Первоначальная стоимость

Формирование первоначальной стоимости материалов, приобретенных бюджетным и автономным учреждением

Материалы отражают в бухгалтерском учете по фактической стоимости. Это сумма всех затрат, связанных с их приобретением.

Материалы отражают в бухгалтерском учете по фактической стоимости. Это сумма всех затрат, связанных с их приобретением. Согласно пункту 102 Инструкции к таким расходам, в частности, относят:

- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу) запасов;

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;

- таможенные пошлины и другие платежи, связанные с приобретением запасов;

- вознаграждения посреднических организаций, через которые приобретены запасы;

- затраты на заготовку и доставку запасов до места их использования, включая страхование доставки;

- суммы, уплачиваемые за доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов);

- другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Если материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения или операциях, не облагаемых НДС, то сумму «входного» налога по ним включают в фактическую стоимость ценностей. В противном случае ее принимают к вычету по правилам, установленным налоговым законодательством.

По общему правилу общехозяйственные расходы в фактическую стоимость материалов не включают. Однако это не относится к тем случаям, когда они напрямую связаны с приобретением данных ценностей. В этом случае они учитываются в себестоимости материалов в общем порядке.

Если учреждение проводит централизованные закупки сырья и материалов, то затраты на их заготовку и доставку до складов (включая страхование доставки) могут учитываться в составе текущих расходов организации (счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года») . На стоимость материалов они не влияют. Подобный порядок учета данных затрат должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики учреждения.

Стоимость материалов отражают на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам). Если помимо расходов на их покупку учреждение несет дополнительные затраты, включаемые в фактическую стоимость данных ценностей (например на доставку), то сумму данных затрат предварительно собирают на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Их отражают на следующих субсчетах аналитического учета:

- счет 0 106 24 000 — при формировании стоимости материалов, которые относятся к особо ценному имуществу;

- счет 0 106 34 000 — при формировании стоимости материалов, которые не относятся к особо ценному имуществу;

- счет 0 106 44 000 — при формировании стоимости материалов, которые относятся к предметам лизинга.

При использовании счета 0 106 00 000 после формирования фактической стоимости материалов все затраты по приобретению этих ценностей списывают в дебет счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Как мы сказали выше, при покупке материалов их фактическая стоимость складывается исходя из всех затрат на приобретение и ряда других расходов по их доведению до состояния, пригодного к использованию (подработка, сортировка, фасовка и т. д.). В стоимость материалов могут включаться и общехозяйственные расходы, напрямую связанные с приобретением этого имущества, в частности затраты на командировку работника для заключения договора на покупку материалов. При централизованных закупках учетной политикой учреждения может быть предусмотрено отражение расходов на заготовку и доставку материалов в составе текущих затрат организации.

Пример

За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.

Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Материалы приобретались через посредническую организацию. Стоимость ее услуг составила 188 800 руб. (в том числе НДС — 28 800 руб.). Расходы на доставку материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).

Для заключения договора поставки материалов работник учреждения был направлен в служебную командировку. Расходы на нее с учетом НДС составили 6700 руб., в том числе: суточные — 1300 руб., оплата проезда — 3600 руб., оплата проживания — 1800 руб. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Ситуация 1

В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов включаются в их фактическую стоимость.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 34 730

– 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610

– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 26 730

– 188 800 руб. — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации списаны на увеличение стоимости материалов (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 22 730

– 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610

– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 12 660

– 1300 руб. — расходы на выплату суточных командированному работнику списаны на увеличение стоимости материалов;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 22 660

– 3600 руб. — расходы на оплату проезда командированного работника списаны на увеличение стоимости материалов;

Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 208 26 660

– 1800 руб. — расходы на оплату проживания командированного работника списаны на увеличение стоимости материалов.

Фактическая стоимость материалов составит:

2 360 000 + 188 800 + 59 000 + 1300 + 3600 + 1800 = 2 614 500 руб.

При отражении фактической стоимости приобретенных материалов в учете учреждения делают запись:

Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 106 24 340

– 2 614 500 руб. — купленные ценности учтены в составе материалов.

Ситуация 2

Материалы приобретены в рамках централизованных закупок. В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов отражаются в составе текущих расходов учреждения.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 302 34 730

– 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610

– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 ...) Кредит 4 302 26 730

– 188 800 руб. — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

Дебет 4 109 60 222 (4 109 70 222 ...) Кредит 4 302 22 730

– 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610

– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;

Дебет 4 109 60 212 (4 109 70 212 ...) Кредит 4 208 12 660

– 1300 руб. — расходы на выплату суточных командированному работнику включены в текущие расходы учреждения;

Дебет 4 109 60 222 (4 109 70 222 ...) Кредит 4 208 22 660

– 3600 руб. — расходы на оплату проезда командированного работника включены в текущие расходы учреждения;

Дебет 4 109 60 226 (4 109 70 226 ...) Кредит 4 208 26 660

– 1800 руб. — расходы на оплату проживания командированного работника включены в текущие расходы учреждения.

В данной ситуации фактическая стоимость материалов составит 2 360 000 руб. Остальные затраты, связанные с их доставкой и заготовкой, будут отражены в составе текущих расходов учреждения.

Если материалы приобретаются в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, сумму «входного» налога в их фактическую стоимость не включают. Ее принимают к налоговому вычету при соблюдении всех условий, установленных налоговым законодательством. Полученные ценности должны быть оприходованы и по ним должен быть получен правильно оформленный счет-фактура поставщика. Все вышесказанное справедливо и в отношении других расходов по покупке материалов независимо от того, включаются они в их фактическую стоимость или нет.

Пример

За счет приносящей доход деятельности учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в деятельности учреждения, облагаемой НДС.

Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Материалы приобретались через посредническую организацию. Стоимость ее услуг составила 188 800 руб. (в том числе НДС — 28 800 руб.). Расходы по доставке материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).

В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов включаются в их фактическую стоимость. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 34 730

– 360 000 руб. — учтены сумма «входного» НДС по материалам и кредиторская задолженность перед поставщиком;

Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 34 730

– 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000) — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (без «входного» НДС);

Дебет 2 302 34 830 Кредит 2 201 11 610

– 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 26 730

– 28 800 руб. — учтена сумма «входного» НДС по посредническим услугам;

Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 26 730

– 160 000 руб. (188 800 – 28 800) — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации списаны на увеличение стоимости материалов (без «входного» НДС);

Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610

– 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 22 730

– 9000 руб. — учтена сумма «входного» НДС по транспортным услугам;

Дебет 2 106 24 340 Кредит 2 302 22 730

– 50 000 руб. (59 000 – 9000) — затраты на доставку материалов до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (без «входного» НДС);

Дебет 2 302 22 830 Кредит 2 201 11 610

– 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации.

Фактическая стоимость материалов составит:

2 000 000 + 160 000 + 50 000 = 2 210 000 руб.

Сумма «входного» НДС по материалам и затратам на их приобретение составит:

360 000 + 28 800 + 9000 = 397 800 руб.

При включении купленного имущества в состав материалов и отражении налогового вычета по НДС в учете делают записи:

Дебет 2 105 26 340 Кредит 2 106 24 340

– 2 210 000 руб. — купленные ценности учтены в составе материалов;

Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660

– 397 800 руб. — принят к вычету «входной» НДС по материалам и затратам на их приобретение.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет бюджетных и автономных учрежденийпод редакцией В.Верещаки

Начать дискуссию

Как в трудовую книжку внести запись о совместительстве после увольнения с основной работы

Запись о приеме на работу по совместительству делает основной работодатель. Но зачастую так бывает, что запись о совместительстве не делали, сотрудник уже уволен, и на второй работе стал основным.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Видео-стратегия роста продаж В2В: как сформировать и внедрить в бизнес

Реклама, как известно, двигатель торговли, а видеореклама — самый мощный рычаг в деле продвижения бизнеса. Разберем, почему нельзя обойтись одним роликом на конкретном примере.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Охрана труда

Может ли директор отвечать за охрану труда в организации. Мини-курс

Из мини-курса узнаете, в каких случаях директора можно назначить ответственным за охрану труда и какие условия важно соблюсти.

