Учет в строительстве

Требования к повышению квалификации остаются

Установление требований к наличию у строительной организации квалифицированного персонала обусловлено, прежде всего, соображениями по обеспечению безопасности строящихся объектов и производимых строительных работ. О нормах, действующих в настоящее время, а также об оформлении и учете затрат на подготовку специалистов и повышение их квалификации расскажем в нашей статье.
Без квалифицированных специалистов строить нельзя

Раньше требования к уровню квалификации специалистов компания должна была соблюдать для получения лицензии на строительство. Теперь это нужно для вступления в саморегулируемую организацию (СРО) и получения свидетельства о допуске к выполнению определенных видов работ.

НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Напомним, изменения, связанные с заменой лицензирования в строительстве механизмом саморегулирования, были внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ. Он отменил требования о наличии лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (ст. 3), а также внес дополнения в Градостроительный кодекс РФ - о саморегулируемых организациях.

С отменой лицензирования введены в действие новые документы* - свидетельства о допуске к определенным видам работ. Допуск к ним означает, что организация подтвердила квалификацию своих специалистов и может осуществлять деятельность по соответствующему профилю на должном уровне. При некачественном выполнении работ строительная компания может быть исключена из членов саморегулируемой организации и лишена свидетельства о допуске.

* Перечень видов работ ... утвержден приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274.

В СРО ПРИМУТ НЕ ВСЕХ

Чтобы получить свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, компания должна соответствовать определенным требованиям. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает их самостоятельно. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:
- квалификационные требования к работникам юридического лица (о наличии образования определенного уровня и профиля; о наличии определенного стажа работы) и к повышению их квалификации, профессиональной переподготовке;
- требование к численности соответствующих работников (п. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ).

При этом должны соблюдаться минимально необходимые требования:
- к наличию работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля - не менее трех человек с высшим профессиональным образованием (со стажем работы по специальности не менее трех лет) или не менее пяти человек со средним профессиональным образованием (со стажем работы по специальности не менее пяти лет);
- к повышению квалификации указанными работниками не реже одного раза в пять лет.

Учет расходов на обучение и переподготовку

Здесь есть некоторые особенности. Поэтому рассмотрим порядок учета подробнее.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но лишь при соблюдении обязательных условий, определенных в пункте 3 указанной статьи, а именно если:
- обучение осуществляется на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо с иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус;
- обучение (подготовку, переподготовку) проходят работники (то есть лица, заключившие трудовой договор). Либо физические лица, заключившие с данным работодателем договор, предусматривающий их обязательство не позднее трех месяцев после окончания обучения (подготовки и переподготовки) заключить трудовой договор и отработать не менее одного года.

ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ СРОКЕ ОБУЧЕНИЯ

А как быть, например, в такой ситуации.

Организация оплатила договор на подготовку специалиста для компании. Обучение рассчитано на шесть месяцев. На основании каких документов можно учесть затраты? То есть можно ли признать расходы, если обучение длится более одного квартала и на момент составления отчетности еще не завершено, ведь в таком случае отсутствует документ об окончании обучения, а также акт об оказании услуг?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Разъяснений Минфина России также нет.

В то же время есть примеры судебных решений, в которых отмечается, что затраты на подготовку и переподготовку кадров признаются независимо от того, в полном ли объеме пройдена программа обучения и получен ли документ об окончании курса.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 9 ноября 2007 г. № КА-А40/10001-07 арбитры пришли к выводу, согласно которому затраты на подготовку и переподготовку кадров учитываются в расходах даже в том случае, если сотрудник был отчислен за неуспеваемость, отклонив довод инспекции об их экономической необоснованности. При этом было отмечено следующее: статьей 264 Налогового кодекса РФ не предусмотрено, что уже понесенные организацией расходы на подготовку и переподготовку кадров принимаются в целях налогообложения только в случае, если подготавливаемый сотрудник завершил обучение и не был отчислен за академическую неуспеваемость.

А в постановлении ФАС Поволжского округа от 1 декабря 2006 г. по делу № А65-35143/2005-СА1-19 суд указал, что налоговое законодательство не ставит признание затрат налогоплательщика по переподготовке кадров в зависимость от наличия специального документа об окончании образовательного курса, равно как и от прохождения полного курса.

В постановлении ФАС Московского округа от 18 сентября 2006 г., 25 сентября 2006 г. № КА-А40/8766-06 арбитры отметили, что дата составления акта сдачи-приемки не влияет на момент включения соответствующих затрат в расходы. Ведь услуга, результаты которой носят нематериальный характер, может потребляться в результате деятельности налогоплательщика, а акт составляется в более поздние сроки и свидетельствует лишь о сдаче выполненных работ (услуг) заказчику. Суд указал также на то, что приведенная норма предоставляет налогоплательщику право выбора признания момента расходов (причем независимо от того, утвержден в учетной политике какой-то конкретный вариант или нет). При этом следует учитывать то, что услуги признаются в момент их фактического оказания, вне зависимости от даты подписания акта. А расходы по ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ, признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от их оплаты (при методе начисления). Правда, речь в данном постановлении идет об учете оказанных юридических услуг, но указанные правила могут быть использованы и применительно к образовательным услугам.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Согласно пункту 16 ПБУ 10/99, признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется при одновременном наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате осуществления конкретной операции уменьшатся экономические выгоды организации. Эта уверенность имеется в том случае, когда организация передала актив (то есть для рассматриваемой ситуации - оплатила обучение) либо однозначно собирается это сделать.

Для обычного случая (когда услуга оказана в одном отчетном периоде и есть первичные документы, подтверждающие ее оказание) проблем с признанием расходов обычно не возникает. А вот для «длительных» услуг, по мнению автора, все сказанное выше можно применить и для бухучета. При этом не будет нарушено и требование ПБУ* 10/99, пунктом 18 которого определено, что расходы учитываются в том отчетном периоде, в котором они имели место.

* Положение утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

И все же у бухгалтера могут возникнуть сомнения: как при отражении расходов обойтись без первичного учетного документа, которым он привык считать акт об оказании услуг?

В указанной ситуации таким документом может стать бухгалтерская справка, применение которой не противоречит ни бухгалтерскому, ни налоговому законодательству. Главное, чтобы были соблюдены требования, предъявляемые к первичным документам. К тому же даже на первоначальном этапе обучения имеются документы (приказ о направлении на обучение, договор и др.), которые косвенно подтверждают произведенные расходы.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ?

Для признания в налоговом учете расходов на оплату обучения на курсах повышения квалификации требуются:
- трудовой договор с работником, направляемым на обучение (или соглашение о последующем заключении трудового договора);
- приказ руководителя о направлении работника на обучение с обоснованием производственной необходимости;
- договор с образовательным учреждением об обучении работника (будущего работника);
- копия лицензии образовательного учреждения;
- копия документа об обучении, выданного образовательным учреждением.

Все эти документы должны храниться в течение всего срока действия соответствующего договора обучения, но не менее четырех лет. По мнению финансистов, для подтверждения расходов у организации должны также быть в наличии: учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, и акт об оказании услуг (письмо Минфина России от 28 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/137).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №3, март 2010 г.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру