Учет в торговле

Мерчандайзинг. Как признать расходы?

Как показывает практика, розничные торговые компании часто оказывают своим поставщикам – оптовым фирмам или производителям товаров – услуги мерчандайзинга. А вот порядок признания затрат в таком случае вызывает немало споров. Свою точку зрения по данному вопросу высказали финансисты.
Как показывает практика, розничные торговые компании часто оказывают своим поставщикам – оптовым фирмам или производителям товаров – услуги мерчандайзинга. А вот порядок признания затрат в таком случае вызывает немало споров. Свою точку зрения по данному вопросу высказали финансисты.
Финансисты: мерчандайзинг – нормируемая реклама
Мерчандайзинг – услуги, направленные на повышение привлекательности и доступности товаров для конечного потребителя. Например, приоритетная выкладка продукции, размещение ее полной ассортиментной линейки, поддержание необходимого запаса товара в торговом зале и т. д. Именно в таком контексте услуги мерчандайзинга были рассмотрены в письме Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294.

По мнению финансистов, данные услуги осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Поэтому подобные затраты по оплате действий покупателя – организации розничной торговли в рамках договора розничной купли-продажи не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

Однако на практике могут иметь место случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика. Такое соглашение имеет признаки договора возмездного оказания услуг.

В этом случае специалисты главного финансового ведомства делают такие выводы: если у заказчика (поставщика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя) способствуют привлечению внимания к его товарам, тогда они могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

Правда, такие расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в пределах 1 процента от выручки (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Мнения судей расходятся
К сожалению, среди судей нет единства по данному вопросу. Однако есть и интересные прецеденты. Рассмотрим их.

Мерчандайзинговые услуги экономически обоснованы
Прежде всего обратимся к постановлению Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09. В нем подчеркивается, что, производя расходы на продвижение товара на рынке, поставщики не теряют коммерческого интереса к нему и после заключения договора поставки, а преследуют цель увеличения объема продаж. Именно для этого они прибегают к мерчандайзинговым услугам, способствующим тому, чтобы в розничном магазине в максимальном объеме реализовывалась полученная от данного поставщика продукция, а розничный продавец в дальнейшем приобретал бы товар данного производителя. А значит, расходы на мерчандайзинг, безусловно, имеют производственную направленность и тесно связаны с деятельностью по извлечению прибыли (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

На основании этого арбитры приходят к заключению, что у чиновников отсутствуют правовые основания для отказа в признании таких расходов в качестве экономически оправданных и обоснованных. Аналогичные выводы сделаны и в постановлении ФАС Поволжского округа от 16 сентября 2008 г. по делу № А49-395/08.

Мерчандайзинг – рекламные расходы
Некоторые судьи придерживаются той же точки зрения, что и финансисты. А именно: оплату услуг по мерчандайзингу нужно рассматривать в качестве рекламных расходов. Так, арбитры не соглашаются с налоговиками, стремящимися вообще запретить компаниям признавать затраты на мерчандайзинг в целях налогообложения прибыли (постановление ФАС Московского округа от 9 марта 2010 г. № КА-А40/1561-10).

Маркетинговые услуги – это материальные расходы?
Интересную позицию заняли судьи в постановлении ФАС Поволжского округа от 25 марта 2010 г. № А12-17138/2009.

Рассматривая спорную ситуацию, сложившуюся у организации на «упрощенке», суд пришел к выводу, что маркетинговые услуги – хотя они и не упомянуты прямо в перечне «разрешенных» затрат в статье 346.16 Налогового кодекса РФ – можно признать в составе материальных расходов. Ведь оказанные сторонними организациями маркетинговые услуги носят производственный характер (подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Такая точка зрения интересна и тем, кто применяет общий режим. Ведь если классифицировать затраты на маркетинг и мерчандайзинг как материальные расходы (услуги сторонних организаций, носящие производственный характер), эти суммы можно признать в налоговом учете в полном объеме, без каких-либо нормирующих ограничений.

В налоговом учете материальные расходы (затраты на оплату услуг сторонних организаций, носящих производственный характер) не нормируются.

Судьи обращают внимание на документы
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2010 г. № А56-60357/2008 содержатся интересные указания в отношении документирования расходов на мерчандайзинг. Арбитражные судьи посчитали достаточным наличие следующих документов для принятия расходов на мерчандайзинг:
– договоры, заключенные на мерчандайзинг, и дополнительные соглашения к ним, касающиеся расшифровки состава услуг (а именно услуги по распространению рекламных материалов о продукции заказчика, по фирменной выкладке продукции заказчика в магазинах розничной торговли, по мониторингу цен продукции заказчика и мониторингу рекламной активности конкурентов заказчика в магазинах);
– отчеты о работе отдела мерчандайзинга за соответствующие месяцы;
– акты об оказании услуг;
– договоры возмездного оказания услуг (с дополнительными соглашениями) на проведение мониторинга производимой продукции, представленной в торговых точках;
– счета-фактуры, акты, отчеты по представленности продукции налогоплательщика в исследуемый период, а также служебные записки с предложениями, подготовленными по результатам проведения мониторинга за отчетный период, в том числе по корректировке отпускной цены на продукцию налогоплательщика.

Оформите отношения правильно
На оказание услуг мерчандайзинга следует заключить отдельный договор. Это особенно актуально при реализации продовольственных товаров. Ведь вступивший в силу с 1 февраля 2010 года Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ запрещает включать в цену договора поставки продовольственных товаров иные виды вознаграждения.

Также отдельно оговорено, что услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут предоставляться торговой фирмой на основании договоров возмездного оказания. А вот включение в договор поставки продовольственных товаров условий об оказании услуг по рекламированию товаров и маркетингу не допускается.

На правильность оформления договорных отношений обратил внимание и Минфин России в письме от 2 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/723.

Ведь по общему правилу розничный магазин, приобретая товары у поставщика, осуществляет их рекламу прежде всего с целью увеличения собственных продаж. А потому поставщику этих товаров, для того чтобы признать расходы обоснованными и учесть их в целях налогообложения прибыли в качестве нормируемых рекламных расходов, необходимо доказать, что дополнительно оплачиваемые действия покупателя составляют предмет отдельного договора на оказание рекламных услуг (услуг мерчандайзинга) и совершаются в интересах поставщика. В частности, способствуют привлечению внимания именно к товарам данного поставщика.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №9, сентябрь 2010 г.

Начать дискуссию

Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP
ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду
2
УСН

Нужен ли кассовый чек при закупке товаров у физлица для перепродажи на УСН

НК напрямую не регулирует, какие документы нужны для обоснования расходов по УСН при покупке товаров у физического лица для последующей перепродажи.

Интересные материалы

Зарплата

Можно ли маленькую зарплату выдавать 1 раз в месяц и не делить на части

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.