Управление персоналом

Как привлечь лучших

Принято считать, что на рынке труда выбирают компании-работодатели, а не претенденты на вакантные должности. Однако сегодня из-за дефицита профессиональных кадров топ-менеджеры получают предложения новой работы с завидной регулярностью.

Сергей Мартьянов

Принято считать, что на рынке труда выбирают компании-работодатели, а не претенденты на вакантные должности. Однако сегодня из-за дефицита профессиональных кадров топ-менеджеры получают предложения новой работы с завидной регулярностью. Компании конкурируют друг с другом за светлые головы не менее жестко, чем за бизнес-показатели. Как победить в этой борьбе?
Несколько лет назад мы искали ключевых людей в одну очень известную российскую компанию. В этой связи мне приходилось регулярно присутствовать на интервью владельца компании с тем или иным кандидатом на вакантную позицию. Этот руководитель обладал сильной интуицией и довольно быстро определял уровень и степень полезности соискателя. Но даже, если "диагноз" был не в пользу кандидата, "интервьюер" никак не обнаруживал отсутствие заинтересованности в его профессиональных услугах. Он "продавал" кандидату компанию с тем же энтузиазмом, как если бы перед ним была та долгожданная звезда, с появлением которой связаны все лучшие ожидания. Умение рководителя заразить людей своими идеями привело к тому, что в компанию пришли серьезные профессионалы.

Другой случай - пример обратной политики. Тоже российская компания, тоже сильный игрок в своем сегменте. Но ее владелец считал, что чем правдивее кандидату представлена реальность, чем более акцентированы недостатки, тем выше вероятность привлечь именно такого человека, который эти проблемы решит. Он ничего не приукрашивал, не создавал картин будущих великих свершений, полагая, что если человека пугает сегодняшняя реальность, то он не интересен компании. Кандидаты из западных корпораций, привыкшие к ориентации на успех в отличие от ориентации на "непоражение", отказывались сами. В результате приходили люди с опытом работы только в российском бизнесе, не обладающие знаниями международных технологий, и результаты, которые они показывали, не принести компании ощутимой пользы.

Я думаю, что ни первый, ни второй способ не является идеальным. Истина посередине. Уверен, что можно "продавать" позицию так, чтобы, обозначив проблемы (где их нет? ), не создать у кандидата ощущения тотальной безнадежности. Важно, говоря о трудностях, не забывать рассказывать о достижениях, об уже решенных проблемах и несомненных победах. Тем самым в человеке провоцируется желание вступить в команду и внести свой вклад в решение конкретной задачи.

На каждом этапе развития компании требуются разные типы управленцев, поэтому для начала следует определить, под какие бизнес-задачи компания ищет управленцев. Все это определяет стратегия компании.

Скажем, компании необходимо привлечь стратегического инвестора, а для этого: совершенствовать организационную структуру, ряд управленческих функций, внедрить международные стандарты и технологии. В этом случае в менеджерскую команду требуются так называемые прозападные менеджеры, привыкшие работать в структурированных западных компаниях.

Если же компании необходимо построить управленческую функцию с нуля, осуществить прорыв в бизнесе в соответствии с амбициозными планами развития, то стоит апеллировать, напротив, к "пророссийским" менеджерам, которых мотивирует возможность профессионального вызова.

Четкое представление, какие менеджеры нужны компании, помогает выстроить политику, направленную на их привлечение. Надо понимать, что в отличие от всего кадрового рынка топ-менеджеры требуют точечного воздействия. Недостаточно просто создать положительный корпоративный имидж на рынке, хотя это уже само по себе немало. Важно учитывать характер личных предпочтений желаемой категории топ-менеджеров, чтобы по возможности обеспечить эти условия. При этом важно адекватно оценивать возможности компании и как следствие шансы заполучить самых-самых. В погоне за звездами первой величины есть опасность потратить массу усилий без всякого успеха.

