Управление персоналом

KPI-пазл. Картинка для HR-подразделений

Скоростное развитие той или иной концепции в российском бизнес-сообществе порой ставит саму эту концепцию с ног на голову.

Скоростное развитие той или иной концепции в российском бизнес-сообществе порой ставит саму эту концепцию с ног на голову. Отчасти сейчас подобная трансформация происходит с идеей KPI. Изменяя движение при ее создании, ориентируясь не на цель, а на функционал, компании получают искаженный результат. И чем сложнее связь работы подразделения с итоговым результатом деятельности предприятия, тем меньше их детали общего пазла соответствуют общей картинке.

Отечественный суррогат быстрого приготовления

Надо заметить, что в США и странах Европы идея использования KPI «приживалась» в умах предпринимателей и менеджеров более полувека. Здесь концепция эволюционировала от идей Питера Друкера и таблиц Мало до четких комплексных систем управления бизнесом (таких, как система сбалансированных показателей Нортона и Каплана, система Effective Progress and Performance Measurement Робертса и Адамса, система Total Performance Scorecard Хьюберта и т.д.). Она постепенно и почти безболезненно превращалась в эффективный инструмент повышения результативности бизнес-процессов и мотивации персонала. В нашей же стране KPI «живет» чуть более десяти лет. Недостаток времени на изучение, осознание и внедрение приводит к тому, что часто эта бизнес-технология применяется без достаточного понимания принципов ее использования.

«Относительно размера и отрасли компаний, использующих в управлении персоналом KPI, нет правил, но есть закономерности, – рассказывает Ольга Горюнова, руководитель отдела по работе с клиентами кадрового центра «ЮНИТИ». – Это компании скорее крупные, довольно публичные и демонстрирующие желание пользоваться цивилизованными и современными системами управления. Сфера их деятельности: производство, торговля, IT и телеком, консалтинг – в общем, представлен весь спектр. Однако более чем 10-летнее наблюдение за нашими клиентами показывает, что доля тех, кто применяет именно KPI, в российском бизнесе до сих пор не превышает 10%». По словам эксперта, большинство использует собственные интерпретации – часто неформализованные показатели оценки эффективности работы персонала.

Подтверждает слова рекрутера и Владимир Корнюшин, директор информационно-аналитического центра «M.I.R.»: «Да, поверхностный подход очень распространен в среде отечественных топ-менеджеров, уверенных, что достаточно принять волевое решение и всё тут же внедрится и заработает, – говорит эксперт. – В качестве классического примера могу привести опыт одного из моих бывших слушателей на программах МВА, который, придя в некую компанию Х (кстати, весьма значительных размеров) на позицию директора по персоналу, получил, как элемент проверки на испытательном сроке, задание к концу первого месяца разработать систему KPI для предприятия. При этом в организации на тот момент не было внедрено даже основ проектного менеджмента. Думаю, что тем, кто хоть раз реально пытался внедрить эту систему на практике, не надо объяснять нелепость такого «командного» подхода, не говоря уж о поставленных сроках. И этот пример не единичен, а скорее типичен».

Довольно часто, по словам Заринэ Карапетян, руководителя HR-проектов CITY Consulting Group, внедрение KPI в российских организациях происходит в форме дельнейшего развития системы грейдов для расширения функциональных возможностей «зарплатомера Хея». «Методика KPI более гибкая, поскольку чаще всего компании рассматривают присвоение нового грейда или уровня оплаты внутри грейда один раз в год, при проведении ежегодной оценки персонала. Для стимулирования сотрудников в течение года лучше применять систему премирования на основе ключевых показателей эффективности, которые можно устанавливать на любой период, наиболее распространенными являются месяц, квартал, год», – поясняет эксперт.

Стратегия и KPI – неразрывные звенья одной цепи

Причина ограниченной эффективности KPI, с которой сталкиваются российские управленцы, кроется в том, что при разработке индивидуальных показателей руководители отталкиваются «от дна» – ориентируясь на те функции, которые выполняет сотрудник на данной должности. В то время как KPI – это изначально стратегический инструмент, поэтому движение нужно начинать сверху.

Основная проблема любой стратегии всегда состояла в том, что долгосрочные перспективы и многолетние планы, подчас очевидные для руководителей высшего звена, абсолютно ничего не значат для исполнителей. Мотивация исполнителя замкнута на получаемом им вознаграждении по итогам месяца, квартала или года, и попытка заинтересовать его некой сверхцелью, которую нужно достигнуть в отдаленной перспективе (и основную выгоду, от достижения которой получат процент акционеры и топ-менеджеры компании), обычно достаточно утопична.

Именно для решения проблемы слабой взаимосвязи мотивации исполнителей со стратегическими целями организации и была предложена концепция KPI. Ее основная идея состоит в формировании системы нефинансовых показателей, полная совокупность которых составляла бы проект по достижению поставленной в рамках долгосрочного планирования цели. Здесь каждый индивидуальный показатель становится элементом пазла, а общая цель компании – вся картинка.

В итоге, имея представление о том, как должна выглядеть картинка-цель, руководству необходимо лишь разобрать ее на части, «раздав» ключевые показатели на уровень исполнителей (отдельных сотрудников и структурных подразделений). Вознаграждение персонала по результатам выполнения KPI лишь стимулирует более точно воссоздавать рисунок цели – четче реализовать любую стратегию.

Выбор «картинки», формирующей систему показателей, осуществляется на уровне топ-менеджмента. «В основе часто лежат рыночные цели (например, «лидерства по издержкам», «дифференциации» и «фокусирования»), – поясняет Владимир Корнюшин. –  Также стратегия может строиться с учетом этапа жизненного цикла компании или продукции. Проработка нюансов должна быть детальной, чтобы в последующем легче провести декомпозицию целей высшего уровня на цели меньшего порядка – вплоть до системы целей отдельного сотрудника на месяц, квартал и год».

Правильная постановка KPI превращает сотрудников из индивидуальных «игроков» в коллективных. Ведь при использовании KPI достаточно часто возникают ситуации, когда при плохой работе подразделения в заработной плате теряют все сотрудники, в том числе и те, кто в «индивидуальном зачете» отработал достаточно хорошо. Такой подход на первый взгляд кажется несправедливым («а почему я должен отвечать за того парня?»), однако в итоге он более эффективен, поскольку для организации важно не столько наличие отдельных трудолюбивых работников, сколько способность структурных подразделений выполнять поставленные перед ними задачи.

KPI для HR-подразделений: трудности правильного выбора

Основные сложности при использовании метода KPI для мотивации персонала возникают при создании системы ключевых коэффициентов, позволяющих оценивать деятельность подразделений бизнес-поддержки, которые напрямую не участвуют в основном производственно-сбытовом процессе предприятия.

Типичным примером такого подразделения является HR-департамент. Хотя HR-специалисты, несомненно, оказывают значительное влияние на результаты рыночной деятельности предприятия, вывести четкую формулу этого влияния можно только в идеальной системе, но не в жизни. При оценке результатов работы специалистов в области управления персоналом есть только одна группа сотрудников, деятельность которых легко нормируется – это лица, занимающиеся кадровым делопроизводством (КДП). Практика нормирования их труда была сформирована еще в СССР и, по сути, не претерпела больших изменений и на сегодняшний день.

По словам Ольги Горюновой, для построения наиболее полной модели, учитывающей вклад всех остальных сотрудников и HR-службы, необходимо использовать системный подход. «Он основывается, с одной стороны, на степени удовлетворенности созданным «внутренним» продуктом других структурных подразделений предприятия, которые для удобства можно рассматривать в качестве заказчика HR-услуг (услуга найма, кадрового делопроизводства и т.д.). А с другой, на понимании внутренних бизнес-процессов HR-службы», – поясняет эксперт.

Первая составляющая более важна для оценки деятельности директора по персоналу и всего HR-департамента. В качестве ключевых показателей здесь могут быть использованы такие параметры, как, например, процент наполненности рабочих мест, число внутренних рекламаций, процент ошибок при ведении КДП и т.д.

Вторая – в большей степени должна формировать KPI сотрудников исполнительского уровня. Но, как замечает Ольга Горюнова, необходимо проявлять гибкость и учитывать особенности конкретного бизнес-процесса. «Например, опыт нашей работы подсказывает, что при формировании мотивационной системы для рекрутера правильнее устанавливать в качестве ключевого показателя не единый нормативный срок закрытия вакансии (например, в течение 14 дней с момента поступления заявки из подразделения), а градацию сроков закрытия вакансий разных типов. При этом необходимо учитывать фактор рыночной отраслевой конъюнктуры и условий, предлагаемых работодателем», – поясняет эксперт кадрового центра «ЮНИТИ».

Аналогично для оценки эффективности адаптации персонала необходимо вводить KPI, учитывающий причины дезадаптации и стадии демотивационного процесса. Ведь дезадаптация может быть вызвана как ошибками при найме, так и некорректными действиями линейных менеджеров или работников других структурных подразделений.

Говорить о том, какие модели мотивационной структуры HR-службы ошибочны, а какие, напротив, работают хорошо, крайне сложно. Ведь в основе выбора ее элементов должны изначально лежать общефирменные цели, а выбор подходящего варианта зависит от того, как представляет себе руководство компании итоговый «рисунок» пазла. «Но можно определенно утверждать, что некорректно использовать лишь количественные показатели, такие как процент сотрудников, прошедших обучение, количество набранных сотрудников или текучка персонала. Ведь если в компании, например, нет текучки – это может означать отличную работу HR-профессионалов, а может быть признаком внутреннего застоя. А обученные сотрудники после формально проведенного тренинга уже на следующий день говорят: «Ну, одно дело – тренинг, а здесь у нас всё по-другому». Да и набранные рекрутерами в изрядном количестве сотрудники оказываются на поверку низкого профессионального уровня, и вакансии открываются вновь», –  приводит примеры Ольга Горюнова.

По словам эксперта «ЮНИТИ», универсальными могут быть лишь принципы построения мотивационных систем:

  1. понятность для сотрудников;
  2. неизменность «правил игры» (требований системы мотивации);
  3. сохранение баланса между затраченными усилиями и вознаграждением (странно ожидать ответственного отношения к работе и лояльности к компании от сотрудника с зарплатой в 10 000 рублей);
  4. получение вознаграждения только за выполнение поставленных целей;
  5. гибкость системы управления – система должна позволять вносить изменения без значительной ее корректировки.

Начать дискуссию

Секреты налоговой амнистии: что власти скрывают от предпринимателей?

Новый способ пополнить бюджет, или…

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Кадры

Предприятия смогут подготовить нужных специалистов за счет бюджета

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Закончился девятый месяц эксперимента с мартышкиным портфелем против народного портфеля. В нём смотрим, получится ли портфелю из случайных 10 акций РФ обогнать портфель из 10 самых популярных у частных инвесторов «народных» акций.

Мартышкин портфель. Итоги девятого месяца инвестиционного эксперимента

Россия договорилась с еще одной страной об избежании двойного налогообложения

Ратификация соглашения с Малайзией запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Время искать работу: когда шансы на успех выше?

Выбор правильного времени для поиска работы повышает вероятность быстрого трудоустройства. В некоторые периоды компании активнее набирают сотрудников, а конкуренция среди соискателей ниже. Зная эти моменты, можно сэкономить время и увеличить свои шансы на успех. HR-эксперт СберНПФ Наталия Гончарова рассказывает, когда лучше всего искать работу.

Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.