Реклама

Чемпионы пиара

«Стоит купить информацию об этих людях до того, как рейтинг выйдет», — замечает предприниматель, прочитавший анонс рейтинга самых эффективных специалистов по работе со СМИ «Чемпионы пиара».

«Стоит купить информацию об этих людях до того, как рейтинг выйдет», — замечает предприниматель, прочитавший анонс рейтинга самых эффективных специалистов по работе со СМИ «Чемпионы пиара».

И тут же набрасывает импровизированный бизнес-план: перекупить участников рейтинга до того, как они проснутся знаменитыми, и собрать из них самое эффективное пиар-агентство в стране.

В каждой шутке, как правило, лишь доля шутки. Взаимодействие со СМИ — один из наиболее напряженных участков работы для корпоративного мира. При кажущейся симбиотичности канала информации и источника, на практике при их взаимодействии нередко летят искры. Компании видят в медиа канал маркетинга. Журналистам же безразличны интересы компаний, потому что их задача — выпускать интересные заметки. Как следствие, бизнес штурмует редакции, предлагая контент, который там воспринимают в основном как маркетинговый спам и стараются игнорировать.

Редакционный почтовый ящик получает в среднем по 500 пиар-писем ежедневно (проверяли). Доля посланий, которые инициировали бы в обозримом времени появление каких-либо заметок, ничтожна. Но чем сильнее накал борьбы, тем выше ставки. «Работа со СМИ» — особая дисциплина в пиаре, которая рождает собственный набор секретов, успешных практик и своих профессионалов. Исследовать набор этих практик, а также выявить самых эффективных специалистов в области пиара и призваны «Чемпионы пиара» — совместный проект «Бизнес-журнала» и платформы Pressfeed.ru.

Pressfeed — сервис подписки на запросы журналистов. С его помощью последние публикуют запрос — «оферту» на комментарии и фактуру к готовящимся в данный момент заметкам. Компании следят за потоком запросов, выбирают те, на которые могут ответить, и отправляют комментарий, отвечая адресно и под запрос. По сути, Pressfeed развернул коммуникацию в обратную сторону: здесь говорят журналисты, а маркетинговый «шум» отключен. Добро пожаловать в мир «пиара по запросу»!

Решая конкретные проблемы журналистов и пиарщиков, Pressfeed оказался владельцем большого объема уникальных данных, в том числе связанных с эффективностью работы со СМИ. Так, сегодня через сервис отправлено 12 тыс. комментариев, 5 тыс. из них принято СМИ. Ежемесячно через площадку публикуется в СМИ около тысячи комментариев. Будь Pressfeed пиар-агентством, а не онлайн-сервисом — это было бы крупнейшее агентство страны. Массив данных позволяет вычислять различные относительные показатели. Например, «конверсию» — отношение общего количества запросов, отправленных через сервис журналистам, к тем, которые журналисты отметили как «принятые». Средний показатель конверсии — 40%. Это значит, что для среднестатистического пользователя из десяти отправленных комментариев будет опубликовано четыре. Для реального пользователя этот показатель конверсии может составить и 70%, и ноль.

Наблюдение за показателями оказалось интересным, а главное — информативным занятием. Команда сервиса пыталась разгадать секрет пользователей, системно добивающихся рекордной и антирекордной конверсии. Изучала и искала ответ на вопрос: как одним удается стабильно проникать со своим контентом в СМИ, а другим — нет. А потом стало ясно: хватит гадать, надо спросить у них самих. Так возникли «Чемпионы пиара» — рейтинг пользователей с системными рекордными показателями конверсии в работе со СМИ. Специалистов по пиару, чьи комментарии медиа берут охотнее других.

