые изменения по ходу воплощения задуманного в жизнь.)
        9. Когда и каких результатов вы ожидаете? (Наилучшим вариантом ответа является составленный график работы, который содержит как минимум 3 - 5 пунктов с указанием конкретных результатов, конкретных сроков их достижения и ответственных за исполнение.)
        10. Какие аналогичные задачи решались вами или кем-либо другим раньше, насколько они были успешны и почему? Что вы можете сделать для применения этого опыта при решении данной проблемы? (Наилучшие результаты дают примеры успешного решения и ориентация на реализацию собственного замысла.)
        11. Каких последствий вы ожидаете от своих действий в связи с решением данной проблемы? (Ориентируясь на цель, проанализируйте финансово-экономические, социально-психологические, юридические, морально-этические и другие последствия, существенные для вас и имеющие непосредственное отношение к успешному разрешению проблемы. В качестве обобщенного критерия оценки последствий конкретного вида и всей последующей ситуации можно использовать ответы на вопросы: )
        12. Какие существуют альтернативы вашему плану и что именно можно сделать в случае его неудачной реализации? Когда использование альтернативного решения наиболее эффективно? Можно ли прибегать к альтернативным действиям наряду с намеченным планом?
        Ответив на эти вопросы, вы обретете уверенность, которая поможет вам реализовать все начинания.
  • Начать дискуссию

    Общество

    Минтруд хочет увеличить прожиточный минимум до 17,7 тысяч рублей

    Размер прожиточного минимума скорректируют с учетом медианного дохода населения за 2023 год. Сейчас ПМ составляет 15 453 рубля.

    Курсы повышения
    квалификации

    20
    Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

    Конвертация одной валюты в другую с использованием счета 57.22 в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

    Расчеты в иностранной валюте далеко не просты, а в нынешнее санкционное время стали еще сложнее. Многие организации вынуждены применять конверсионные операции в своей хозяйственной деятельности. Что это такое простыми словами и как они отражаются в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 расскажем в этом материале. 

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

    Что такое рентабельность продаж

    Если бизнес растет, вместе с выручкой должна увеличиваться и прибыль. Но бывает так, что предприниматель смотрит только на общий оборот и не замечает, что расходы слишком высоки и ему ничего не остается. Чтобы не терять деньги из виду, нужно следить за рентабельностью продаж. Рассказываем, как это делать и каким образом она помогает найти проблемные зоны в бизнесе.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    1
    Лучшие спикеры, новый каждый день

    🔫 Межведомственные спецкомиссии будут пресекать задержку зарплат. Привлекать к ответственности не могут, но будут дисциплинировать, поясняет эксперт

    Для борьбы с задержкой выплаты заработной платы предпримут новые меры. Они будут прописаны в ТК.

    Что делать, если магазин или маркетплейс отказывается продавать товар по указанной цене

    Разбираемся, какое мнение у Роспотребнадзора и судов, когда магазин или маркетплейс отказываются продавать товар по указанному ценнику.

    Иллюстрация: Pavel Danilyuk/pexels

    Добился выхода из состава ООО недобросовестного участника при корпоративном конфликте

    Один из участников ООО, владевший 50% доли в уставном капитале и не участвовавший в делах компании, потребовал у второго участника выкупить его долю за половину рыночной стоимости активов. Как удалось добиться его выхода из состава ООО без вреда для деятельности общества — читайте далее.

    Опытом делятся эксперты-практики, без воды

    Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

    В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

    Суд изъял акции Климовского патронного завода у частных инвесторов

    Иск прокуратуры удовлетворен, а решение суда будет немедленно исполнено. Госкорпорация «Ростех» планирует взять активы завода под свое управление.

    ФСБУ

    Как учесть расходы на создание и продвижение сайта компании

    Бухгалтерский расходов на сайт организации зависит от наличия права вести бухучет упрощенными способами, а налоговый учет от соблюдения ряда условий.

    За что бухгалтера могут привлечь к субсидиарной ответственности

    Если кредиторы докажут, что действия главного бухгалтера или аутсорсера оказали влияние на должника и привели к утрате или искажению отчетности, то бухгалтера привлекут к субсидиарной ответственности.

    Wildberries упростил селлерам условия сотрудничества

    Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

    Защитили интересы кредитора в деле о банкротстве: судебная практика

    Добились направления на пересмотр дела о признании сделки по возврату супругой должника займа за него в пользу одного из кредиторов.

    Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
    УСН

    На УСН продажа ниже себестоимости или за 1 рубль — все равно рыночная цена

    Если компания на УСН проводит рекламную акцию, стоимость товара может быть ниже обычной. Главное, чтобы не бесплатно.

    Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

    Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

    Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании
    Проверки

    Дан старт проверкам ценообразования при цифровизации

    Новый глава Счетной палаты России Борис Ковальчук считает, что пора проверить ценообразование в сфере цифровизации после отмены моратория на проверки компаний ИТ-сферы.

    Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем «напоминалки» клиентам про документы

    Ваши сотрудники все еще лично напоминают клиентам, что документы давно пора предоставить-подписать-согласовать? Есть способ лучше! Например, ваши «коллеги по цеху» из ТОП-20 такой процесс уже роботизировали – с нашей помощью.

    Аутсорсинг бухгалтерии: роботизируем 
«напоминалки» клиентам про документы

    ⭐️Управленческий учет. Что происходит, если его нет?

    Жуть. Мрак. Этого словарного запаса более чем достаточно для того, чтобы охарактеризовать положение дел в компании, в которой управленческому учету не уделяют должного внимания. Но давайте расширим свой профессиональный горизонт и узнаем побольше о проблемах бизнеса и неприятностях собственника, которые неизбежно возникают без управленческого учета. Вперед!

    ⭐️Управленческий учет. Что происходит, если его нет?
    8

    Вероятность проведения выездной налоговой проверки теперь можно сверить с обновленными показателями — за 2023 год

    Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

    Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

    Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

    Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
    2

    Интересные материалы

    Инвесторам не разрешат выводить дивиденды и купоны с ИИС-3

    Если переводить доходы по ценным бумагам на другие счета, то потеряется сам смысл ИИС-3, который был задуман, чтобы накапливать деньги, а не тратить их.