Основные средства

О применении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств для целей бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все осуществляемые организацией хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Законом N 129-ФЗ установлено, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Е.А. Русакова,
консультант Института профессиональных бухгалтеров

Публикуется: Журнал "Налоговый вестник" № 8 2003

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все осуществляемые организацией хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Законом N 129-ФЗ установлено, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В этой связи следует отметить, что постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" от 21.01.2003 N 7 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономразвития России унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств и краткие указания по их применению. К числу этих форм относятся формы N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)", N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)", N ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)", N ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств", N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)", N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств", N ОС-4б "Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)", N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", N ОС-6а "Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств", N ОС-6б "Инвентарная книга учета объектов основных средств", N ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования", N ОС-15 "Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж", N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования".

Закон N 129-ФЗ допускает оформление хозяйственных операций, включая операции, связанные с учетом основных средств, документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Вышеуказанные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Первичные учетные документы разрешено составлять как на бумажных, так и на машинных носителях информации.

Первичные учетные документы, включая документы по учету основных средств, должны составляться в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности разработаны и утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, а также Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, которые устанавливают методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах.

С принятием Госкомстатом России постановления от 21.01.2003 N 7 ранее действовавшие формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, утратили силу.

Что принципиально нового внесено во вновь утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств?

В ранее действовавший альбом форм были включены формы по учету не только основных средств, но и нематериальных активов. Во вновь утвержденный перечень форм включены формы по учету только основных средств.

Вместо ранее действовавшей формы N ОС-1 "Акт (накладная) приемки-передачи основных средств", которой оформлялись операции по зачислению объектов в состав основных средств, включая здания и сооружения, а также операции при оформлении внутреннего перемещения в пределах организации объектов основных средств, утверждено несколько форм документов, а именно: N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)", N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)", N ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)", N ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств". Введение вышеуказанных форм позволяет оформлять хозяйственные операции по приему-передаче отдельных объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) и отдельных групп объектов основных средств.

Что касается оформления хозяйственной операции по движению основных средств первичным документом по форме N ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)", то необходимо отметить, что в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности N 16 "Основные средства" под группой основных средств понимается объединение активов, аналогичных по виду и способу использования в организации.

Здания и сооружения применительно к форме N ОС-1б не рассматриваются как группы основных средств.

Вновь утвержденные формы первичной учетной документации построены с учетом наличия реквизитов, необходимых для получения информации для целей бухгалтерского учета и использования показателей, приведенных в формах, для целей налогообложения.

Усовершенствование отдельных форм первичной учетной документации связано с распространением практики совершения различных операций с объектами основных средств, предусмотренными действующим законодательством, в частности с оценкой объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте; с распространением практики использования объектов основных средств, находящихся в собственности двух или нескольких организаций, то есть принадлежащих им на праве общей собственности; с установлением порядка государственной регистрации прав на недвижимость.

Формы N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б используются для оформления и бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, в частности, поступивших посредством приобретения за плату; строительства подрядным или хозяйственным способом; получения от других организаций в безвозмездное пользование; внесения в качестве вкладов в уставный (складочный) капитал; получения в хозяйственное ведение (оперативное управление); получения в аренду (по договору финансовой аренды); поступления по акту дарения, а также для оформления операций, связанных с объектами основных средств, внесенными участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности); передачи основных средств в доверительное управление; продажи; передачи по договору мены; передачи другой организации.

В вышеприведенные формы документов введены новые реквизиты, такие как дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, дата списания объекта основных средств с бухгалтерского учета, дата государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

В формы N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б включен раздел "Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи", который заполняет передающая организация. Раздел носит информационный характер и для целей бухгалтерского учета у организации, принимающей объект к бухгалтерскому учету, может представлять определенный интерес. Приведенные в формах реквизиты "Сведений" могут быть использованы организацией, принимающей к учету объект основных средств, например при определении срока полезного использования объекта, бывшего в эксплуатации. Относительно срока полезного использования следует отметить, что Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 в соответствии со ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации, может использоваться для целей бухгалтерского учета в случаях затруднения организации в определении срока полезного использования объектов основных средств, которые принимаются к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 года. Пересмотр сроков полезного использования для целей бухгалтерского учета объектов основных средств, принятых к учету до 1 января 2002 года, вышеуказанным постановлением Правительства РФ не предусматривается.

Приведенные в разделе "Сведения" форм N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б показатели не могут быть приняты к бухгалтерскому учету принимающей организацией.

Законом N 129-ФЗ установлены принципы оценки имущества, в соответствии с которыми оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; оценка имущества, полученного безвозмездно, производится по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Порядок, в соответствии с которым износ определялся по всем основным средствам (независимо от того, начислялась по ним амортизация или не начислялась), за исключением объектов, приведенных в ПБУ 6/01, утратил силу. Таким образом, для организации, принимающей к бухгалтерскому учету объект основных средств, бывший в эксплуатации, показатель, касающийся, в частности, суммы начисленной амортизации (износа), не имеет значения, поскольку объект принимается к учету в сумме фактических затрат.

ПБУ 6/01 установлены способы и порядок начисления амортизации.

В отличие от ранее действовавшей формы N ОС-1, где была графа "Сумма начисленной амортизации", во вновь утвержденных формах вышеуказанный показатель может заполняться только передающей стороной, а принимающая сторона заполняет графу "Способ начисления амортизации" (наименование и норма).

Введение формы N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)" вызвано широким распространением операций, связанных с недвижимостью. Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, к которому, в частности, относятся здания и сооружения. При этом следует иметь в виду, что по объекту недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, но который оформлен соответствующим первичным документом, эксплуатируется и приносит организации доход, организация может начислять амортизацию и, соответственно, заполнять определенные показатели (основание для начисления амортизации - п. 22 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21Д/144/17-24/4-73, разработанного во исполнение постановления Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР"; указанное постановление Совмина СССР не отменено и продолжает действовать по настоящее время).

В форму N ОС-1а введены реквизиты, характеризующие объект недвижимости, а именно: общая площадь, количество этажей, общий строительный объем, площадь встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещений (в кубических метрах).

В целях упрощения оформления операций по движению объектов основных средств, связанных с их перемещением внутри организации из одного структурного подразделению в другое, утверждена самостоятельная форма N ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств", данные которой переносятся в инвентарную карточку (книгу).

В форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" уточнен реквизит, касающийся стоимости объекта на момент его передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию. Вместо показателя "Первоначальная (балансовая) стоимость" введен показатель "Восстановительная (остаточная) стоимость" объекта на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию.

В соответствии с ПБУ 6/01 первоначальная стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации. Раздел 2 "Сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объекта основных средств" формы N ОС-3 содержит, в частности, сведения, необходимые для определения стоимости объекта после завершения работ по реконструкции, модернизации.

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, списывается с бухгалтерского учета.

Для оформления хозяйственных операций по списанию основных средств вследствие их негодности и невозможности к дальнейшему использованию, морального и физического износа, ликвидации объектов при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях используются формы N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)", ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств", ОС-4б "Акт о списании групп объектов основных средств".

Для определения целесообразности или непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на списание указанных объектов (если наличие основных средств является существенным) в организации приказом ее руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

В функции постоянно действующей комиссии входят непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию; установление их непригодности к восстановлению и дальнейшему использованию; выявление причин, обусловивших необходимость списания объектов (физический и моральный износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации или аварии и др.); выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством; определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и проведение их оценки; осуществление контроля за изъятием из списываемых основных средств драгоценных металлов, определение их количества, веса; составление в конечном итоге вышеприведенных актов на списание.

Комиссия принимает решение по списываемому объекту, результаты которого оформляются актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4), актом о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а) или актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б).

Необходимо отметить, что вновь утвержденные формы документов построены более рационально: выделены отдельные разделы, касающиеся сведений о состоянии объектов на дату списания [его первоначальная (восстановительная) стоимость на момент принятия к учету; сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость], сведений о затратах, связанных со списанием, и материальных ценностях, полученных при списании.

Во вновь утвержденных формах документов по списанию основных средств в соответствующие разделы введены реквизиты о корреспонденции счетов при заполнении сведений о затратах, связанных со списанием основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от списания.

Говоря о списании объектов основных средств, необходимо отметить, что хозяйственные операции, связанные с частичной ликвидацией объекта, оформляются в порядке, аналогичном порядку списания целого инвентарного объекта.

Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках (формы N ОС-6 - на каждый объект, N ОС-6а - на группу объектов).

В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет может вестись в инвентарной книге учета объектов основных средств (форма N ОС-6б). Решение вопроса об учете основных средств в инвентарной карточке или инвентарной книге находится в компетенции организации.

Инвентарная карточка открывается в бухгалтерии в одном экземпляре. Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе форм N ОС-1, ОС-1а и ОС-1б и технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. На основании соответствующих документов в инвентарных карточках производятся записи об их перемещении, дооборудовании, реконструкции, модернизации, капитальном ремонте и списании с бухгалтерского учета.

Во вновь утвержденных формах инвентарных карточек приводятся сведения, характеризующие объект или группы объектов на дату передачи; сведения об объекте (группе объектов) на дату принятия их к бухгалтерскому учету, в частности, первоначальная стоимость на дату принятия к учету, срок полезного использования.

В вышеприведенных формах инвентарных карточек (инвентарной книги) выделены показатели о переоценке объектов основных средств (групп объектов).

В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

К сожалению, методика проведения переоценки основных средств путем индексации в настоящее время отсутствует. Таким образом организация, проводя переоценку, может воспользоваться методом прямого пересчета. Приведенный в формах инвентарных карточек (инвентарной книги) показатель "Коэффициент пересчета (переоценки)" первоначальной стоимости в текущую (восстановительную) стоимость, по мнению автора, не должен заполняться.

Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Правильное заполнение реквизитов форм утвержденных первичных документов позволит организации осуществлять соответствующий аналитический и синтетический учет объектов основных средств на основе регистров бухгалтерского учета при соблюдении общих методологических принципов и раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об основных средствах, в частности о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств; о движении основных средств по основным группам (поступление, выбытие и т.п.); об изменениях стоимости основных средств (достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация, переоценка) и др. Подробный перечень информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, приведен в ПБУ 6/01.

Начать дискуссию

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Лучшие спикеры, новый каждый день

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Интересные материалы

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.