Бухгалтерия

Инвентаризация расчетов с иностранными контрагентами

Инвентаризация расчетов с иностранными клиентами имеет свои особенности. Документы, которыми она оформляется, отличаются от привычных форм. В них необходимо предусмотреть графы для указания показателей в иностранной валюте. Кроме того, нужно тщательно проверять правильность отражения рублевого эквивалента валютных сумм операций.

Инвентаризация расчетов с иностранными клиентами имеет свои особенности. Документы, которыми она оформляется, отличаются от привычных форм. В них необходимо предусмотреть графы для указания показателей в иностранной валюте. Кроме того, нужно тщательно проверять правильность отражения рублевого эквивалента валютных сумм операций.

Инвентаризация является одной из процедур внутреннего контроля и служит эффективным инструментом повышения достоверности учетных данных. При этом инвентаризации подлежат все активы и обязательства организации, в том числе дебиторская и кредиторская задолженность (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)).

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности представляет собой выверку взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами. Важную роль в этом процессе играет инвентаризация расчетов с контрагентами по гражданско-правовым договорам — поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т. п.

Организациям, заключающим сделки с иностранными партнерами, следует учитывать некоторые особенности проведения инвентаризации расчетов по договорам в иностранной валюте, о которых и пойдет речь в данной статье.

Порядок проведения инвентаризации

Периодичность проведения инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами обычно такая же, как и для расчетов в рублях. При отсутствии чрезвычайных ситуаций, реорганизации и ликвидации компании, а также смены материально-ответственных лиц обязательным является ежегодное проведение инвентаризации перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Сроки проведения годовой инвентаризации расчетов определяются организациями самостоятельно, но не могут устанавливаться ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризацию расчетов в целях подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обычно проводят по окончании отчетного года, чтобы подтвердить достоверность остатков, сформированных в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря.

Кроме того, организация может закрепить в своих внутренних распорядительных документах дополнительные сроки проведения инвентаризации расчетов, в том числе с иностранными контрагентами. Для обеспечения достоверности данных промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности целесообразно проводить такую инвентаризацию ежеквартально.

Инвентаризация расчетов с иностранными контрагентами заключается в проверке сумм, числящихся на соответствующих субсчетах счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на дату проведения инвентаризации. В ходе инвентаризации подтверждается сумма дебиторской и кредиторской задолженности по каждому контрагенту.

Как правило, для отражения расчетов в иностранной валюте компании выделяют отдельные субсчета на счетах учета расчетов.

В процессе инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами основными задачами инвентаризационной комиссии являются:

  • проверка реальности существования дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте и обязательств по ее оплате;
  • проверка полноты отражения дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте в регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Порядок проведения инвентаризации представлен в таблице ниже.

Основные этапы проведения инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами

Этап

Действия компании

Подготовительный этап

1. Подготовка и издание приказа о проведении инвентаризации

2. Назначение инвентаризационной комиссии

3. Определение сроков проведения инвентаризации

4. Определение объема проверки (формирование списка иностранных дебиторов и кредиторов)

5. Подготовка исходной информации:

– регистров бухгалтерского учета по субсчетам расчетов с иностранными контрагентами в валюте;

– договоров с иностранными контрагентами;

– первичных учетных документов, оформляющих хозяйственные операции по расчетам с иностранными контрагентами (накладные, акты, счета-фактуры и др.);

– документов по признанным контрагентами штрафам, пеням, неустойкам;

– актов сверки взаиморасчетов с иностранными контрагентами

Проведение инвентаризации (документальная проверка)

1. Проверка соответствия записей в бухгалтерских регистрах данным первичных документов и актов сверок с контрагентами

2. Выявление дебиторской задолженности в иностранной валюте, нереальной для взыскания и с истекшим сроком исковой давности

3. Проверка отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета дебиторской задолженности по признанным контрагентами штрафам, пеням, неустойкам, а также по принятым судебным решениям

4. Выявление наличия кредиторской задолженности в иностранной валюте с истекшим сроком исковой давности (по которой должно быть принято решение о списании согласно приказу руководителя и письменному обоснованию, составленному по результатам инвентаризации)

5. Проверка отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета обязательств компании по признанным штрафам, пеням, неустойкам, а также по принятым судебным решениям

6. Подготовка информации о сомнительной дебиторской задолженности для последующего начисления резерва по сомнительным долгам

7. Проверка наличия в составе дебиторской и кредиторской задолженности одного и того же контрагента. В том случае, если имеются встречные однородные требования, необходимо выявить и оценить возможность проведения взаимозачета (в одностороннем порядке или по согласованию с контрагентом)

Заключительный этап

Оформление и утверждение результатов инвентаризации, отражение их в бухгалтерском учете

Процедуры на этапе проведения инвентаризации (документальной проверки) проводятся в отношении каждого отдельного иностранного контрагента и по каждому отдельному договору.

Особое внимание при проведении инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами следует уделять проверке правильности отражения рублевого эквивалента валютных сумм операций, а также правильности отражения курсовых разниц.

При проверке следует учитывать требования ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н (далее — ПБУ 3/2006)).

Во-первых, пересчет в рубли производится по курсу, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату. При несущественном изменении официального курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ, пересчет в рубли, связанный с совершением большого числа однородных операций в такой иностранной валюте, может производиться по среднему курсу, исчисленному за месяц или более короткий период (пп. 6, 8 ПБУ 3/2006).

Во-вторых, курсовая разница подлежит включению в состав прочих доходов или прочих расходов организации. Исключением являются разницы, сформированные по расчетам с учредителями по вкладам, а также разницы, возникающие в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами РФ. Такие курсовые разницы подлежат зачислению в добавочный капитал организации (пп. 13, 14, 19 ПБУ 3/2006).

Сверка взаиморасчетов с иностранными контрагентами

Акты сверки взаиморасчетов с иностранными контрагентами подтверждают сверку сторонами взаимных расчетов (обычно на последний день отчетного периода). Форма акта сверки разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно и должна содержать все необходимые реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указывается дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), а также сумма оплаты и реквизиты платежных документов. Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй направляется контрагенту. Контрагент, получивший этот акт, проверяет содержащуюся в нем информацию и вносит собственные данные. Выявленные расхождения фиксируются в акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.

В форму акта сверки взаиморасчетов с иностранными контрагентами необходимо включить графы для отражения данных в рублях и иностранной валюте, причем иностранный контрагент будет заполнять только сведения в иностранной валюте.

Для своевременного получения актов сверки взаиморасчетов, подписанных иностранными контрагентами, бухгалтеры должны заранее направить их контрагентам, а также контролировать получение от последних подписанных актов.

В связи с тем, что иностранные контрагенты находятся за рубежом, целесообразно проводить сверку взаиморасчетов с ними с использованием средств факсимильной и электронной связи. Напомним, первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Для обоснования оформления актов сверки в электронном виде или в виде факсовых копий необходимо закрепить во внутренних регламентирующих актах организации порядок формирования и использования первичных учетных документов в виде электронных документов и факсовых копий.

Оформление результатов инвентаризации расчетов

До вступления в силу Закона № 402-ФЗ (до 01.01.2013) для оформления результатов инвентаризации расчетов было обязательным использование унифицированной формы № ИНВ-17 (утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88).

В настоящее время указанная форма не является обязательной к применению. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает необходимые формы первичных учетных документов (ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Форма акта инвентаризации расчетов может быть разработана на основании унифицированной формы № ИНВ-17, предусматривающей отдельное отражение информации по дебиторам и кредиторам организации. Рекомендуем использовать для оформления результатов инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами отдельную форму акта, дополненную графами для указания задолженности в иностранной валюте.

В данном акте должна быть отражена информация по всем иностранным дебиторам и кредиторам, по которым инвентаризировались первичные документы. Он должен быть подписан всеми членами инвентаризационной комиссии.  

Для предварительного формирования данных, на основании которых будет заполняться акт инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами, целесообразно разработать отдельный документ на основании формы справки к акту инвентаризации расчетов (Приложение к форме № ИНВ-17), также включив в данный документ графы для отражения показателей в иностранной валюте. Образцы заполнения акта и справки представлены ниже.

По результатам инвентаризации, помимо акта и справки, с точки зрения обеспечения внутреннего контроля также необходимо составить:

  • реестр просроченной задолженности;
  • реестр дебиторской задолженности, нереальной для взыскания и с истекшим сроком исковой давности;
  • реестр списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов (для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников);
  • реестр выданных и полученных обеспечений выполнения обязательств и платежей.

По итогам проведения инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами инвентаризационной комиссией должны быть сформированы предложения о регулировании расхождений между данными бухгалтерского учета и документально подтвержденными суммами дебиторской и кредиторской задолженности. Затем они направляются на утверждение руководителю организации. Данные предложения должны включать корректировочные записи, которые предполагается внести в бухгалтерский учет для исправления выявленных ошибок при отражении расчетов с иностранными контрагентами.

Рекомендуем одновременно представить на рассмотрение руководителю:

  • перечень сумм дебиторской задолженности, соответствующей критериям сомнительных долгов, установленных организацией (для принятия решения о формировании резерва сомнительных долгов);
  • перечень сумм дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, и кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (для принятия решения о списании задолженности).

После утверждения руководителем результатов инвентаризации корректировочные записи подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности. 

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Не делайте этих ошибок при заполнении 3-НДФЛ

До 2 мая включительно физлица должны сдать 3-НДФЛ за 2023 год, если в прошлом году была продажа имущества, получение недвижимости в дар не от близких родственников и т. д.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Центробанк сохранил ключевую ставку 16%

Банк России не будет снижать ключевую ставку до тех пор, пока не будет достигнута цель по инфляции вблизи 4%.

ВЭД

Президент поддержал создание координационного центра для работы российского бизнеса на новых рынках

Сейчас все министерства работают с новыми рынками, все крупные компании работают с новыми рынками, но это все происходит в рамках каждого из направлений, за которое отвечает то или иное ведомство или компания.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ФНС банкротит компанию, которая развивает сеть магазинов «Ноу-хау»

Московские налоговики хотят признать несостоятельной компанию «Мобиленд», связанную с магазинами электроники «Ноу-хау».

В госзакупках будут работать офсетные контракты

Чтобы IT-компании больше средств вкладывали в инновационные технологии, в законодательство о госзакупках добавят офсетные контракты.

Как ИП уменьшить налог по УСН за 1 квартал на взносы 1% за 2024 год, если уведомление уже сдано

Не все ИП оперативно среагировали на новые разъяснения ФНС про уменьшение налога по УСН на взносы 1% за 2024 год. Кто-то не учел новые правила и переплатил налог, кто-то еще не уплатил, но уведомление уже сдал. Уведомление можно пересдать, переплату вернуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

Путин: судимость членов семьи не должна влиять на трудоустройство

Никто за действия членов семьи не отвечает, заявил президент на ежегодном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

ФАС проверит цены на авиабилеты

Представители авиации связывают высокую стоимость перелетов с ростом ставок на обслуживание судов, авиационное топливо, запчасти и агрегаты.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски
Создать объявление

Кто должен платить НДС при импорте товаров, если отгрузка идет со склада в Беларуси

Ситуация: компания №1 продает товар компании №2. Но этот товар – белорусский, он лежит на складе компании-производителя №3 в Беларуси. Компания №1 заключает договор на поставку с компанией №3. А забирает товар со склада сам покупатель (компания №2).

КоАП РФ

📞 Запретят массовые спам-звонки. Но это чьи-то деньги, поэтому найдут как обойти, пишут у нас в ВК

Глава Минцифры Максуд Шадаев заявил о подготовке законопроекта, который запретит массовые спам-обзвоны.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях

В 2024 году появилась новая «страшилка» для тех, кто предпочитает качественный результат при минимуме затрат, то есть для заказчиков самозанятых. Это межведомственные комиссии, которые заточены под выявление незаконной занятости, по сути — еще один контролирующий орган, помимо ИФНС и ГИТ, который будет выискивать следы трудовых отношений там, где их нет.

Комиссии по самозанятым: как сотрудничать с внештатниками в новых реалиях
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что ест бухгалтер. Борщ такой вкусный

Ммм… Борщ… «Как много в этом звуке»... аромате, вкусе. Не буду говорить о происхождении, об истории и пользе, только о вкусе.

Что ест бухгалтер. Борщ такой вкусный

Совфед: беременные сотрудницы ликвидированных компаний должны получать пособие не ниже МРОТ

Валентина Матвиенко призвала устранить несправедливость и платить больше беременным женщинам, которых уволили из-за ликвидации фирмы-работодателя.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

Разобрались, как аннулировать статус индивидуального предпринимателя, закрыть все обязательства и долги перед государством в текущем году. Предложили удобную пошаговую инструкцию, которая поможет ничего не упустить.

Как закрыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Что грозит селлеру, который не доставил оплаченный товар

В 8 из 10 случаев судьи принимают сторону покупателей в спорах с продавцами. Если селлер не может доставить товар, он должен вернуть деньги и выплатить неустойку.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Налоговая проверяет сотрудничество компаний и самозанятых, чтобы убедиться, что под ним не маскируют трудовые отношения. Заказчику не стоит дожидаться налоговой проверки — лучше самому провести аудит и убедиться, что он сотрудничает с исполнителем по закону.

Как проверить безопасность сотрудничества с самозанятыми перед ФНС

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Когда приходит пора искать виноватых, чтобы заставить их платить по долгам организации-банкрота, круг «подозреваемых» существенно расширяется — и первым туда попадает именно главбух. Рассказываем о превентивных мерах и о том, на что ссылаться, чтобы отбиться от обвинений.

Как главному бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности

Интересные материалы

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост

Кто-то одной ногой в отпуске, а кому-то напрягать мозги. Баланс?

🧠Напряжем мозги? Пятничный пост