Маркетинг

Аттракцион навязанной щедрости

Приобретая авиабилеты через Интернет, не верьте ценам – во многих случаях сумма, указанная на сайте, и сумма, снятая с вашей карты, будут заметно различаться. Компания Aviasales.ru рассказала порталу Банки.ру о хитростях, с помощью которых онлайн-агентства путешествий наживаются за счет клиента, и о том, как покупатель может от них защититься.

Приобретая авиабилеты через Интернет, не верьте ценам – во многих случаях сумма, указанная на сайте, и сумма, снятая с вашей карты, будут заметно различаться. Компания Aviasales.ru рассказала порталу Банки.ру о хитростях, с помощью которых онлайн-агентства путешествий наживаются за счет клиента, и о том, как покупатель может от них защититься.

Продажа авиабилетов через Интернет – стремительно растущий рынок, прибавляющий примерно по 20% в год. Игроков на этом поле очень много. Конкуренция не просто жесткая, а жестокая. Поэтому компаниям постоянно приходится решать противоречивую задачу: как установить цены ниже конкурентов и при этом получить прибыль. Многие идут по самому простому пути, прибегая к различным фокусам, чтобы взять с клиента чуть-чуть больше денег, чем он готов заплатить. И у них это получается.

Бизнес по онлайн-продаже авиабилетов устроен достаточно сложно, между авиакомпанией и клиентом стоит несколько посредников. Это оправдывает себя, лишних звеньев в цепочке нет, каждое занимается своим делом. Авиакомпании поставляют информацию о своих рейсах системам GDS (Global Distribution System, глобальная система распределения), благодаря чему клиент может забронировать в одном месте билеты разных авиакомпаний. При этом число проданных на каждый рейс билетов не превысит число заявленных авиакомпанией мест, где бы эти билеты ни продавались.

Клиент работает не напрямую с GDS, а через OTA (Online Travel Agency, интернет-агентство путешествий). Оно подбирает по запросу клиента подходящие ему рейсы и места. OTA за свои услуги устанавливают различные наценки, у них могут быть скидки на рейсы некоторых авиакомпаний. Кроме того, разные OTA работают с разными GDS, поэтому набор доступных рейсов и цены на билеты у них различаются. Найти подходящие билеты помогают особые сервисы – метапоисковики, которые позволяют на одной странице увидеть предложения различных агентств и перейти на сайт того, кто предложит самый оптимальный вариант. Деньги, уплаченные за билеты, идут по другому маршруту: от клиента к OTA, затем к платежному агрегатору, потом в биллинговую систему и, наконец, попадают на счета авиакомпании. 

Такая сложная схема оставляет место для различных махинаций с ценами и финансовыми трансакциями, позволяющими агентству урвать лишку прибыли – не очень много, но, как говорил известный литературный герой, «пять старушек – рупь!». В масштабах бизнеса эти маленькие хитрости приносят ощутимый доход. Один из крупнейших российских метапоисковиков Aviasales.ru рассказал порталу Банки.ру, как агентства обманывают своих клиентов и как метапоисковики борются с этим. 

«Манипуляции с ценами – стандарт travel-индустрии для всего мира, кроме США, где эти манипуляции законодательно запрещены, – поясняет Борис Каплуновский, технический директор Aviasales.ru. – Среднестатистический покупатель авиабилетов путешествует два раза в год и за период между путешествиями успевает забыть такие мелкие обиды, как 200 рублей за навязанное СМС-информирование или страховка за 300 рублей. На рынке много OTA, и даже если негатив от работы с ними у покупателя остался – он направлен на всю индустрию, а не на конкретного игрока. Маркетинговые тесты показывают, что махинации с ценами повышают прибыль – и зачастую результатов таких тестов достаточно, чтобы принять положительное решение о применении этих манипуляций».

Разные цены при оплате разными картами. Агентство устанавливает самую привлекательную цену для самых редких типов платежных карт – например, цена билета при оплате картой American Express может на 5–10% быть ниже, чем при оплате Visa. Эту цену OTA и передает в систему метапоисковика. В результате в поисковой выдаче эти билеты поднимаются выше всех, и наибольшее число клиентов переходит на сайт хитрого OTA. При оплате, конечно, клиенту показывают цену для его платежной карты. Как показывает практика, немногие дают задний ход на этом этапе.

Комиссия за карточные платежи. При выборе способа оплаты клиент видит некую «комиссию за финансовую трансакцию», которая может составлять несколько сотен рублей. Размер комиссии разный при разных видах оплаты, но в любом случае итоговая цена билета возрастет. В случае карточных платежей это является прямым нарушением правил платежных систем Visa и MasterCard. Портал Банки.ру выслал запрос платежным компаниям о правомерности таких сборов, на момент публикации статьи ответы получены не были.