Может ли директор отвечать за охрану труда в организации. Мини-курс
Лучшие спикеры, новый каждый день
УСН

При переходе на УСН не все поступления на счет идут в доходы

Если ранее компания применяла ОСНО с методом начисления, то после перехода на УСН в доходы не идут поступления от покупателей за прошлогодние отгрузки.

Отелям расширили список услуг, которые не облагаются НДС

Туристам, которые будут отдыхать в отелях, предложат пакеты услуг по выгодным ценам.

На уплату взносов на травматизм осталось 3 дня

До 15 мая включительно организации и ИП с сотрудниками должны уплатить страховые взносы в СФР на травматизм за апрель.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Хабиб Нурмагомедов должен налоговой 306 млн рублей

Налоговики заблокировали счета Eagle FC и фонда Хабиба Нурмагомедова. Однако дядя спортсмена заявил, что это неправда.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей до 13 мая!

Успейте сегодня купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

Арендную плату от нерезидентов можно зачислять на свои зарубежные счета

ФНС разъяснила правомерность зачисления на зарубежные счета резидентов денежных средств от нерезидентов по договорам аренды.

🔥 Последний день акции «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

Успейте купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Бесплатно с Ликвидация бизнеса

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

С 1 июля 2023 года действует норма об упрощенной ликвидации ООО по заявлению собственника. Разберем по шагам, как подать электронное заявление через сервис ФНС и что для этого нужно.

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

Какую онлайн-кассу выбрать для бизнеса

С 2021 года практически любой предприниматель обязан рассчитываться с покупателями и клиентами через онлайн-кассу. На рынке сразу появился десяток компаний, которые продают и настраивают устройства. Рассказываем, какое есть оборудование, как предпринимателю сделать выбор и кому все-таки онлайн-касса не нужна.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Обновления для Windows и Office от Microsoft доступны в России

Иностранный разработчик не стал блокировать доступ к своим программам пользователям из РФ.

Модный бизнес в 2024: от идеи до своего производства

Если вы производите, продаете или только планируете создать свою линейку одежды — этот вебинар для вас. Расскажем о трендах модного рынка, производстве и поведении покупателей.

Модный бизнес в 2024: от идеи до своего производства

Шесть способов найти деньги на зарплату сотрудникам, если у бизнеса временные трудности

Если предприниматель работает с командой, то одна из важнейших статей его расходов — зарплата сотрудникам. Конечно, все стараются платить вовремя, но иногда ситуация складывается так, что денег к нужному числу нет. Разбираемся, где достать деньги и как не попасть в такое сложное положение.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
9

Уведомление по ЕНП с неправильным кодом ОКТМО не примут

В ЕНП-уведомлении в поле «Код по ОКТМО» указывается актуальный код ОКТМО бюджетополучателя с учетом особенности исчисления и уплаты конкретных налогов и взносов.

НДС

Для НДС отгрузку в валюте не всегда надо пересчитывать по курсу ЦБ. Хотя НК обязывает

Если договор составлен в валюте, отгрузка товара идет в валюте, а оплата приходит в рублях, то налоговую базу определяют на день отгрузки. Причем пересчет валюты в рубли идет по курсу ЦБ. Но эту норму не надо применять, если курс заранее прописан в договоре, и он фиксированный.

Названы самые популярные ценные бумаги на Мосбирже

Инвестициями на Московской бирже занимаются 31,5 млн физических лиц. В апреле они заключили почти 4 млн сделок.

Интересные материалы

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру