Интервью

Тамара Шокарева: "Потребители не всегда знают свои права"

В интервью корреспонденту Клерк.Ру Льву Мишкину президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева рассказала о том, почему российское законодательство в области защиты прав потребителей является современным, зачем компании прямых продаж берут на себя повышенные обязательствами перед клиентами и как вернуть деньги, если у вас протек кондиционер.
Тамара Шокарева: "Потребители не всегда знают свои права"
На фото Тамара Шокарева

В интервью корреспонденту Клерк.Ру Льву Мишкину президент Ассоциации прямых продаж (АПП) Тамара Шокарева рассказала о том, почему российское законодательство в области защиты прав потребителей является современным, зачем компании прямых продаж берут на себя повышенные обязательствами перед клиентами и как вернуть деньги, если у вас протек кондиционер.

Тамара, как вы оцениваете российское законодательство в области защиты прав потребителей?

Из года в год появляются новые нарушения в области защиты прав потребителей, чаще всего связанные с технологичными направлениями бизнеса, в частности, продажами через интернет. Такие нарушения не прописаны в законе «О защите прав потребителей», и, казалось бы, возникает необходимость внесения  изменений в закон. Но практика показывает, что почти все вопросы могут быть решены в рамках действующего законодательства. Есть другая проблема - потребители не всегда знакомы со своими правами и не всегда знают, как можно применить уже действующее законодательство

Существует мнение, что россияне в последние годы стали чаще защищать свои права?

Если посмотреть статистику обращений граждан в региональные органы защиты прав потребителей, то действительно есть динамика, подтверждающая ваши слова. Так, по данным Московского общества по защите прав потребителей, в столице в 2009 году было зафиксировано 28 253 обращений против 27 025 годом ранее.

Мне самой пришлось защищать свои права этим летом. Во время жары приобрела напольный кондиционер. Всю ночь кондиционер работал, утром просыпаюсь – весь пол залит водой, соседи затоплены. Оказалось, что емкость для конденсата в кондиционере крохотная, за ночь она переполнилась. Продавец отказался возвращать деньги, ссылаясь на то, что кондиционер, якобы, неправильно эксплуатировался. С помощью общества по защите прав потребителей установили, что это свойство товара. В инструкции не было указано, что емкость надо освобождать от воды каждые 15 минут, то есть мне как потребителю не предоставили достоверную информацию, которая способствует правильному выбору товара. В результате, когда претензия была изложена правильно и мы пригрозили возмещением затрат на ремонт, деньги мне вернули.

Как быть, если решить проблему с продавцом не удалось?

Типичная история, когда продавец пугает покупателя некачественного товара дорогими экспертизами, которые нужны, чтобы получить доказательства брака. Часто это становится причиной того, что мы останавливаемся в борьбе за свои права. Рекомендую при спорных вопросах обращаться в общества по защите прав потребителей. Как оказалось, даже технически сложные товары не всегда необходимо сдавать на экспертизу, чтобы получить обратно деньги. Кроме того, надо помнить, что при положительном решении потребитель не только вернет потраченные деньги, но в случае положительного судебного решения может претендовать и на пени в размере 1% за каждый день. И еще – сами общества заинтересованы защищать ваши интересы: если в суде будет доказана вина продавца, то на него будет наложен штраф, половина которого достанется обществу.

Последние годы законодательство меняется в пользу потребителя. Например, если покупателя товара через интернет не предупредили, что он имеет возможность вернуть товар в течение 7 дней, то он вправе это сделать в течение 3 месяцев. Не приведут ли такие изменения к потребительскому экстремизму?

В США, где рынок товаров и услуг развит намного сильнее, подобная проблема существует. Например, нередко покупается платье на один вечер, потом возвращается продавцу. Подобные ситуации для России пока редки. В практике нашей ассоциации был единственный случай, когда человек требовал немыслимой компенсации за аллергию на купленную косметику. Однако суд даже к рассмотрению дело не принял, так как заявитель не предоставил доказательств того, что аллергия вызвана именно этим конкретным продуктом. Мы провели собственное расследование и выяснилось, что человек одновременно тоннами принимал разные биодобавки.

Какие задачи ставятся перед Ассоциацией прямых продаж?

Во главу угла поставлена защита прав потребителей. Если потребитель пользуется товарами компаний-членов АПП, он должен быть уверен в качестве продукции. Именно поэтому членами АПП становятся далеко не все компании, лишь те, которые уважают своего потребителя и борются за его доверие.

Расскажите, как компании-члены АПП защищают потребителей своей продукции? 

Компании-члены АПП руководствуются этическим кодексом, в котором утверждены стандарты, превышающие требования российского законодательства. Потребителям предоставляется больше гарантий и возможностей. Например, покупатели косметики и парфюмерии в случае возникновения аллергии могут поменять неподошедший товар на другой либо им вернут деньги. В обычном магазине этого сделать невозможно, так как согласно постановлению Правительства №55 от 19 января 1998 года косметика и парфюмерия входят в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Более того,  некоторые компании, такие как Avon и Amway идут дальше: если потребитель не удовлетворен продуктом или он ему не подошел, то он имеет право вернуть товар в течение 3 месяцев.

В чем тогда выгода для компаний при таких условиях?

