УСН

Переход на «упрощенку»: что нового?

Применение упрощенной системы налогообложения позволяет организации существенно снизить размер налоговых платежей. Об условиях применения «упрощенки», порядке перехода и об изменениях, вступающих в силу с 1 января 2009 года, расскажем в нашей статье.

Применение упрощенной системы налогообложения позволяет организации существенно снизить размер налоговых платежей. Об условиях применения «упрощенки», порядке перехода и об изменениях, вступающих в силу с 1 января 2009 года, расскажем в нашей статье.

Общие правила

Если со следующего года компания решила перейти на "упрощенку", необходимо подать заявление в инспекцию до 30 ноября 2008 г.

Суть упрощенной системы заключается в том, что вместо трех налогов (налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН) платится один. И к тому же компания освобождается от уплаты НДС. Преимущества очевидны: снижение налоговой нагрузки и налоговых рисков, уменьшение объема расчетов и количества отчетных форм.
Однако применять данный режим разрешено не всем. Есть ряд ограничений.
В частности, не вправе применять упрощенную систему строительные компании:
- имеющие филиалы и представительства;
- доля участия в которых других фирм превышает 25 процентов;
- средняя численность которых превышает 100 человек;
- владеющие значительным количеством основных средств и нематериальных активов, когда их остаточная стоимость превышает 100 млн руб. и др.
Такие правила предусмотрены в пунктах 2 и 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Порядок перехода

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.13 Налогового кодекса РФ.

ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ КОМПАНИЙ

Организация, решившая перейти на уплату единого налога, должна в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего такому переходу, подать в свою налоговую инспекцию заявление.
Обращаем внимание на то, что применение данного режима является добровольным, получать разрешение для этого не требуется, а нужно лишь уведомить налоговые органы о своем выборе. Для этого строительная компания и подает соответствующее заявление в инспекцию.
Форма заявления № 26.2-1 утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Однако она носит рекомендательный характер, поскольку приказ МНС России от 7 июля 2004 г. № САЭ-3-22/414@, внесший в нее изменения, не прошел госрегистрацию.
Прежде всего, в заявлении нужно указать выбранный объект налогообложения.
Затем, кроме величины доходов, организация должна указать среднюю численность работников и остаточную стоимость внеоборотных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Необходимо отметить, что здесь есть один противоречивый момент, который вызывает споры с налоговыми органами. Дело в том, что Налоговым кодексом РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения требуется соблюдение лишь одного условия - ограничения по величине доходов (п. 2 ст. 346.12). Все остальные (в том числе по численности, стоимости активов и т. д.) до перехода компания соблюдать не обязана, так как они установлены для организаций, уже применяющих упрощенную систему налогообложения.
Поэтому несоответствие дополнительным критериям в предшествующий переходу период не может служить основанием для отказа в применении упрощенной системы. Тем более что налоговое законодательство принятия ответных мер (разрешения, отказа и т. д.) в связи с подачей заявления не предусматривает.
Следовательно, контролировать показатели по численности и по стоимости активов инспекторы могут лишь в период применения «упрощенки», но никак не до его начала.
Таким образом, указание в заявлении показателей, не влияющих на возможность перехода, может носить лишь справочный характер.
А вот что касается доходов, то здесь для организаций, применяющих наряду с общей системой налогообложения систему в виде уплаты ЕНВД и собирающихся перейти на «упрощенку» с 1 января 2009 года, правила изменились.

Изменение в пункт 4 статьи 346.13 было внесено Федеральным законом от 17 мая 2007 г. №85-ФЗ.
Так, если ранее они могли осуществить такой переход (по видам деятельности, не облагаемым ЕНВД) при условии, что по итогам девяти месяцев доход от всех видов деятельности в целом по организации не превышал 15 млн руб., то теперь ограничение в указанной ситуации должно соблюдаться лишь по доходам, полученным в рамках общей системы налогообложения (без учета доходов от «вмененки»). Именно их величину нужно указать в заявлении. Это следует из разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 20 февраля 2008 г. № 03-11-04/2/42.
В то же время численность персонала и стоимость основных средств рассчитывается по организации в целом, то есть учитывается количество всех работников фирмы, занятых во всех видах деятельности (включая и те, по которым уплачивается ЕНВД), и стоимость всех внеоборотных активов, независимо от области их применения.

ДЛЯ ВНОВЬ СОЗДАННЫХ ФИРМ


Если компания только организована, она вправе подать заявление о переходе на «упрощенку» в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, отмеченной в свидетельстве. В заявлении указывается лишь объект налогообложения. Остальные показатели не заполняются, вместо них ставятся прочерки.

ПРИ ПОЯВЛЕНИИ НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


На практике возможна такая ситуация, когда организация, являющаяся только плательщиком ЕНВД, начинает заниматься другими видами деятельности, например строительством (не только индивидуальным), и желает по ним применять упрощенную систему налогообложения. Возможно ли это?
Чиновники считают, что нет. И что в этом случае по вновь открытым видам деятельности организации должны применять общую систему налогообложения, а на «упрощенку» переходить по общим правилам - со следующего года (подав заявление с 1 октября по 30 ноября текущего года). Однако это вопрос неоднозначный. Срок подачи заявления о переходе на «упрощенку» такими налогоплательщиками не установлен. А пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ дает право организациям, уплачивающим вмененный налог, на основании заявления перейти на упрощенную систему с начала того месяца, в котором была прекращена его обязанность по уплате ЕНВД.
Рассмотрев спор по данному вопросу, в постановлении ФАС Центрального округа от 23 января 2008 г. № А09-6259/07-12 арбитры вынесли решение в пользу налогоплательщика, решив, что начать применение упрощенной системы можно и среди года на основании пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
При этом довод налогового органа о том, что такой переход возможен только в связи с изданием местного нормативного акта об исключении из перечня видов деятельности, облагаемых ЕНВД, того вида деятельности, который вел налогоплательщик, судом был отвергнут как несостоятельный.
Но, выбрав такой вариант действий, компании придется отстаивать свое мнение в суде.
Если организация, решившая перейти на «упрощенку», ранее вела только деятельность, облагаемую ЕНВД, в заявлении величина доходов за девять месяц будет равна нулю (ставится прочерк). Также в заявлении не нужно будет указывать среднюю численность работников за налоговый (отчетный) период и стоимость амортизируемого имущества.
В то же время в период применения упрощенной системы налогообложения эти показатели не должны будут превышать установленные законодательством величины. В противном случае организация потеряет право на применение спецрежима.

Ограничения по доходам

Для «упрощенки» в Налоговом кодексе РФ установлены два размера ограничений по доходам:
- не более 15 млн руб. по итогам девяти месяцев - как условие для перехода на этот режим (п. 2 ст. 346.12);
- не более 20 млн руб. в год - как условие возможности его применения (п. 4 ст. 346.13).
Ежегодно эти величины индексируются. Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357 для упрощенной системы налогообложения коэффициент-дефлятор на 2008 год определен в размере 1,34.
Таким образом, чтобы перейти на «упрощенку» с 1 января 2009 года, организация по итогам девяти месяцев 2008 года должна «уложиться» в норматив по доходам, равный 20,1 млн руб.
(15 млн руб. х 1,34). А доходы компании, уже работающей по упрощенной системе в текущем 2008 году, не должны превышать 26,8 млн руб. (20 млн руб. х 1,34). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 31 января 2008 г. № 03-11-04/2/22.
При этом для определения права на применение «упрощенки» доходы от «вмененки» не учитываются. Финансисты подтвердили это в письме от 26 августа 2008 г. № 03-11-04/2/124.

Выбор объекта налогообложения

Строительная компания может выбрать один из двух объектов налогообложения:
- «доходы»;
- «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Свобода выбора ограничена лишь для участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Для них возможен только второй вариант. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.
Выбранный объект указывается в заявлении (изменить его можно только через три года).
А если организация передумала? Ничего страшного.
Законодательство разрешает поменять объект налогообложения после подачи заявления, главное - успеть уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Поскольку выбор объекта налогообложения осуществляется до начала налогового периода.

«ДОХОДЫ»

Эта схема самая простая.
Исчислить налог нужно в размере 6 процентов от всех фактически полученных доходов. Но в бюджет компания заплатит меньше, так как рассчитанная сумма налога уменьшается на сумму перечисленных за этот же период пенсионных взносов и выплаченных работникам «больничных». Необходимо лишь соблюдать ограничение - уменьшить налог (авансовый платеж по налогу) более чем наполовину нельзя (п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ).
Доходами для целей исчисления единого налога признаются те же доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли организации.
Обратите внимание: с 1 января 2009 года в составе доходов не учитываются дивиденды и проценты по некоторым видам ценных бумаг и облигаций, облагаемых налогом на прибыль (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ).
Налоговый учет расходов вести не требуется.

«ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ»

При выборе этого объекта налогообложения налог придется платить по ставке 15 процентов, но уже не со всех доходов строительной компании, а с разницы.
Порядок признания доходов тот же (как и для прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ). А вот расходы можно учесть только по перечню, который установлен статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.
Если в течение года расходы превышают доходы, авансовые платежи в бюджет перечислять не придется, нужно будет уплатить только минимальный налог по итогам года (1 процент от доходов).
Если прибыль все же получена, но сумма налога, исчисленная с разницы меньше минимального налога, заплатить придется минимальный налог. А «излишне уплаченную» сумму налога (разницу между минимальным и фактически исчисленным налогом) можно будет учесть в расчетах следующего года (или перенести убытки на следующие налоговые периоды).
По сравнению с объектом налогообложения «доходы» придется вести более трудоемкий учет, ведь кроме доходов надо учитывать и расходы.

КАКОЙ ОБЪЕКТ ВЫГОДНЕЕ?