Рейтинг принес много открытий. Например, среди его участников практически нет публичных пиар-персон — непременных участников профессиональных конференций. Единственное исключение — представитель Топ-20 российских пиар-агентств, присутствующий в рейтинге, — Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner. Но и она не относит свою компанию к крупным: по ее словам, в агентстве работает 35 человек, а годовая выручка не превышает 100 млн рублей. В десятку крупнейших агентств страны PR Partner не попадает, зато недавно компания вошла в пятерку лидеров по цитируемости «Медиалогии». «Мы — классический герой пословицы про сапожника без сапог, — говорит Алексеева. — У нас небольшая компания, и нет специалиста, который целенаправленно занимался бы нашим собственным пиаром. Кажется, что это нонсенс, но это факт. Когда появился Pressfeed, я просто взялась сама отслеживать подходящие запросы и отвечать на них. Цель была — войти хотя бы в Топ-10 рейтинга «Медиалогии». В результате мы вошли в Топ-5, обогнав агентства, заметно превосходящие нас по обороту».

У Инны Алексеевой есть своя стратегия работы с комментариями, во многом обусловленная личным стилем: «Проверяйте появление новых запросов в системе часто, отвечайте быстро, используйте возможность отправить питч как способ познакомиться, предпочитайте деловые медиа остальным и не бойтесь конкуренции».

Если оставить Алексееву за скобками, то «Чемпионы пиара» ломают все цеховые стереотипы. Мы видим в рейтинге не известных «пиар‑евангелистов», которые сами превращаются в медиабренды, а непубличных трудяг, которые просто упорно и с неизменным качеством делают свое дело. При этом некоторые из них и вовсе не относят себя к профессии пиарщика. «Я не являюсь ни PR-специалистом, ни журналистом, ни по опыту работы, ни по образованию, — говорит участник рейтинга, Мария Пономаренко из компании SMART Personal. — Считаю себя просто опытным экспертом в управлении персоналом: много лет работаю в HR-сфере».

Необычен рейтинг и неоднородностью с точки зрения размера бизнеса его участников. Здесь есть представители известных компаний, заметных своей активной пиар-позицией: инвестиционный холдинг «Финам», сервис поиска билетов Aviasales, консалтинговая компания BDO Unicon, социальная сеть для врачей «Доктор на работе». С ними соседствуют правозащитник, владелец студии мобильной разработки, небольшие консалтинговые компании — «делающие» себе пиар собственными руками.

Очевидно, что-то объединяет этих людей. И мы обратились к ним с запросом сформулировать для проекта «золотые» правила работы со СМИ». Проанализировав больше сотни тезисов, мы нашли немало схожих подходов и сформулировали для вас 10 главных идей, которыми нужно вооружиться, чтобы успешно продвигать свою компанию в СМИ.

Хорошие привычки чемпионов, позволяющие им обеспечивать плотное присутствие своей компании в медиаполе

Будь быстр

Скорость — главная составляющая успеха. «Важна быстрота реакции и понимание специфики редакционного процесса, — уверен Янис Дзенис, PR-директор компании Aviasales. — Скажем, «Коммерсанту» и «Ведомостям» ты нужен с 5 до 7 вечера, на комментарий дается час, и точка. Онлайн‑медиа могут выдернуть тебя когда угодно и на обратную связь дадут лишь 15 минут». Работа с Pressfeed также меняет восприятие времени. «Сервис приучил нас реагировать на запросы журналистов почти мгновенно, — говорит Элла Бидилеева, руководитель пресс-службы Уральского банка реконструкции и развития. — Чуть замешкаешься — и все: журналист закрыл запрос досрочно». Участники рейтинга советуют тем, кто начнет пользоваться сервисом, не ориентироваться на время стандартных рассылок, а проверять запросы на сайте постоянно. «Так вы с большей вероятностью найдете подходящую тему одним из первых», — уверяет Ирина Рябовол, представитель компании туристического сервиса Мomondo. «В моем расписании всегда заложено время для статей на Pressfeed», — говорит Алексей Поспехов, CEO студии мобильной разработки ICONIC MOBILE.

