Управление персоналом

Оценка экономической эффективности рекрутинга HR-службой

«Порог эффективности» внутреннего рекрутинга лежит в диапазоне 10-20 заполненных вакансий в год»

«Порог эффективности» внутреннего рекрутинга лежит в диапазоне 10-20 заполненных вакансий в год»

Прежде, чем написать эту статью, я задала себе вопрос: что мне будет интересно узнать про hr? Поскольку я больше управленец, чем специалист, теперь меня интересуют не техники и методики, а в большей степени, как выстроить эффективную hr-службу, как оценить КПД сотрудников и понять насколько каждый из них оправдывает инвестиции в себя?

Это рассказ о том, как оценить эффективность инвестиций в рекрутеров, работающих в штате компании.

Начнем с подсчета рентабельности внутренней службы на примере крупного ИТ холдинга

Каждый год, в канун Нового года, когда все подразделения компаний сдают годовые отчеты, в одной очень крупной компании Служба персонала подготавливает отчет. Один из пунктов которого - пункт о подсчете экономической эффективности самого востребованного, и заметного для всех участка HR работы - рекрутинга. Готовить отчет даже приятно, поскольку, подбор – это самый прозрачный, с очевидными KPI-s участок работы.

Итак, за 2011 год на работу в холдинг было принято порядка 300 сотрудников: от менеджеров по продажам рекламных площадей до очень модных на сегодняшний день java-программистов. В табл. 1 приведены годовые оклады принятых сотрудников и сделана оценка потенциальных расходов на услуги кадровых агентств (КА), если бы через них шел весь набор.

Несложными математическими действиями подсчитываем чистый экономический эффект внутреннего рекрутинга: из потенциальных расходов на услуги КА вычитаем расходы на содержание Службы персонала. Внутренняя экономическая эффективность рекрутеров в 2011 году составила 15000 тыс. руб. Получается, внешние услуги малоэффективны, и в рекрутинге стоит уповать на собственный кадровый ресурс? Не совсем так. Особенно, если в компании не так много вакансий, и они относятся к разным категориям специалистов.

Размер компании, когда пора брать к себе внутреннего рекрутера

На рис. 1 представлен расчет экономической эффективности внутреннего рекрутинга при подборе только высококвалифицированных специалистов со средней зарплатой 100 тыс. руб. в месяц. В качестве критериев, влияющих на рентабельность внутреннего рекрутинга были определены следующие показатели: среднемесячная зарплата, составляющая по категориям, соответственно, 110тыс. руб., 60 тыс. руб. и 35 тыс. руб., расходы на ресурсы по поиску сотрудников (оплата рекрутинговых интернет-сервисов: hh.ru, superjob.ru и др.), сумма вознаграждения агентству и расходы на службу персонала.

Видно, что если вы − компания с небольшим штатом специалистов и прогнозом на открытие менее 6 вакансий в год со средней зарплатой 110 тыс. руб., то содержать менеджера по рекрутингу внутри компании экономически не оправдано. А если принято решение расширить компанию на 8 и более подобных вакансий, однозначно можно открывать в отделе персонала как минимум две штатные единицы. Объем работы для двоих будет конечно маловат, но сотрудников можно дополнительно загрузить задачами по развитию внутренних коммуникаций, корпоративных мероприятий и пр.

Положительная эффективность внутреннего рекрутинга специалистов в категории «линейный менеджмент» со среднемесячной зарплатой в 60 тыс. рублей начинается с 17 закрытых вакансий в год, а для категории «административный и рабочий персонал» с окладом 35 тыс. руб. с 22 вакансий. Для последнего случая мы приняли постоянные расходы HR-службы в 960 тыс. руб. в год и дополнительные расходы на поиск сотрудников в 380 тыс. руб. в год.

Подобные оценки при всей их условности позволяют выбрать оптимальную стратегию заполнения штатных вакансий компании в текущий период и составить планы на будущее.

Что же все-таки стоит отдавать агентству?

Даже в самых крупных компаниях, как правило, нет оснований для содержания в штате хэдхантера. До сих пор я еще не столкнулась с объемами, оправдывающими внутреннего хантера. Поэтому, если вам не нужно менять полностью весь топ-менеджмент компании, то для эксклюзивного поиска, лучше нанимать агентство.