Дополнительные сборы и страховки. В процессе продажи билета OTA предложит вам несколько пакетов дополнительных услуг. Это может быть СМС-информирование об отмене или задержке рейса, страховка багажа, жизни, задержки или отмены рейса. При этом на каких-то услугах уже стоят галочки. И невнимательный покупатель может запросто заплатить 500–700 рублей сверху за ненужные ему услуги. Более того, некоторые компании практикуют снятие этих денег даже после того, как клиент убрал отметки со всех услуг: как бы по ошибке. После обращения клиента эти деньги, конечно, вернут, но не каждый имеет желание и возможность многократно писать и звонить в агентство с претензиями.

Оплата за отмену билета. Некоторые авиакомпании действительно практикуют взимание некой дополнительной платы за отмену билета. Но OTA усовершенствовали эту практику, повышая размер этого сбора или взимая его при отмене билетов компаний, отменяющих билеты бесплатно (как, например, «Аэрофлот»).

Платеж в украинских гривнах. Билеты, приобретаемые через украинских агрегаторов, могут оплачиваются в национальной валюте Украины. Для этих билетов некоторые OTA устанавливают цену в гривнах, указывая также цену в рублях по текущему курсу ЦБ. Но при оплате клиент теряет деньги, так как конвертация в ряде случаев идет не напрямую, а через доллар, да и курс обмена в его банке всегда менее выгоден, чем курс ЦБ. Выгода OTA состоит в том, что агентство расплачивается с агрегатором не сразу, а с периодичностью, указанной в договоре (например, раз в неделю), за этот срок курс гривны существенно падает. Получается, что, обменяв полученные от клиента гривны на доллары, OTA через несколько дней отдает агрегатору уже меньшую сумму, записывая разницу себе в прибыль.

Обман с наличием билета. После того как клиент оплатил билет, ему звонят сотрудники агентства и, извиняясь, сообщают, что на самом деле такие билеты на этот рейс уже кончились, но есть более дорогие, и предлагают доплатить. Причем дешевых билетов на этот рейс может вообще не быть – просто OTA привлекает клиентов низкой ценой в расчете на то, что часть предпочтет доплатить вместо того, чтобы требовать возврата денег (который может затянуться на 3–4 недели).

Некоторые метапоисковики стараются бороться с ценовым обманом со стороны OTA, убирая их из поисковой выдачи, другие смотрят на подобные «фокусы» снисходительно. Это зависит от модели получения прибыли – метапоисковик может получать деньги за оплаченные бронирования (модель CPA) или же за переходы клиентов на сайты OTA (модель CPC). В первом случае поисковик теряет деньги, когда клиент, увидев, что цены, показанные поисковиком, не совпадают с реальными, просто идет в другой поисковик или вообще покупает билет в кассе, без посредничества Интернета. Во втором случае, наоборот, клиент, безуспешно обойдя несколько сайтов OTA, в попытках найти настоящую низкую цену, принесет поисковику дополнительную прибыль. 

«Выключать то или иное OTA из-за манипуляций с ценой приходится довольно часто. Еженедельно по этой причине из выдачи отключается одно-два OTA. В течение пары часов эти наценки убираются, и мы продолжаем работать, – рассказывает Борис Каплуновский. – В моей практике настойчивее всего в поднятии конечной цены было OTA Senturia – они включали и выключали дополнительные сборы по несколько раз в неделю. В какой-то момент мы приняли решение больше с ними не работать. Через некоторое время рынок подтвердил правоту нашей позиции – Senturia разорилась».

«В последние годы эти явления идут на спад. Если год-два назад такие случаи были обычным делом и нам приходилось постоянно вести переговоры с агентствами, чтобы они давали корректные цены, теперь это происходит гораздо реже, – говорит Ирина Рябовол, представитель туристического метапоиска momondo в России. – При заключении договора с OTA мы подписываем документ, по которому они обязаны показывать полные цены в рублях в реальном времени. Тем не менее, если агентство несколько раз попадается на нарушении этих условий, встает вопрос о его исключении». Помимо этих мер, momondo внедрили на своем сайте опцию «Детектор дополнительных сборов», которая позволяет прямо на странице выдачи увидеть все дополнительные сборы, взимаемые как авиакомпанией, так и агентством.

Увы, все эти ценовые махинации в России ненаказуемы, и никакие жесткие правила поисковиков не останавливают агентства от недобросовестных способов получения прибыли. Мы можем дать лишь несколько советов разной степени очевидности, как избежать незапланированных трат при покупке авиабилета: покупайте билеты там, где цена указана в рублях, внимательно читайте содержимое страницы, показываемой вам при оплате билета, убирайте отметки с ненужных вам услуг, избегайте агентств, указывающих цены для карт Diner's Club и American Express. Также немало проблем поможет избежать проверка подлинности билета через специальные сервисы, связанные с системами GDS: checkmytrip.com, viewtrip.com, virtuallythere.com, myairlines.ru.

Начать дискуссию

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Когда приходит пора искать виноватых, чтобы заставить их платить по долгам организации-банкрота, круг «подозреваемых» существенно расширяется — и первым туда попадает именно главбух. Рассказываем о превентивных мерах и о том, на что ссылаться, чтобы отбиться от обвинений.

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост

Кто-то одной ногой в отпуске, а кому-то напрягать мозги. Баланс?

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост

Расскажите о своей работе с документами

Мы писали для вас 3 месяца и подустали. Теперь вы напишите нам (пжл). Какими сервисами пользуетесь? Что вам нравится, а что — нет? 1С — краш или…?

Расскажите о своей работе с документами
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

👼 Выплаты работодателей на рождение детей предложили полностью освободить от НДФЛ. Мнение: могут быть налоговые злоупотребления

Корпоративные выплаты, связанные с рождением детей, необходимо освободить от НДФЛ, чтобы эти средства в полном объеме доходили до молодых родителей, считает Сергей Шишкарев, основатель группы компаний «Дело».

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024: новый ФСБУ, дробление, ВЭД и налоговые требования. Не пропустите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

50%-е ограничение на учет убытков по налогу на прибыль хотят продлить еще на 4 года. Это забота о региональных бюджетах

Раньше налог на прибыль шел 2% в федеральный бюджет и 18% в региональный, но теперь по 2030 год действуют ставки 3% и 17%. То есть региональные бюджеты недополучают 1%. Чтобы они меньше страдали, ввели ограничение на учет убытков.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше

Раньше Екатерина — хозяйка салона одежды, часами «пикала» пальто на складе и вручную забивала в компьютер 100 шапок из накладной. За пару дней она смогла избавиться от неразберихи на складе, сэкономить на поставках, получить больше клиентов и теперь всё делает за пару минут в СБИС.

Как СБИС помогла магазину продавать на 15% больше
3-НДФЛ

Пошли проблемы со сдачей 3-НДФЛ через личный кабинет

Чтобы сдать 3-НДФЛ электронно через личный кабинет налогоплательщика, надо сгенерировать там неквалифицированную электронную подпись. Обычно это процесс быстрый, но сейчас с этим проблемы.

В мае 2024 года будет создан механизм налоговой амнистии за дробление бизнеса

Мнения налогового адвоката о налоговой амнистии.

🎉 ФНС: ошибки бизнеса в платежках снизились в 24 раза. Похоже, исправились, считает эксперт

В 2,3 раза уменьшилось количество «технических» налоговых должников — когда у компании одновременно был долг по одному налогу и переплата по другим. В 6 раз стало меньше приостановок операций по счетам. Все благодаря ЕНС.

НДФЛ

Если сотрудник несколько раз в год отдыхает в санатории за счет работодателя, придется платить НДФЛ

Отдых в санатории по путевке, которую оплатил работодатель, не облагается НДФЛ. Но только 1 раз в год.

Должники в России изменили модель поведения перед кредиторами

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе рассказываю, зачем нужен счет 28 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.

Как устроен бухгалтерский счет 28 «Брак в производстве»
1
УСН

До 2 мая ИП на УСН должны заплатить и годовой, и квартальный налог

Очередной срок уплаты налога, 28 число, в этот раз переносится на более позднюю дату, потому что совпадает не только с выходным днем, но и государственным праздником 1 Мая.

Им придется заплатить: кого ждет повышенный транспортный налог в 2024 году

Министерство промышленности и торговли РФ 30 марта 2024 года представило список авто, стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Собственникам данных транспортных средств придется выплатить повышенный транспортный налог.

Должен ли работодатель платить зарплату беременной, если она отказывается от работы

Беременную сотрудницу по медицинским показаниям надо перевести на легкий труд. Но если новая должность ее не устроит, она может от нее отказаться.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как повторно использовать старый контент, если не хватает времени на создание нового

Для продвижения в соцсетях юристу постоянно нужно создавать контент, желательно — уникальный. Однако нехватка времени на ведение социальных сетей не всегда позволяет писать новые экспертные посты. Выход есть: «переупаковать» имеющийся контент.

Интересные материалы

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.