Экономика России

Восход рейтинга вручную

Посильно ли это — поднять Россию с нынешнего 112‑го места в рейтинге Doing Business до 20‑го к 2018 году? (Именно такую цель поставило руководство страны чуть более года назад.) Вполне, если учесть все особенности методики составления и грамотно поработать с отдельными показателями — хотя бы с помощью сугубо «технических» мероприятий. Причем — парадокс! — реального облегчения условий ведения бизнеса по мере улучшения позиций страны в рейтинге может вовсе и не произойти.

Посильно ли это — поднять Россию с нынешнего 112-го места в рейтинге Doing Business до 20-го к 2018 году? (Именно такую цель поставило руководство страны чуть более года назад.) Вполне, если учесть все особенности методики составления и грамотно поработать с отдельными показателями — хотя бы с помощью сугубо «технических» мероприятий. Причем — парадокс! — реального облегчения условий ведения бизнеса по мере улучшения позиций страны в рейтинге может вовсе и не произойти.

Бюрократическая работа по подъему рейтинга вручную в России, в общем-то, уже кипит вовсю. В марте правительство РФ приняло «дорожную карту» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (распоряжение от 07.03.2013 № 317-р). Курс, проложенный на «дорожной карте», должен работать на рейтинг: количество этапов регистрации нового предприятия планируется снизить к 2018 году с девяти до трех, а срок — с тридцати дней до пяти.

Забавно, но сама по себе проблема регистрации нового бизнеса в России уже давно потеряла былую остроту — на фоне «большого семейства» других предпринимательских проблем. В последнее время она не всплывает ни в одном опросе предпринимателей. При необходимости получить «юридическую оболочку» предприниматель заказывает ее в специализированных юридических компаниях, занимающихся регистрацией «под ключ», которые действуют в условиях жесточайшей конкуренции. При этом нельзя сказать, что сроки и оплата такого рода услуг воспринимаются российским бизнесом как обременительные.

Да и проходить через процедуру регистрации предпринимателю приходится не так часто. Гораздо более серьезной представляется, например, проблема ликвидации юрлица, которая может растягиваться на много месяцев. Так что бизнесу для закрытия юрлица приходится прибегать к различным обходным правовым схемам или просто «сбрасывать оболочку», прекращая сдавать даже «нулевую» отчетность. Проблема эта остается в России нерешенной уже много лет — возможно, потому что никоим образом не влияет на рейтинг (Всемирный банк при его составлении обращает внимание только на «вход» в рынок, а не на «выход» из него).

Продвигать Россию вверх в рейтинге можно, совсем ничего не меняя и не упрощая ни в действующем законодательстве, ни в правоприменении, а лишь «играя» более скрупулезным применением методологии и более точными подсчетами. Верно и обратное: можно реально упростить для бизнеса все процедуры, но ни на йоту не улучшить рейтинг страны. В каком-то смысле это два параллельных процесса. Конец 2012‑го был весьма показательным: тогда выяснилось, что с точки зрения составителей рейтинга в России за год вдруг стало значительно проще создать свой бизнес, и наша страна переместилась по этому параметру со 111‑го на 101‑е место. На деле ни в числе этапов, ни во временн­’ых затратах ровным счетом ничего не поменялось. С чего бы это наш рейтинг так «накрутился»? Все просто: методология Всемирного банка предполагает расчет на основании не только национальных нормативных актов, но и реальной деловой практики.

Последняя изучается путем опроса специалистов нескольких фирм (обычно всего трех), которые работают на рынке регистрации юридических лиц и считаются экспертами в этой сфере. То есть тех, для кого регистрация чужих бизнесов — это собственный бизнес. Самостоятельно же проходивший регистрацию, постановку на учет, открытие банковских счетов бизнес в ходе обследований и составления рейтингов респондентом не является. Цитирую из методологии Doing Business:

«Данные оформляются и проверяются местными юристами, нотариусами, занимающимися вопросами регистрации предприятий, и государственными чиновниками… Если мнения расходятся, то изучение вопроса продолжается до окончательного согласования данных». Сильно подозреваю, что в 2011 году собирательно-коллективному российскому чиновнику было глубоко безразлично, на какое место попадет Россия в рейтинге Doing Business. Но когда президент, желая реализовать свои предвыборные обещания, поставил перед чиновниками задачу взмыть ввысь, а Агентство стратегических инициатив приступило к разработке «дорожной карты», внутри профильных ведомств засуетились, безразличие улетучилось, начались консультации, встречи (разумеется, и со Всемирным банком тоже), дискуссии по количеству процедур и времени, обнаружились недоработки рейтинга. Внимательным «читателям» в ходе конструктивных обсуждений удалось доказать «мирбанковским счетчикам», что где-то они видят ситуацию неверно и считают с погрешностями.

Что же предлагает как перспективу «дорожная карта», ставшая правительственным планом мероприятий?

  • Дать право использовать типовой устав, утвержденный госорганом; исключить обязанность представлять устав регистраторам (достаточно обычной ссылки на применение устава того или иного типа);
  • отказаться от обязательного нотариального заверения подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации, если документы подаются непосредственно самим заявителем;
  • ввести институт «регистрационных агентов» (банки, нотариусы), которые смогут заниматься регистрацией от имени своих клиентов;
  • нормативно сократить сроки постановки на учет во внебюджетных фондах и сроки взаимодействия налоговиков и фондов между собой при обмене информацией по поводу регистрации, постановки на учет и т. д.
  • ввести постоянный мониторинг качества госуслуг по регистрации.

На «дорожной карте», впрочем, есть и странные «повороты». Например, предлагается ввести возможность «использования операторов почтовой связи с регистрирующим органом не только для направления сообщений в регистрирующий орган, но и для получения ответов от него». Обоснование — использование почтовой связи приведет к снижению временн­’ых издержек. И это с нашей-то поч­той (про электронную в документе — ни слова)? На полном серьезе?

Что еще может быть сделано исключительно для передвижения вверх по лестнице рейтинга? Сегодняшнее законодательство, например, об обществах с ограниченной ответственностью требует до получения свидетельства о регистрации открыть накопительный счет и предварительно оплатить уставный капитал не менее чем в половинном размере. Во-первых, норма абсолютно пустая и на практике не исполняющаяся (налоговики не требуют от заявителей подтверждения оплаты, а заявители не открывают накопительных счетов). Во-вторых, назвать ее обременительной для бизнеса по издержкам можно только с большой натяжкой. Тем не менее если просто исключить ее из законодательства, то мы получим очевидный «бонус» в виде улучшения рейтинга — ведь процедура регистрации сократится на один этап и на один день.

«Карта» предлагает отменить обязательность наличия печати при прохождении процедур госрегистрации (не поясняя, отменяется ли печать совсем или только на этапе входа на рынок). Заказ и изготовление печати с точки зрения методологии Всемирного банка — это отдельная процедура, требующая затрат времени и денег. Отменим — и снова по ступенькам вверх передвинемся. Отменить печать в России предполагается в декабре 2014 года. Если уж решили, то зачем так долго ждать? Ведь и более важные изменения в законодательстве у нас, случалось, претворялись в жизнь сразу в трех чтениях и в гораздо более сжатые сроки. Или это «про запас», чтобы российская позиция в рейтинге улучшалась не рывком, а постепенно и с достоинством?

Начать дискуссию

Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP
ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду
2
УСН

Нужен ли кассовый чек при закупке товаров у физлица для перепродажи на УСН

НК напрямую не регулирует, какие документы нужны для обоснования расходов по УСН при покупке товаров у физического лица для последующей перепродажи.

Интересные материалы

Зарплата

Можно ли маленькую зарплату выдавать 1 раз в месяц и не делить на части

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.