Работай на опережение

Правила хорошего тона гласят: «Никогда не опаздывай». Для героев рейтинга успеть к крайнему сроку — мало. «Даже если дедлайн далек, я все равно стараюсь отправить комментарий как можно скорее», — говорит Евгения Маркова, директор по связям с общественностью компании Cornerstone. «Мы стараемся предоставить комментарий в течение часа после получения запроса, — уточняет Дмитрий Михалев, PR-директор агентства финансовой безопасности АФПБ. — Даже когда речь идет об аналитических статьях, мы присылаем ответы значительно раньше дедлайна».

Как этого добиваются «чемпионы»? У каждого собственный секрет. Кто-то дисциплинирует спикеров в своей компании, кто-то заранее создает заготовки для комментариев по ключевым новостям дня, которые может затронуть запрос. А кто-то и вовсе постепенно забирает полномочия у своих спикеров, приучая их к тому, что пиарщик — достаточно компетентный специалист в делах компании. «Никого из журналистов не интересует, что ваш спикер недоступен: вам надо согласовать материал, в метро ли вы или на кинопремьере, — резюмирует Дмитрий Горох, директор по PR MoneyMan. — Умейте доставать информацию и делиться ею первым: так вам и вашей информации будут доверять».

Давай фактуру

«Хороший комментарий — это внятные показатели, — говорит Янис Дзенис из Aviasales. — У нас есть собственный инструмент аналитики, который за пару секунд строит графики по продажам, спросу и прочим бизнес-показателям. Возможность оперативно ответить на вопрос с цифрами дает ощутимое преимущество». В ответе на запрос СМИ должны быть данные — цифры, проценты, доли рынка, денежные суммы. Именно таков стиль «чемпионов пиара». Там, где не хватает цифр, помогут примеры, кейсы, истории из практики. «Как правило, журналистов и читателей мало интересует аналитика без соответствующих примеров», — говорит Мария Пономаренко, эксперт компании Smart Personal. Пространным комментариям и расплывчатым фразам не место в медиакоммуникации, уверены чемпионы: такие комментарии просто не берут в СМИ. «Расплывчатые фразы не интересны журналисту, — соглашается Дмитрий Михалев из АФПБ. — А вот важная или любопытная деталь может помочь в подготовке материала».

Не будь «сухарем»

Там, где не хватает цифр, спасает человеческий фактор. «Беря комментарий, я делаю акцент на том, чтобы было много «живых включений», даже если сам журналист не поставил такое условие в запросе», — говорит Евгения Маркова из Cornerstone. «Медиа нравятся живые комментарии, — согласен Янис Дзенис. — Надеюсь, за ними и звонят «Коммерсант» и «Москва FM». Ведущим интересна возможность поспорить, получить эмоциональную, личную оценку».

Позитивными должны быть эти эмоции или негативными — эксперты расходятся во мнении. «В своих комментариях я выражаю активную личную позицию, причем часто в резких тонах, — говорит Алексей Поспехов (ICONIC MOBILE). — Стараюсь придерживаться четкой позиции и не уходить в пространные дискуссии. Думаю, личный подход дает нужный эффект». Напротив, в компании Cornerstone предпочитают положительные эмоции. «Мы всегда стараемся внести позитив даже в неприятные новости, — говорит Евгения Маркова. — Мы прошли не один кризис и знаем: все налаживается». «Когда пишешь, будь в хорошем настроении: улыбка видна и в тексте», — резюмирует Борис Федосимов, генеральный директор холдинга «Люди дела».

Комментируй только то, в чем действительно компетентен

«Я работаю в компании, у которой с пиаром только одна проблема: на нашем рынке ничего не происходит, — говорит Лидия Снарская, менеджер по связям с общественностью BDO Unicon Outsourcing. — Единственный для нас способ попасть в СМИ — понять, что журналист хочет услышать на ту тему, в которой мы хорошо разбираемся». Собственный опыт — хороший фильтр для принятия решения, на какие запросы тратить ресурсы. «Писать комментарий нужно о том, что хорошо знаешь, что ты сам «сделал или потрогал руками», — уверена Мария Пономаренко из Smart Personal. «Знание рынка и продукта, который производит компания, — половина успеха в работе с экспертными комментариями», — уверен PR-директор НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия» Антон Запольский.

