Учет в торговле

Просроченные продукты нужно списать

Торговые фирмы в силу специфики своей деятельности часто сталкиваются с ситуацией, когда у товара истек срок годности, а он так и не был продан. По мнению чиновников, расходы на списание просроченных товаров признать в налоговом учете нельзя. Ряд нюансов возникает и в бухгалтерском учете…
Торговые фирмы в силу специфики своей деятельности часто сталкиваются с ситуацией, когда у товара истек срок годности, а он так и не был продан. По мнению чиновников, расходы на списание просроченных товаров признать в налоговом учете нельзя. Ряд нюансов возникает и в бухгалтерском учете…
Срок годности истек. Проведите экспертизу
Пункт 5 статьи 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещает продажу товаров по истечении установленного срока годности. Просроченные товары обычно либо утилизируют, либо уничтожают. При этом нужно соблюдать установленные процедуры.

Так, если речь идет о пищевых продуктах, надо выполнять требования Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29‑ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Сначала нужно обратиться в подразделение Роспотребнадзора для проведения экспертизы просроченных товаров с целью определения возможности их утилизации или уничтожения. Утилизировать или уничтожать без экспертизы можно только те пищевые продукты, владелец которых не может подтвердить их происхождение. А именно, если имеются явные признаки недоброкачественности, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью человека. В этом случае до уничтожения или утилизации владелец в присутствии представителя Роспотребнадзора должен изменить свойства таких пищевых продуктов любым надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.

На основании результатов экспертизы Роспотребнадзор принимает постановление об их утилизации или уничтожении. Владелец просроченных товаров вправе самостоятельно выбрать способы и условия утилизации (уничтожения) товаров в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов. Но их нужно согласовать с чиновниками Роспотребнадзора.

Возможность использования просроченных продуктов в качестве корма животных согласовывается с Государственной ветеринарной службой РФ.

Все расходы на экспертизу, хранение, перевозку, утилизацию или уничтожение просроченных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачиваются их владельцем. В дальнейшем он обязан представить в Роспотребнадзор документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

Оформите документы
Чаще всего просроченные товары обнаруживают в ходе инвентаризации. Поэтому изначально они отражаются в унифицированных документах, используемых для оформления результатов инвентаризации:
– в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
– в сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных запасов (форма № ИНВ-19).

Унифицированные формы № ИНВ-3 и № ИНВ-19 утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Далее для списания или уценки товаров с уже истекшим или с истекающим сроком годности в торговых организациях составляется акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-15. Данный акт оформляется и подписывается членами специально созданной комиссии, которая может действовать на постоянной основе либо по мере необходимости.

Организации, занимающиеся продажей продуктов питания, а также иных товаров, сроки годности которых истекают достаточно быстро, должны с особой тщательностью отслеживать сроки годности имеющихся товаров. Для этих целей можно использовать данные оперативного учета, а документировать процедуру проверки сроков годности и выявляемых просроченных или близких к истечению срока годности товаров можно внутренними документами, разрабатываемыми самостоятельно. Их формы следует утвердить в учетной политике.

При обнаружении просроченных товаров составляется тот же акт формы № ТОРГ-15.

Последующее документальное оформление зависит от того, будут товары утилизированы или уничтожены.

Если товары утилизируются
В том случае, если организация планирует перепродать просроченные товары по пониженным ценам для использования не по прямому назначению (например, для переработки, для использования в качестве корма для животных и т. д.), то после проведения необходимых экспертиз в органах Роспотребнадзора и Россельхознадзора их реализация будет отражаться в общепринятом порядке.

Установление пониженной цены в связи с утилизацией лучше всего оформлять приказом руководителя. Он составляется в произвольной форме. Главное, указать причины понижения цены. Наличие такого документа позволит избежать претензий налоговых органов. Ведь даже если она уменьшится более чем на 20 процентов по сравнению с обычной ценой реализации непросроченных товаров, у организации будет доказательство обоснованности такого снижения. А значит, именно эта пониженная цена и станет рассматриваться в качестве цены реализации, формирующей выручку, и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Если товары подлежат уничтожению
В этом случае нужно составлять акты об уничтожении.

Причем иногда эти акты должны подписываться не только комиссией и организацией, ответственной за уничтожение, но и представителями Роспотребнадзора. Так, уничтожение пищевых и парфюмерно-косметических товаров оформляется актом о списании товаров по форме № ТОРГ-16, который составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации (а в случае необходимости к уничтожению товаров привлекаются представители санитарного или иного надзора). Если же, например, уничтожаются просроченные лекарства, нужно составлять акт в порядке, предусмотренном пунктом 9 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств.

В письме Минфина России от 7 мая 2010 г. № 03-03-06/1/315 высказано мнение, что затраты на приобретение и ликвидацию просроченных товаров не связаны с получением доходов от предпринимательской деятельности. Следовательно, они не включаются в состав налоговых расходов.

Операции следует отразить в учете
Единого порядка бухгалтерского учета операций, связанных со списанием просроченных товаров, в нормативных документах не прописано. На практике же возможны разные варианты. Конечно, лучше всего закреплять выбранный организацией вариант в ее учетной политике. Рассмотрим некоторые из возможных схем.

Товары обнаружены в ходе проведения инвентаризации
В том случае, если просроченные товары выявлены в ходе проведения инвентаризации, целесообразно составлять бухгалтерские записи в рамках общей схемы отражения результатов инвентаризации.

А именно: стоимость просроченных товаров списывают с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если товар подлежит уничтожению, его стоимость списывают с кредита счета 94 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

А вот если товар будет утилизироваться путем его продажи по сниженной цене, целесообразно оприходовать товар, подлежащий реализации (утилизации) по цене его возможной реализации (утилизации), с кредита счета 94 в дебет счета 41 (субсчет «Просроченные товары, подлежащие утилизации»). Разницу же между фактической стоимостью просроченных товаров и стоимостью утилизации следует списать в дебет счета 91 как убыток от утилизации просроченного товара.

Сама операция по утилизации – продаже товара по сниженной цене – отражается в общем порядке с использованием счета 90 «Продажи». При этом ни прибыли, ни убытка по данной операции на счете 90 не будет.

Расходы на проведение необходимых экспертиз и уничтожение товаров также относят в дебет счета 91.

Пример 1. В июле 2010 года при проведении инвентаризации в супермаркете «Мария» обнаружены продукты питания с истекшим сроком годности. Покупная стоимость просроченного товара составила 10 000 руб. (без учета НДС).

Учет ведется по покупным ценам (без применения торговой наценки), используется общий режим налогообложения.

Часть товара стоимостью 300 руб. была передана на экспертизу. Стоимость экспертизы, проведенной Роспотребнадзором, составила 500 руб. По заключению экспертизы часть товара на сумму 6000 руб. подлежит уничтожению. Оставшиеся товары (стоимостью 3700 руб.) могут быть утилизированы – проданы на корм животным, при этом возможная цена продажи – 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). В том же месяце утилизируемые товары реализованы приюту для животных по этой цене, а товары, подлежащие уничтожению, были уничтожены.

Бухгалтер супермаркета отражает операции так:
ДЕБЕТ 94
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары для продажи»

– 10 000 руб. – списаны просроченные продукты питания;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 94
– 300 руб. – списана стоимость товара, переданного на экспертизу;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
– 500 руб. – отражены расходы на проведение экспертизы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 500 руб. – оплачена экспертиза;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 94
– 6000 руб. – списана стоимость товара, уничтоженного на основании заключения экспертов;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Просроченные товары, подлежащие утилизации»
КРЕДИТ 94

– 1000 руб. (1180 – 180) – приняты к учету товары, подлежащие утилизации (по цене возможной реализации, без НДС);

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 94
– 2700 руб. (3700 – 1000) – списана разница между покупной стоимостью и ценой возможной реализации просроченного утилизируемого товара (убытки от утилизации);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 1180 руб. – отражена выручка от реализации утилизируемого товара;

ДЕБЕТ 90
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 180 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90
КРЕДИТ 41 субсчет «Просроченные товары, подлежащие утилизации»
– 1000 руб. – списаны проданные утилизируемые товары;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91
– 9500 руб. (300 + 500 + 6000 + 2700) – списано в конце месяца сальдо прочих доходов и расходов (убытки и расходы, связанные со списанием просроченных товаров).

В случае если в соответствии с учетной политикой в розничной торговой фирме товар учитывается по продажным ценам (с применением наценки), бухгалтеру следует при отнесении стоимости просроченных товаров в дебет счета 94 одновременно сторнировать соответствующую сумму торговой наценки записью по дебету счета 94 и кредиту счета 42 «Торговая наценка».

Записи вносят методом «красное сторно».

Товары выявляют регулярно по данным оперативного учета
Если просроченные товары выявляют регулярно в процессе оперативного учета и текущих процедур контроля за годностью товаров, логичнее использовать другую схему, без применения счета 94.

Можно предусмотреть отдельный субсчет к счету 41 для учета просроченных товаров. Например, субсчет «Товары с истекшим сроком годности». Туда и списывать стоимость выявленных просроченных товаров. Затем (на дату утилизации или уничтожения) следует отразить дальнейшее списание товаров с указанного субсчета. При утилизации составляются обычные записи по продаже с использованием счета 90 и выявлением убытка от продажи товара по цене ниже стоимости его приобретения. А при уничтожении будет дебетоваться счет 91.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что просроченные продукты питания были выявлены в ходе текущего оперативного учета товаров.

Бухгалтер отразил операции так:
ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары с истекшим сроком годности»
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары для продажи»
– 10 000 руб. – списаны просроченные продукты питания;

ДЕБЕТ 91
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары с истекшим сроком годности»

– 300 руб. – списана стоимость товара, переданного на экспертизу;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
– 500 руб. – отражены расходы на проведение экспертизы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 500 руб. – оплачена экспертиза;

ДЕБЕТ 91
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары с истекшим сроком годности»

– 6000 руб. – списан уничтоженный товар;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 1180 руб. – отражена выручка от продажи утилизируемого товара;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
– 180 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары с истекшим сроком годности»

– 3700 руб. – списаны проданные утилизируемые товары;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90
– 2700 руб. (3700 + 180 – 1180) – выявлен и списан финансовый результат (убыток) от утилизации просроченного товара;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91
– 6800 руб. (300 + 500 + 6000) – списано в конце месяца сальдо прочих доходов и расходов (убытки и расходы, связанные с экспертизой и уничтожением просроченных товаров).

Важно запомнить
Закон о защите прав потребителей запрещает продажу товаров по истечении установленного срока годности. Бухучет и документальное оформление операций зависят от того, будут товары утилизированы или уничтожены.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №7, июль 2010 г.

Начать дискуссию

5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»

От сдачи отчетов без штрафов до обмена документами с контрагентами по всему миру: разбираемся, почему «СБИС Бухгалтерия» — это эффективное и выгодное решение для вашей бухгалтерии.

5 причин, почему вашему бухгалтеру нужна «СБИС Бухгалтерия»

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🏃 Дистанционного работника временно можно привлечь на работу в офис. Нужно закрепить дни, когда в офисе, когда вне, подсказывает кадровый специалист

По ТК работать дистанционно можно на постоянной основе, а временно не более 6 месяцев или периодически. Можно чередовать то дистанционную работу, то офисную.

Госкомпании заключили с малым бизнесом контракты на 1,6 трлн рублей

Контракты с государственными компаниями заключили 89,5 тысяч представителей малого и среднего бизнеса. У МСП закупают химические вещества, продукты, ПО, услуги по страхованию и финансовому посредничеству.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Цифра дня. Про удаленку

Сотрудники российских компаний не хотят летом сидеть в душных офисах.

Цифра дня. Про удаленку

Набиуллина планирует поднять штрафы за манипулирование рынком

Размер наказания должен зависеть от объема ущерба, который был причинен в результате манипулирования финансовым рынком.

Доход самозанятого превысил 2.4 млн руб.: что делать заказчику

Иногда самозанятость возникает как вынужденная мера, а иногда становится результатом личного выбора. Независимо от причин, мало кто откажется от возможности заработать «лишние» деньги. Но что делать, если доход превысил установленную норму?

Доход самозанятого превысил 2.4 млн руб.: что делать заказчику
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Надо ли облагать налогами и взносами компенсацию при переезде сотрудника

Многие крупные компании практикуют периодическую «ротацию кадров» - перемещение сотрудников в разные офисы и представительства в других регионах. Проработав несколько месяцев или лет, работник уезжает в другой регион для развития или поддержания компании. Естественно, такой переезд должен быть компенсирован, к тому же, это прямое требование законодательства, в т.ч. ТК и НК РФ. Но надо ли облагать компенсацию налогами и взносами?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

Новый глава Счетной палаты объявил о завершении моратория на проверку IT-компаний: что дальше

Борис Ковальчук считает, что пора проверить ценообразование в сфере цифровизации после отмены моратория на проверки компаний ИТ-сферы.

Можно ли в банкротстве оспорить отказ от наследства?

👉🏼 Иногда в банкротстве совершаются необычные сделки, которые в последующем пытаются оспорить кредиторы или арбитражный управляющий. Сегодня расскажу об одном таком примере.

Общество

Кинотеатры снова показывают пиратские фильмы

В кино вернули показ зарубежных фильмов во время предсеансного обслуживания. Зрители могут посмотреть голливудские новинки, а после — короткометражку российских режиссеров.

Доставка товара курьером: как интернет-магазину принимать оплату

Возможность выбрать вариант расчетов повышает лояльность и привлекает покупателей, а современные технологии позволяют обеспечить этот выбор без дополнительных затрат. Разбираем все возможные способы приема оплаты интернет-магазином с курьерской доставкой.

Доставка товара курьером: как интернет-магазину принимать оплату

Арбитражные судьи будут изучать информацию из открытых источников

Верховный суд разрешит судьям самостоятельно искать и анализировать информацию из открытых источников, которая относится к арбитражным делам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ОСАГО

Полис ОСАГО подешевел на 3%

В среднем застраховать автомобиль можно на 6 779 рублей. Дороже всего автогражданка обойдется в Ингушетии, в Новосибирской области и Кабардино-Балкарской республике.

Топ–5 подводных камней при ведении кадрового делопроизводства

Проблемы с кадровым делопроизводством и неправильным взаимодействием между отделами может привести к серьезным последствиям.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Переход с УСН на общий режим включает несколько этапов

Если компания или ИП понимает, что слетает с УСН, нужно предпринять поэтапно ряд действий, чтобы соблюсти требования НК и перейти на общую систему налогообложения (ОСНО).

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Работая внештатными исполнителями, важно правильно оформлять отношения на всех этапах сотрудничества – особенно, когда речь идет об оплате услуг. Для проведения платежей недостаточно использовать только чек – важно также предоставить акт выполненных работ.

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Как работодатели определяют лучшее время для поиска сотрудников

Компании стараются не нанимать новых работников в период отпусков и после новогодних праздников. Чаще всего вакансии открываются в октябре, в утренние часы понедельника.

ЦБ дополнит нормы о цифровом рубле, так как с 2025 года будут правила об их взыскании

Банк России опубликовал проект изменений в свое положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля».

Интересные материалы

Новый тренд прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям

Стало известно, что Следственный комитет дал срочное поручение следователям прекращать налоговые уголовные дела, если сумма недоимки ниже недавно изменённых (повышенных) криминальных пределов. Мнение налогового адвоката А.А.Ханова.