Экономика России

Все равно мало. Строить дороги за счет доходов от платных трасс в России пока нереально

В прошлом году Автодор собрал с водителей на платных дорогах 1,6 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2012 году. Однако по плану госкомпания должна была зарабатывать значительно больше. В масштабе общих затрат государства на дорожное строительство эти доходы мизерны и не в состоянии хоть как-то облегчить нагрузку на бюджет.

В прошлом году Автодор собрал с водителей на платных дорогах 1,6 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2012 году. Однако по плану госкомпания должна была зарабатывать значительно больше. В масштабе общих затрат государства на дорожное строительство эти доходы мизерны и не в состоянии хоть как-то облегчить нагрузку на бюджет.

Госкомпания «Российские автомобильные дороги» в 2013 году собрала 1,6 млрд рублей доходов от платных участков автодорог, находящихся в управлении компании, заявил председатель правления Автодора Сергей Кельбах. Всего платными трассами в 2013 году воспользовались более 26 млн водителей, 70% из которых – водители легковых автомобилей, остальные – грузовиков.

«Платных дорог у нас слишком мало, чтобы они генерировали значительный денежный поток. Их строительство идет с большими трудностями и довольно долго»

Это существенно больше, чем компания получила от платных дорог в 2012 году: тогда прибыль составила всего 750 млн рублей. Однако доходы от этого бизнеса пока все равно растут медленней, чем планировалось.

Согласно отчету Автодора, в 2012 году компания должна была получить 1,3 млрд рублей вместо 750 млн рублей. А в 2013 году госкомпания надеялась получить в виде сборов 2,1 млрд рублей, но в реальности собрала на полмиллиарда меньше.

«Фактические показатели отстают от прогнозных, потому что платных дорог у нас слишком мало, чтобы они генерировали значительный денежный поток. Их строительство идет с большими трудностями и довольно долго, в результате готовых участков не так много. Другой причиной является нежелание граждан платить за проезд по дорогам. Пока у нас культура использования платных дорог только формируется, массового стремления водителей ездить по платным дорогам еще не наблюдается», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Провал по доходам в Автодоре также объясняли низкими темпами ввода платных дорог. Так, в 2012 году компания получила доходы только с двух платных участков трассы М4 «Дон» вместо запланированных четырех. И один из участков – коммерческий перегон протяженностью 22,7 км в Московской области – заработал только осенью 2012 года. Вторым участком стали 47 км трассы в Липецкой области.

В 2013 году к двум платным участкам трассы М4 прибавилось еще три в Тульской и Липецкой областях общей протяженностью 154,1 км. Благодаря этому, собственно, и удалось нарастить доходы. Теперь протяженность всех платных участков на этой трассе составляет 229,2 км, указывают в Автодоре.

Доходы от платных дорог в России пока выглядят каплей в море, если сравнивать с выделяемыми государством средствами на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Согласно программе Автодора до 2020 года, утвержденной правительством, за семь лет с 2013 года предстоит построить 2226 км новых скоростных автодорог. Бюджет потратит на это почти 1 трлн рублей (982,5 млрд рублей) за семь лет, то есть в среднем по 140 млрд рублей в год. На этом фоне доходы от сборов на платных участках в менее чем 2 млрд рублей просто теряются.

При этом триллион из бюджета – это лишь часть необходимых на выполнение плана до 2020 года средств. К ним прибавится еще 510 млрд рублей внебюджетных средств, которые появятся у Автотора за счет выпуска облигационного займа, в котором будут размещены средства Фонда национального благосостояния (на возвратной основе).

Собственно, заработанных за 2013 году 1,6 млрд рублей не хватит даже на строительство такого объекта, как новый выход на МКАД федеральной автодороги М1 «Беларусь» – Молодогвардейской транспортной развязки площадью 25 га (заработала осенью). Только на первый этап работы потребовалось в 12 раз больше – 19,5 млрд рублей.

Впрочем, сбор платы – это лишь один источник доходов Автодора. Другой источник – это дорожная инфраструктура. Компания может легко увеличить доходы за счет размещения на придорожной территории различных кафе, магазинов, сервисов и пунктов обслуживания. А еще проще можно заработать на сдаче в аренду придорожных участков тем, кто будет зарабатывать на обслуживании водителей. И Автодор собирается стать рантье, построив придорожную инфраструктуру.

Однако пока Россия зарабатывает на платных дорогах крайне мало для того, чтобы облегчить нагрузку на федеральный бюджет и экономику страны, которой грозит затянувшаяся стагнация.

В развитых же странах платные дороги реально помогают развитию дорожной инфраструктуры. Так, по данным саморегулируемой организации дорожных проектных организаций «Родос», в Норвегии доходы от платных дорог составляют 32% от дорожного бюджета, а в Испании – около 46%. А Франция сумела сократить расходы госбюджета на финансирование национальной дорожной сети с 56% до 22%, в то время как доходы от платных дорог увеличила с 32% до 57%. Правда, произошло это не в одночасье, а в течение последних 25 лет, так что у Автодора еще есть время повторить этот удачный опыт.

Но если темпы ввода платных дорог и развития придорожной инфраструктуры останутся такими же, как сейчас, то нарастить доходы от сбора платы за проезд до 39,5 млрд рублей к 2020 году, как планирует госкомпания, будет нереально.

Впрочем, Дмитрий Баранов считает, что пока рано говорить о неудаче: 1,6 млрд рублей – это только начало пути, со временем доход от проезда по платным дорогом будет увеличиваться.

Планы Автодора на 2014 год вселяют некоторую надежду. В этом году уже появился новый платный участок: за въезд с трассы Москва – Минск на МКАД с 1 января придется заплатить 10,5 рублей за километр.

Всего в этом году Автодор собирается построить в России 198 км новых платных дорог. В частности, рассказал Кельбах, в платном режиме заработают два участка скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург (известный протестами экологов участок с 15-го по 58-й км плюс отрезок с 258-го по 334-й км).

К ним добавятся также два платных участка трассы М4 «Дон». Причем второй участок на этой трассе протяженностью 72 км будет сдан на год раньше срока и позволит обойти проблемный участок в районе Вышнего Волочка, радуется Кельбах. Появление только этого участка трассы обошлось строителям в 46,5 млрд рублей, 90% из которых – бюджетные средства.

Появление новых платных дорог вкупе с обещанной летом индексацией оплаты проезда на 6% (уровень инфляции) должны увеличить доходы Автодора от этого бизнеса.

Начать дискуссию

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Интересные материалы

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1