Докажи, что эксперт

Доказать журналисту, что тебя можно считать экспертом в теме, — еще одна задача, которую успешно решают «чемпионы пиара». «В ответе на запрос сообщайте, какими данными вы обладаете и чем конкретно можете быть полезны, — советует Лидия Снарская из BDO Unicon. — Это поможет журналисту понять, насколько вашим данным можно доверять. Если ваша компания давно работает на рынке и обладает обширной базой статистики, обязательно упомяните это. Кроме всего прочего, журналист будет понимать, что к вам можно обращаться за комментариями и по другим вопросам».

Превосходи ожидания

Необходимое — это слишком мало, уверены участники рейтинга. «Мы убедились: даже если журналист не просит, он рад получить дополнительный интересный контент, — говорит Ксения Четверткова, руководитель проектов PR-департамента КГ «Полилог». — Если описываете кейс, дайте рекомендации, как избежать схожих проблем или, напротив, достигнуть положительного эффекта». Алексей Поспехов (ICONIC MOBILE) соглашается: «Я стараюсь максимально объемно донести до журналистов информацию для запроса, привести аналогии и примеры из схожих отраслей, предоставить максимум свежих кейсов». «Сейчас, когда редакции сокращают штат, а работы при этом меньше не становится, такая позиция часто приносит успех», — резюмирует Ирина Рябовол (Мomondo).

Облегчи журналисту работу

Антиподом к подходу «сообщай больше» выглядит совет Михаила Степанова, заместителя генерального директора социальной сети «Доктор на работе»: будь лаконичен. «Журналист печатного издания, — рассуждает Степанов, — всегда ограничен в объеме и количестве знаков. Чем больше ваш текст, тем сложнее журналисту укладывать его в прокрустово ложе будущей статьи. Журналист — ваш равноправный партнер и напарник. Зачем создавать напарнику лишние проблемы и хлопоты?»

«Комментарий должен выглядеть так, чтобы с ним было легко работать, — соглашается Екатерина Прокопова, руководитель направления по связям с общественностью компании CBRE. — Чем лаконичнее и остроумнее ваш комментарий, тем вероятнее, что его опубликуют».

Знай автора

Перед тем как отправлять ответ, стоит изучить не только тему, но и автора запроса, уверены участники рейтинга. «Отыщите аккаунт журналиста в соцсетях, читайте его ленту, найдите общие интересы, — советует Евгения Маркова из Cornerstone. — Обычно журналисты активно выражают свое мнение в сети, и у вас обязательно найдутся общие темы. Будет проще и приятнее вместе работать, если вы найдете точки соприкосновения по жизни». Поиск аккаунтов журналиста в соцсетях — тактика и Лидии Снарской (BDO Unicon): «Мне важно понять, что это за человек, какие у него интересы и как с ним общаться. Я всегда слежу за СМИ, в которые хочу попасть. Для пиарщика в принципе нормально понимать, кто, куда, о чем и как пишет. Если издание для меня новое, я обязательно изучу подборку статей конкретного автора, который оставил запрос».

Думай, как журналист

«Думай, как журналист, — итожит систему рекомендаций «чемпионов пиара» Элла Бидилеева (Уральский банк реконструкции и развития). — Часто при подготовке комментария мы задаем спикерам дополнительные вопросы, запрашиваем статистику, которая может стать хорошей иллюстрацией для главной мысли, пытаемся «вытащить» интересные факты. Как правило, получается». Смотреть на контент с позиции репортера — самая общая рекомендация, которую дают участники рейтинга своим коллегам.

Начать дискуссию

В январе-апреле дефицит бюджета составил 1,48 трлн рублей

Оборотные налоги и НДС превысили плановый уровень и принесли бюджету на 25,4% больше доходов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Будет новый нацпроект по развитию экономики

Новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» планируется создать в ближайшие несколько месяцев, заявил кандидат на должность вице-премьера Александр Новак в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике.

Кадры

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Когда в компании собираются запустить онлайн-обучение, возникает вопрос, какую платформу для этого выбрать. По-другому они называются LMS (от англ. Learning Management System) — системы управления обучением.

