ЭДО

Отчетность по электронке: кому нужна ЭП?

Сдача отчётности в электронном виде – процедура в целом уже не новая. Первые декларации по электронным каналам связи налоговики начали принимать еще в начале 2000-х. И с тех пор этот способ лишь набирает популярность. Для некоторых хозяйствующих субъектов это даже стало обязанностью.
Отчетность по электронке: кому нужна ЭП?
Алексей Петров, исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Сдача отчётности в электронном виде – процедура в целом уже не новая. Первые декларации по электронным каналам связи налоговики начали принимать еще в начале 2000-х. И с тех пор этот способ лишь набирает популярность. Для некоторых хозяйствующих субъектов это даже стало обязанностью. Так сдавать налоговую отчётность в электронном виде обязаны организации со среднесписочной численностью свыше 100 человек (ст. 80 НК РФ). Или взять, к примеру, недавние поправки в правилах оборота алкогольной продукции, согласно которым даже самые мелкие ИП, имеющие возможность торговать пивом, обязаны, опять же в электронном виде, отправлять отчёт об объеме продаж в Росалкогольрегулирование. Пенсионный фонд в свою очередь уже не первый год вынашивает планы перевести обязанность подачи отчётности по телекоммуникационным каналом связи для всех страхователей, да и сейчас в большинстве отделений требуют, как минимум, приносить дискеты с файлом расчетов даже при нулевок. Так или иначе, можно сказать, что абсолютное большинство проверяющих инстанций медленно но верно движется в направлении «электронизации» всего бизнеса.

ЭП традиционные и альтернативные

Однако просто отправить файл, например в Экселе, по электронной почте инспектору нельзя (хотя надо сказать порой встречаются и такие прецеденты). Отчёт должен быть подготовлен в определённом формате, который смогут прочесть проверяющие, а его достоверность должна подтверждаться электронной подписью.

По сути своей ЭП – это информация тоже в электронной форме, присоединённая к электронному документу или, проще говоря, являющаяся его реквизитом. Она удостоверят личность пописывающего отчёт лица, например директора или главного бухгалтера, и обеспечивает отсутствие каких-либо искажений в передаваемых данных. Можно сказать, что электронная подпись - это полноценный аналог подписи собственноручной, разумеется, в тех случаях, которые допустимы с точки зрения законодательства. Данный тезис следует из положений Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Традиционная схема работы с электронной подписью подразумевает, что удостоверяющий центр предоставляет владельцу подписи специальный сертификат ЭП на физическом носителе. В этом случае использование электронной подписи также требует установку специализированного программного обеспечения. Такое положение вещей в свою очередь имеет ряд ограничений. Получается, что использования подписи возможно лишь на одном компьютере, что совершенно неудобно, например, в фирмах с более-менее крупными оборотами, где составление всего пакета отчётности поделено между несколькими бухгалтерами.

Альтернативой устанавливаемому на компьютер сертификату электронной подписи является так называемая «облачная» ЭП, которая не требует установки какого-либо программного обеспечения на персональный компьютер. Данные о самой подписи хранятся только на серверах облачных сервисов или соответствующих удостоверяющих центров. А для идентификации личности лица связанного с ЭП используется система одноразовых паролей. Владельцу подписи выдают некий физический носитель со списком одноразовых паролей - скретч-карту или распечатку. Также иногда удостоверяющий центр предлагает выпустить специальную смарткарту с привязкой к ЭП и возможностью генерации одноразовых паролей. Но самым популярным способом является получение пароля по СМС непосредственно на телефон владельца подписи. Кстати говоря, подобная технология и используется в системе отправки электронной отчётности в контролирующие органы в сервисе «Моё дело». Данную возможность наши клиенты получили еще в 2011 году в результате совместного проекта с удостоверяющим центром ЗАО «Калуга-Астрал».

Сама процедура подписания электронного отчёта с помощью «облачной» подписи происходит удаленно, непосредственно на серверах удостоверяющего центра. После этого, как и при традиционном варианте, подписанные данные отправляются в проверяющую инстанцию.

Кто и как: ИФНС, ФСС и ПФР

Итак, какова же сфера приложения электронной подписи? Отвечая на этот вопрос, сложно перечислить все области бизнеса, в которых эта технология может использоваться. Это и участие в конкурсах государственного и муниципального заказов, в электронных торгах, причем вне зависимости от места их проведения или места нахождения самого участника, это и организация собственного внутреннего электронного документооборота, это взаимодействие с при партнерами, а также множество других моментов в ведении бизнеса. Но главная задача, в решении которой применяется электронная подпись – это все-таки взаимодействие с проверяющими органами, и в первую очередь подача отчётности.

Как известно, основными для бизнесменов являются три инстанции: ИФНС, ФСС и ПФР. Самой демократичной и «продвинутой» в плане отправки отчётов по телекоммуникационным каналам связи является налоговая инспекция. Подать готовую и подписанную декларацию при наличии ЭП налогоплательщик может самостоятельно. Правда он обязан пользоваться при этом услугами спецоператора, как следует из пункта 2 Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 года № БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Для тех, кто не обзавелся собственной электронной подписью, этим же Приказом предусмотрена сдача отчёта в электронном виде через представителя, ЭП которого и удостоверяет правильность отправляемого документа. Отметим, что такая возможность полностью отвечает интересам индивидуального предпринимателя без работников в части его отчётных обязанностей. Поскольку отчитывается он только перед ИФНС, ему не нужно генерить собственную электронную подпись. Все что требуется – заполнить доверенность на подачу деклараций через представителя. Подключение клиентов интернет-бухгалтерии «Моё дело» по такой схеме занимает не более 8 часов и не требует личного визита к представителю или налоговую инспекцию . После заполнения необходимых реквизитов обязанность по отправке деклараций берет на себя доверенное лицо. Копию доверенности, конечно, не помешает предоставить в ИФНС по месту регистрации, но, как правило, отчёты прекрасно проходят и без исполнения этой рекомендации.

При подаче отчётности в ФСС, а такой обязанности не избежать юридическим лицам и ИП, являющимся работодателем, без собственной электронной одписи не обойтись. Даже в случае отправки данных через сайт самого Фонда социального страхования требуется действующий сертификат защиты, установленный на компьютер в рамках договора с каким-либо из удостоверяющих центров. Впрочем, и «облачная» ЭП Соцстрах вполне устраивает. Другой вопрос, что для ее выпуска в сервисе «Моё дело» потребуется некоторые действия, и в отличие от способа подачи налоговой отчётности по доверенности, который можно организовать, что называется, не выходя из дома, лично подъехать в офис регионального представителя нашей компании, чтобы передать оригиналы необходимых для создания ЭП документов, все же придется.

Еще сложнее дела обстоят с подачей электронной отчётности в ПФР. Для того чтобы получить такую возможность плательщик пенсионных взносов обязан не только иметь собственную электронную подпись, но заключить с фондом соответствующее соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекомунникационным каналам связи, а также подать в ПФР заявление о подключении к электронному документообороту. Оба бланка можно скачать на сайте Фонда. Съездить в Пенсионный фонд с тем, чтобы отвезти заполненные формы, также придется лично. Кроме того, есть вероятность, что одной поездкой не обойтись: к сожалению, в некоторых региональных отделениях ПФР процесс подписания этого соглашения настолько формализирован, что может растянуться не на одну неделю.

Комментарии

7
  • НатальяС
    Ну почему бы государству не выдавать при регистрации ИП или юр лица бесплатно электронную подпись, отправлять отчёты по обычной электронной почте с такой подписью. Так нет, разведут посредников, собирающих денежки, для каждого госоргана нужна своя электронная подпись.
  • Антон
    Кто эту х.рню придумал?

    Почему нельзя было сделать проще? Особенно для микробизнеса?
    Приходишь с паспортом в налоговую инспекцию (ПФР, ФСС и прочие), получаешь уникальный логин и пароль. Заходишь в личный кабинет на сайте, загружаешь декларацию в формате XML, и - всё. Точка.
    Зачем нужно это долбаное шифрование, кому оно нужно? Зачем эти флешки с ЭЦП?
    Нахр.на так было всё усложнять?
  • frolova lena

    Цитата:
    "Так нет, разведут посредников, собирающих денежки, для каждого госоргана нужна своя электронная подпись. "

    Со временем я думаю придут к какому то единому средству, типа как электронная почта. Так же как и с с/ф. а то сейчас развелось несколько спецоператоров, и если ты работаешь с одним, а твой контрагент с другим то уже не так просто взять и отправить документы. нужно зайти на сайт его спецоператора, зарегистрироваться и прочая лабуда... не удобно это.

По майнингу Россия почти впереди планеты всей

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
13

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Интересные материалы

Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.