Уход от математики к реальности

Представим себе простую аналогию: все умеют кататься на велосипеде. Но стоит прийти в магазин, чтобы выбрать себе велосипед, как начинаются муки выбора: прогулочный или bmx, с усиленной рамой или лёгкий, а быть может и вовсе с одной скоростью и самый дешёвый? Тут на помощь приходит менеджер магазина, который с помощью нескольких стандартных вопросов может точно угадать, что именно нужно покупателю.

Так и в рекрутинге — опытный рекрутер после ответа на несколько наводящих вопросов точно знает, что нужно работодателю. Однако, здесь есть нюанс. Рекрутер должен владеть своей предметной областью. Другими словами, это должен быть подготовленный специалист, постоянно работающий с потенциальными сотрудниками, знающий все бизнес-процессы компании - работодателя. Только в таком случае внутренний рекрутер выполняет не только функцию "отбора", но берёт на себя большое количество дополнительных задач.

Поэтому так важно обучение менеджера по персоналу. Именно по этой причине в первый месяц работы свежеиспечённый менеджер по персоналу в нашей компании постоянно сдает "зачеты" на знание продуктовой линейки, конкурентов, клиентов — так он доказывает собственную эффективность на испытательном сроке.

В заключение: вопрос о том, важно ли жонглировать цифрами и считать выгодно или нет брать на работу HR-менеджера хочется оставить открытым. В статье описан опыт, который помогает найти ответ, но принятие решения должно коррелировать со стратегией развития компании

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект защитит смартфон от кражи, в Петербурге будут следить за курильщиками, а в TikTok появятся часовые видео

Подготовили обзор главных событий дня — 17 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Новая схема мошенничества: клиентам предлагают продлить срок действия банковских карт

Злоумышленники убеждают держателей банковских карт немедленно продлить срок их действия, продиктовав код из смс. Делать этого не нужно, поскольку сейчас банки продлевают карты автоматически, ими можно пользоваться бессрочно.

👌 Счет в банке без визита туда, отмена справок для вычетов, новое основание проверки ГИТ, маленькие доходы без НДФЛ, повышение прожит. минимума. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

Сотрудничество с самозанятыми представляет собой привлекательную опцию для многих компаний. Оно позволяет оплачивать только товары или услуги, в то время как налоги перечисляются самостоятельно исполнителем. Однако, необходимо учитывать ряд нюансов, чтобы избежать потенциальных проблем, связанных с изменением статуса самозанятого.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

В Трудовом кодексе могут закрепить 6-часовой рабочий день

Представители КПРФ подготовили 765 страниц новой версии ТК. Основные цели — поддержать одиноких сотрудников, пенсионеров и беременных, а также искоренить такое явление как «работающие нищие».

Роструд разъяснил, работодатель вправе или обязан отстранить пьяного сотрудника

Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением трудовых обязанностей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Функционал скидок в конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ: Плюсы и минусы

В ожесточенной борьбе за клиента каждая компания стремится к совершенствованию систем управления своим бизнесом. Одной из наиболее важных частей такой системы является модуль, предназначенный для работы со скидками. В данной статье мы рассмотрим функционал скидок в трех популярных конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

Для IPO-зависимых Светофор надумал провести IPO привилегированных акций. Обычные акции уже давно торгуются на бирже и чувствуют себя не очень хорошо, теперь гурманы смогут выбирать, что им нравится меньше: Светофор-ао или Светофор-ап.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

КЭДО — классная штука, которая помогает кадровикам не утонуть в бумажном водовороте. Если планируете избавиться от стопок с документами и навести порядок в приказах и заявлениях, читайте эту статью. В ней рассказываем, что стоит учесть при поиске системы кадрового электронного документооборота.

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

Как ограничить ответственность по договору

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрагента можно привлечь к ответственности. В некоторых случаях стороны ограничивают ее по взаимному согласию. К каким мерам ответственности можно привлечь провинившегося контрагента, в каких случаях ее размер можно ограничить, изложено в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Число самозанятых IT-специалистов выросло на 20%

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Риски при работе с самозанятыми

Привлекая самозанятых для выполнения отдельных работ и поручений, не забывайте соблюдать баланс между экономической целесообразностью и возможным наступлением ответственности за нарушение налогового (и не только) законодательства.

Риски при работе с самозанятыми

Как бухгалтерам составить идеальное резюме и получить работу мечты? Расскажем на бесплатном вебинаре!

Приходите на бесплатный вебинар, где вы узнаете все про карьеру бухгалтера, составление идеального резюме и правильные места для поиска постоянной работы или заказчиков.

Интересные материалы

Банки

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Большой потенциал рынка партнерского финансирования в исламском банкинге видит Минфин России.