Ключевые критерии выбора очевидны: отрасль, регион, положение компании на рынке, понятная структура управления в компании, стратегия бизнеса, а также цели и задачи, под которые приглашается тот или иной управленец. Подавляющее большинство топ-менеджеров предпочитают лидирующие компании, не хотят работать в стагнирующей отрасли и стремятся решать новые профессиональные задачи. Это отнюдь не означает, что если компании пока еще далеко до первенства ее шансы получить профессионального менеджера стремятся к нулю. Не все профессионалы "покупаются" на громкое имя. Большинству интересны масштабные задачи - обеспечение профессионального багажа и возможность самореализации.

А потому главное, что следует четко понимать владельцам, - это роль наемного менеджера в структуре компании. Если "под менеджера" не готовы обещанные задачи, то никакими коврижками его не соблазнить. Иногда топ-менеджер готов идти на некоторое понижение в деньгах во имя увеличения "интересности" предстоящих задач. Не стоит, однако, приуменьшать значения материальной компенсации, ее размер должен соответствовать среднерыночной величине.

И это еще не все. Предварительное решение прийти в ту или иную компанию в менеджере принимает профессионал, а окончательное - человек. Пожалуй, первое, что привлекает наемного сотрудника и стимулирует его деловую активность, - это благоприятная и располагающая обстановка в компании. Она же его и удерживает в противовес, возможно, значимым недостаткам. Базовые принципы жизнедеятельности компании, ее основополагающие ценности и цели, будучи определены и сформулированы, являются индикатором совместимости компании и будущего управленца.

Замечу, что компании недостаточно обладать необходимыми конкурентными преимуществами, важно поддерживать репутацию и помнить, что это не только и не столько PR-статьи, это еще и люди, прошедшие "через компанию". Они вольно или невольно являются отражением и проводником реальности, а если они еще и топ-менеджеры, то их мнение для рынка чрезвычайно весомо. Очень важно, как компания расстается с людьми и куда из нее уходят. Первое свидетельствует о степени цивилизованности компании, а второе - о котировке профессионального уровня ее менеджмента. А также о том, куда ведет данная ступень карьеры - вверх или вниз.

Хедхантинговые компании - это еще один канал коммуникации, позволяющий индивидуально воздействовать на топ-менеджеров. Работая на стыке собственник - наемный менеджер, они являются эффективным инструментом для формирования брэнда компании как привлекательного работодателя. Являясь своего рода индикатором этого параметра, хедхантеры обладают возможностью выявлять проблемные зоны и предлагать компаниям способы их устранения. Создавая корпоративный брэнд, т. е. образ компании, отвечающей профессиональным и человеческим запросам квалифицированных менеджеров, следует учитывать, что образ не должен расходиться с реальностью. Развернув стильную и нарядную упаковку, профессионал в кратчайшие сроки разоблачит сфабрикованный миф. Жизнь такого "правильного" брэнда при неправильной реальности обещает быть весьма недолгой.

Автор - партнер компании "Росэксперт"

Начать дискуссию

Кадры

В сфере туризма начался «тотальный кадровый голод»

Сейчас квалифицированных специалистов по туризму готовит только одна тревел-школа, которую запустили в 2024 году.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Ведение воинского учета в организации в 2024 году

Все компании обязаны вести воинский учет. За нарушения в этой области предусмотрены административные штрафы. В нашей статье расскажем, какие документы следует разработать, какие сведения и в какие сроки необходимо предоставлять в военкоматы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Почему опасно подавать уточненку по ЕНП-уведомлению. 📑 «Ночной бухгалтер» № 1676

Уточненное уведомление задваивает начисление. Красивые номера для авто хотят продавать официально. Куда вы тратите деньги, желает знать Росстат. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Бухгалтера могут уволить за разглашение информации о зарплате своих коллег

Кто в компании обрабатывает персональные данные сотрудников, тот и несет ответственность за их разглашение.

УК РФ

📄 За три года стало на 43% больше дел о подделке документов. Тех, которые чаще всего предъявляют, поясняет адвокат

Самым популярным фейковым документом стали водительские удостоверения, на втором месте — паспорта РФ, а на третьем справки для получения субсидий и грантов.

Росстат будет по-новому следить за расходами россиян

На портале госзакупок появился контракт от Росстата на выполнение научно-исследовательской работы, которая изменит методику исследований финансового положения жителей страны.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Роскачество будет развивать автотуризм в России: как именно

Центр компетенций в сфере туризма Роскачества планирует повысить качество оказываемых услуг в сфере автомобильного туризма в России.

У TikTok может появиться представительство в России

Приложение с короткими видео TikTok может полностью и официально вернуться в РФ и соблюдать законодательство.

Контракт в целях ГОЗ — читаем заранее

Довольно частый вопрос новичков в ГОЗ — какие условия стоит прописать в контракте, заключенном в целях ГОЗ? Что важно учитывать?

Контракт в целях ГОЗ — читаем заранее

Генеральный директор «отжал» компанию, увел клиентов, а я помог собственнику все вернуть

Сегодня будет реальная история о том, как я вернул компанию владельцу после махинаций гендиректора за его спиной.

Генеральный директор «отжал» компанию, увел клиентов, а я помог собственнику все вернуть

Больничный совпал с отработанным днем, с какого дня назначать пособие. Судебная практика

Интересное дело. Сотрудник после окончания рабочего дня почувствовал себя плохо и обратился в поликлинику. Ему выдали больничный. А дальше началась путаница.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
УК РФ

Арест счетов приставами может быть частью схемы обналичивания

Сотрудники УМВД по Ивановской области выявили и задокументировали схему незаконного обналичивания денежных средств.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Роспатент создаст сервис для расчета роялти

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) планирует создать цифровой сервис для расчета усредненных ставок роялти по отраслям.

Секреты главного бухгалтера: как работать меньше, а достигать большего 

Может показаться, что добраться до должности главбуха помогут доскональное знание законов и упорная работа. На деле всё намного сложнее: нужно быть немного предпринимателем по духу — правильно расставлять приоритеты, грамотно организовывать процессы, легко адаптироваться к изменениям и не бояться пробовать новые гипотезы. 

Секреты главного бухгалтера: как работать меньше, а достигать большего 

Как бухгалтеру-фрилансеру установить границы с клиентами, чтобы не выгорать

Бухгалтеры думают, что на фрилансе их ждут очереди из клиентов, рабочее место на берегу моря — или хотя бы свободный график. Но вместо этого приходится отвечать на запросы в выходные дни или ночью. Еще и цены на свои услуги озвучивать как-то неловко.

Как бухгалтеру-фрилансеру установить границы с клиентами, чтобы не выгорать

Для вычета по НДФЛ на обучение за 2023 год справка не нужна

Новый порядок оформления социального вычета по НДФЛ со справками действует только по расходам с 2024 года.

Подтвердилось: максимальный сбор платят не более 1% владельцев ПВЗ Озона

Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) проанализировала данные по сервисному сбору ПВЗ Озон за апрель 2024 года.

❗ В декларации по налогу на прибыль можно учитывать прошлый убыток, только если он был отражен в декларациях

Чтобы в строке 110 листа 02 декларации по налогу на прибыль отразить убыток прошлых лет, уменьшающий налоговую базу, одной только первички недостаточно. Нужно, чтобы в декларациях прошлых лет этот убыток был отражен.

Пользователи сервисов ФНС получили больше 24 тысяч копий учредительных документов

Только за 1 месяц работы предприниматели обращались к сервису «Предоставление копий учредительных документов» больше 24 тысяч раз.

Интересные материалы

Учет доходов и расходов в разрезе ведения проектов с помощью решения 1С:УНФ

В компании могут возникнуть случаи, когда требуется получить информацию о прибыльности заказов.

Учет доходов и расходов в разрезе ведения проектов с помощью решения 1С:УНФ