Конечно, для компаний это дополнительные расходы. Но если компания уверена в продукции, то это возможность для формирования лояльности и доверия потребителя. Потребитель понимает, что здесь о нем думают, беспокоятся. Представьте, что у женщины есть возможность вернуть помаду, если ей не подошел цвет. Это означает, что в следующий раз она будет знать, какой цвет ей подходит и купит именно его. Впрочем, подобной возможностью возврата потребители пользуются нечасто, потому что многие компании прямых продаж перед покупкой проводят презентации продукции, где потребитель может ее попробовать и подобрать то, что ему подходит. Как вы понимаете, в рознице, в подавляющем большинстве случаев, нельзя попробовать косметику, и закон не дает возможности ее вернуть, поэтому лояльность потребителей к продуктам членов АПП гораздо выше.

Если компании сами так заботятся о своих клиентах, то АПП остается без работы, жалобы до вас не доходят?

Своеобразным промежуточным звеном между клиентом и компанией прямых продаж является дистрибьютор. В случае возникновения проблемы у потребителя порядок ее решения должен выглядеть следующим образом – клиент обращается к дистрибьютору, тот возвращает деньги или меняет товар, дальше дистрибьютор обсуждает проблему напрямую с компанией. Если потребитель не смог решить свою проблему ни с дистрибьютором, ни с компанией, тогда он вправе обратиться за помощью в Ассоциацию прямых продаж.

Ассоциация занимается только теми жалобами, которые не удалось урегулировать на уровне компании. Претензии конечных потребителей до АПП почти не доходят, так как при обращении в компанию решаются 99,8% жалоб. Если же это происходит, то они, как правило, решаются в пользу потребителя. Для потребителя это очень удобно, так как не надо идти в суд, тратить время и нести прочие издержки.

Вы говорите, что потребители защищены. Как обстоят дела с дистрибьюторами?

В соответствии с нашим этическим кодексом компании-члены АПП предоставляют своим дистрибьюторам дополнительные гарантии. Компании информируют дистрибьюторов об их правах, ассоциация также информационно поддерживает дистрибьюторов вплоть до того, что рассказывает, как правильно составить и подать жалобу. Ну, и компании предоставляют все возможности для своих дистрибьюторов. Пожалуй, самая главная – это возможность вернуть товар. При расторжении контракта с компанией (скажем, бизнес у дистрибьютора не пошел) есть возможность вернуть товар (который не был в использовании и упаковка которого не нарушена), приобретенный у компании в течение 12 месяцев, предшествующих дате расторжения договора, и получить не менее 90% уплаченной за него стоимости. Это позволяет легко войти в бизнес, так как не требуются большие затраты, и выйти из него без больших потерь.

Как быстро рассматриваются жалобы?

Если вопрос с жалобой потребителя, то проблема решается в течение одной-двух недель. В случае с дистрибьютором может потребоваться больше времени (1-1,5 месяца), большая часть времени уходит на уточнение конкретных деталей, проверку обоснованности жалобы.

Комментарии

10
  • ybocharova

    "Как вы понимаете, в рознице, в подавляющем большинстве случаев, нельзя попробовать косметику, и закон не дает возможности ее вернуть, поэтому лояльность потребителей к продуктам членов АПП гораздо выше."

     Практически во всех крупных магазинах, торгующих косметикой и парфюмерией, предоставлена возможность попробовать продукцию. Странно, что Тамара Шокарева об этом не знает?!

  • Mitrandir

    На потребительский экстремизм наши власти закрывают глаза уже не первый год, совершенно игнорируя необходимость обновления законодательства. Все внесенные поправки за последний год весьма условны и незначительны.

  • Струкова Людмила

    Экстремизм потребителя - это во многих случаях бумеранг .Так что защита честных продавцов в руках продавцов нечестных.

    Что касается обращения в Общество защиты потребителей, то "защита" - только в названии. Знаю по собственному отпыту. В прошлом году приобрела в интернет-магазине "Технопарк" увлажнитель BORK. Дорогущий. Но халтурный: в 40-метровой квартире влажность необходимую не давал, хотя по техническим характеристикам должен работать правильно и в 70- метровой. Продавец отказал в замене или возврате денег. Обратилась в Московское общество, заплатила 2500 рублей, получила не акт экспертизы, а три строчки неизвестно кого, что прибор исправен. Пыталась выйти на немецкую фирму  BORK, перелопатила интернет и выяснилось, что фирмы такой нет. Есть российские жулики. В общем история противная и долгая. Так что плакаться продавцам не стоит. Где они - честные продавцы?

Названы самые популярные ценные бумаги на Мосбирже

Инвестициями на Московской бирже занимаются 31,5 млн физических лиц. В апреле они заключили почти 4 млн сделок.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Доставку еды теперь регулирует ГОСТ

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новый подход правительства по борьбе с зарплатой в конвертах

Утвержден порядок создания и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости.

💥Обзор новостей: праздники все, известен состав нового правительства, кофе подорожают на 15-35%

Коллеги, всем привет! Надеюсь, все помнят, что сегодня рабочий день? Давайте начнем день с новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире в праздничные дни.

6,5% в газовых долларах. Свежие облигации: Новатэк USD на размещении

Юань — это хорошо, но доллар лучше. Так и с облигациями, даже с теми, которые лишь привязаны к курсу грязной зелёной бумажки. Но не простой, а номиналом 100 американских долларов. В отличие от замещающих, в 10 раз доступнее. Не знаю, что будет мейнстримом через год-другой, но Михельсон задаёт новый тренд на стодолларовые облигации.

6,5% в газовых долларах. Свежие облигации: Новатэк USD на размещении
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В сельском хозяйстве очень низкий процент страховых выплат: причина

Торгово-промышленная плата предложила обратить внимание на недостатки в системе страхования в сельском хозяйстве и сельхозпроизводителей.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Законопроекты

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Инвестиции

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Интересные материалы

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1