А теперь проанализируем, какой объект налогообложения лучше выбрать организациям, осуществляющим строительную деятельность. Ответ на этот вопрос зависит от конкретных особенностей деятельности фирмы. Однако общий принцип таков: если доходы организации значительные, а доля расходов невелика, предпочтительнее объект налогообложения «доходы» (например, для посреднических организаций).
Если расходы составляют значительную часть, лучше выбрать объект «доходы минус расходы». Определить грань поможет несложный расчет.
Предположим, что доход фирмы равен 1000 руб.
При выборе первого варианта налог составит 60 руб. (1000 руб. х 6%).
При выборе второго варианта, величина налога будет идентичной, если разница между доходами и расходами составит 400 руб.:

400 руб. х 15% = 60 руб.


Значит, для того чтобы второй вариант был выгоднее, расходы должны составлять более 60 процентов от величины доходов, поскольку в противном случае преимущества не будет.
Правда, в первом случае величина налога будет скорректирована на сумму пенсионных взносов и «больничных» выплат - теоретически налог может быть уменьшен вдвое, то есть составит лишь 30 руб.
Однако, если доходы фирмы достаточно велики, а расходов мало, то и начисления будут небольшими, оказать значительное влияние на величину налога они не смогут.
Рассмотрим различные ситуации, которые встречаются на практике.

Деятельность застройщика (а также при совмещении функций заказчика-застройщика и генподрядчика) при долевом строительстве. Средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации-застройщика, относятся к средствам целевого финансирования. Такие средства не учитываются в составе доходов «упрощенщика» при условии, что организация ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Основание - пункт 1 статьи 346.15, подпункт 14 пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
В составе доходов застройщик учитывает свое вознаграждение. Сумма вознаграждения может быть выделена в договоре долевого участия отдельной строкой.
В этом случае в доходы она включается по мере оплаты дольщиками. Сумма вознаграждения может определяться и как разница между суммой средств, полученных от дольщиков, и фактическими затратами на строительство. В этом случае застройщик признает доход на дату окончания строительства.
Нужно помнить, что договором долевого участия может быть не предусмотрен возврат дольщикам неиспользованных средств из-за снижения фактической стоимости строительства по сравнению с его договорной стоимостью. В такой ситуации образовавшуюся экономию затрат на строительство жилого дома следует учитывать в составе доходов организации-застройщика (см. письма Минфина России от 18 июня 2008 г. № 03-11-04/2/92 и от 8 февраля 2007 г. № 03-11-04/2/29).
Что касается затрат, связанных с организацией строительства (на содержание службы заказчика-застройщика и т. д.), они признаются расходами согласно соответствующим подпунктам пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Как правило, эти затраты осуществляются до получения доходов от строительства. Но, поскольку они направлены на получение доходов, чиновники разрешают учитывать их при исчислении единого налога.
Такие разъяснения, например, содержатся в письме Минфина России от 9 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/76.
Остальные расходы застройщик осуществляет за счет средств дольщиков, и поэтому при исчислении единого налога они не учитываются. Речь идет о расходах по подготовке разрешительной документации, оформлению земельного участка в собственность или аренду и т. п.
Таким образом, в этом случае, если доля затрат, которые можно учесть в расходах, будет менее 60 процентов от суммы доходов, застройщику целесообразно выбрать объект налогообложения «доходы».

Деятельность генподрядчика. В доходы генподрядчика включаются все денежные средства, полученные от заказчика, несмотря на то, что большая часть работ выполняется субподрядчиками. Поэтому в данной ситуации генподрядчику выгоднее выбрать объект «доходы минус расходы».
Ведь на стоимость услуг субподрядных организаций он может уменьшать базу по единому налогу (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Деятельность подрядчика (субподрядчика). Доходами организаций-субподрядчиков являются денежные средства, полученные от генподрядчиков.
Уменьшить сумму полученных доходов можно на стоимость используемых при выполнении работ основных средств, материалов, услуг, НДС по приобретенным ценностям и услугам, сумму заработной платы с отчислениями и т. д. согласно перечню расходов, установленному статьей 346.16 Налогового кодекса РФ. Поскольку расходы субподрядчика обычно немалые, выгоднее выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы».

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ С НОВОГО ГОДА

Для всех организаций, применяющих данный специальный режим, независимо от объекта налогообложения упрощена отчетность:
с 1 января 2009 года декларацию по единому налогу надо будет сдавать раз в год.
Для организаций с объектом налогообложения «доходы минус расходы» предусмотрено:
- списание суточных по фактическим затратам без ограничения (в этом случае отменено нормирование);
- признание расходов на страхование имущественной ответственности (прекратятся споры о правомерности учета расходов на ОСАГО);
- учет в расходах сырья и материалов после их оплаты (снято требование об обязательном списании в производство);
- уменьшение налоговой базы при переносе убытков прошлых налоговых периодов без ограничения (30-процентное ограничение отменено).

Начать дискуссию

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Интересные материалы

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.