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе
Лучшие спикеры, новый каждый день

Убытки прошлых лет и доначисление налога на прибыль: можно ли уменьшить доначисленный налог на прибыль на убыток прошлых лет?

По решению Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2023 года № Ф05-25116/2023 по делу № А40-139251/2022, налогоплательщик имеет право требовать учета убытка, отраженного в налоговых декларациях, при доначислении налога на прибыль.

Как избежать штрафа за уточненку?

В пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 зафиксировано, что частично избежать штрафа возможно в том случае, если бухгалтер самостоятельно выявит ошибку и подаст уточненную декларацию. При этом, оплатила ли организация налог и пени — неважно.

Возможно ли освобождение от НДС при оказании образовательных услуг, но в сетевом формате?

Минфин уточнил, вправе ли организация применять освобождение от НДС при оказании услуг в сфере образования в сетевом формате.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рестораны подняли цену бизнес-ланчей на 7%

Из-за роста цен на продукты и доставку рестораны вынуждены повышать стоимость бизнес-ланчей. Чтобы сохранить приемлемые для потребителей цены, общепит меняет рецептуру и закупает более дешевые продукты.

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

Кейс. Как руководители такси поняли, почему денег на счетах становится меньше

Руководители бизнеса часто сталкиваются с ситуацией, когда задач становится всё больше, а денег — только меньше. Рассказываем, как с этой ситуацией разобрались владельцы такси «Ангел».

Кейс. Как руководители такси поняли, почему денег на счетах становится меньше

Налоговая реформа будет, Минфин сохранит стимулирующие принципы налоговой политики

Министерство финансов России намерено сохранить стимулирующие принципы налоговой политики, так как видит их эффективность.

СПБ Биржа приостановила торги из-за технического сбоя

Торги приостановили с 12:05, о возобновлении работы СПБ Биржа сообщит позднее. Сейчас специалисты выявляют причины технического сбоя.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

У России будет новая модель экономического роста: какое ключевое направление

Кандидат на пост министра экономического развития России Максим Решетников заявил о предстоящей этому ведомству задаче сформировать новую модель экономического роста.

Банки

Центробанк решил правовую коллизию между банками и приставами

Приставы штрафуют банки за то, что они отказываются списывать деньги должников по исполнительным документам. Это можно делать только после исключения компании из ЕГРЮЛ.

Субсидиарная ответственность директора

Если руководитель виновен в банкротстве организации, при этом активов должника недостаточно, чтобы погасить все долги, то недостающая часть будет взыскана с него. В этом суть субсидиарной ответственности. Рассказываем, как не попасть в такую ситуацию и обезопасить себя и своих близких, поскольку эти долги переходят по наследству.

Субсидиарная ответственность директора
НДФЛ

Небольшие доходы могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

11

Селлеры маркетплейсов не допускают повторных нарушений с маркировкой товаров

ЦРПТ подтвердил 92% жалоб на нарушения требований маркировки. В 40% случаев маркетплейсы выписали селлерам штрафы, а также провели работу с поставщиками, чтобы не допустить повторных нарушений.

Учет НДС, исчисленного иностранным исполнителем при оказании слуг за пределами РФ

Организация приобретает услуги у иностранного исполнителя, оказанные за пределами РФ. В стоимости услуг иностранным исполнителем предъявлен НДС, исчисленный в соответствии с законодательством иностранного государства. Как такой НДС отражать в бухгалтерском и налоговом учете?

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
22

Интересные материалы

Как сделать пользователей «Клерка» вашими покупателями за 2 месяца: продвижение компании с нуля. Акция только до конца мая!

«Клерк» — это профессиональное комьюнити бухгалтеров, финансистов и предпринимателей, которому уже 22 года! У нас большой опыт по продвижению компаний сегментов b2b и b2c, мы поможем рассказать о вашем бизнесе, услугах, сервисах и мероприятиях при помощи одного из самых эффективных инструментов — блога компании.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру