Бухгалтерия

Отказ от круглой печати: стоит ли спешить? (изучаем поправки в Законы о хозяйственных обществах)

Наличие круглой печати у организации - для любого бухгалтера нечто само собой разумеющееся. Однако с 7 апреля 2015 г. вступили в силу прямо-таки революционные поправки в Законы об ООО и АО, которые, по большому счету, относят вопрос о наличии печати на усмотрение самой организации.

Закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ

Наличие круглой печати у организации - для любого бухгалтера нечто само собой разумеющееся. Однако с 7 апреля 2015 г. вступили в силу прямо-таки революционные поправки в Законы об ООО и АО, которые, по большому счету, относят вопрос о наличии печати на усмотрение самой организации.

Основная идея в том, что печать - реквизит устаревший и ненадежный. Ее легко подделать либо ею может воспользоваться в своих интересах неуполномоченное лицо. Печать на документе создает лишь иллюзию его подлинности, чем нередко пользуются мошенники. Кроме того, сегодня активно развивается электронный документооборот: декларации сдаются по телекоммуникационным каналам связи, платежки отправляются через систему "Клиент-банк", общение с госорганами, судами и контрагентами также зачастую идет через Интернет.

Печать не отменили, но, по сути, решили сделать этаким необязательным дополнительным реквизитом документа: хотите - ставьте, хотите - нет. Рассмотрим все по порядку.

В чем суть новых правил

Итак, ООО (АО) теперь могут выбирать <1>:

  • <или> общество совсем отказывается от печати - тогда она не ставится нигде;
  • <или> общество не отказывается от печати - тогда печать нужна только там, где федеральный закон требует ее проставить (известные нам случаи вы можете видеть в таблице). В других ситуациях печать тоже можно использовать, но это не обязательно.

Сделанный выбор должен быть отражен в уставе.

Отметим, что в отдельных случаях федеральный закон может и не ставить обязанность использовать печать в зависимость от ее наличия в организации. Тогда права выбора нет - без печати организация не сможет работать. На сегодня в качестве примера мы пока можем назвать только оценщиков - печать нужна на отчете об оценке объекта <30>. Кроме того, предложено дополнить Закон об оценочной деятельности нормой об обязанности организаций-оценщиков иметь и использовать печать.

Как нужно редактировать устав

Общество не отказывается от печати

У многих организаций про печать в уставе написано. Поэтому просто проверьте текст: в уставе должно быть сказано о наличии печати, а не о праве общества ее иметь. Формулировка может быть, например, такая.

"Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения".                                                   

Предупреждаем руководителя

Нужно следить за принятием федеральных законов, которые могут обязать вашу компанию использовать печать.

Отметим, что мы привели в качестве примера старую формулировку закона. Сейчас никаких требований к содержанию (а также к форме, цвету, размеру) оттиска печати нет. Так, указывать место нахождения организации совсем необязательно. Да и в уставе нужно только сказать, что у вас есть печать. Перечислять, какие сведения на ней отражаются, не требуется.

Если записи о печати нет либо в уставе сказано о праве общества иметь печать, внесите изменения. Сроков для этого нет, но лучше не затягивать. Текст изменений нужно утвердить на общем собрании и зарегистрировать в ЕГРЮЛ <31>. Если формулировка правильная - ничего не меняйте.

Общество отказывается от печати

Внимание! ООО (АО) получит право не ставить печать в случаях, когда федеральный закон этого требует (формулировка "при наличии"), только после регистрации в ЕГРЮЛ изменений в уставе об отсутствии печати.

Предположим, ваше руководство решит быть современным и откажется от печати. Тогда нужно исключить из устава норму о наличии печати, если она есть.

Устав, в котором нет упоминания о печати, теоретически можно и не править - по закону отсутствие сведений означает, что печати у вас нет. Но как это быстро доказать заинтересованному лицу? Предложить ему проштудировать целый устав? Проще предъявить страничку с нужной формулировкой. Поэтому рекомендуем всем, кто отказывается от печати, включить в устав следующий текст.

"Общество не имеет печати"

Нужна ли печать в отчетности, первичке и на других документах

Как известно, оттиск печати обычно ставится на большом количестве документов, в том числе в трудовых книжках, на больничных листах, в отчетности, в первичке и т.д. С 7 апреля 2015 г. печать в этих формах для всех ООО (АО) необязательна. Ведь ее требуют подзаконные акты (приказы, постановления), а совсем не федеральные законы. Вы можете прекратить ее ставить, даже если в соответствии с уставом ваша компания не отказалась от печати.

Однако пока отсутствие печати там, где мы привыкли ее видеть, будет неожиданным для всех. Представьте себе хотя бы реакцию работника, который получит трудовую книжку с незаверенной записью об увольнении. Да он просто доведет до слез кадровика, требуя печать. Вот и представитель трудового ведомства призывает к осторожности.

Из авторитетных источников

Шкловец Иван Иванович - Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

"Действительно, хозяйственным обществам теперь предоставлено право не иметь круглую печать. Такие изменения не направлены на запрет печати как инструмента бумажного документооборота вообще, это лишь возможность отказаться от нее, в частности, в пользу современных способов идентификации. При этом Правила ведения трудовых книжек и Инструкция по заполнению трудовой книжки по-прежнему предусматривают использование печати. Очевидно, что для разрешения этой проблемы требуется разъяснение уполномоченных органов, возможно Минтруда России. Ведь вопросы использования печати при ведении трудовых книжек находятся в сфере внимания не только инспекций по труду, но и органов ПФР и службы занятости, куда работники предъявляют трудовые книжки.

Пока же хозяйственным обществам следует взвешенно подходить к вопросу о полном исключении печати из документооборота, не забывая еще и о том, что для этого потребуется внести изменения в устав".

Да и в инструкции по заполнению документов изменения пока не внесены. Кроме того, для ГУПов, МУПов, некоммерческих организаций в отношении печати ничего не изменилось - они должны иметь и использовать ее по-прежнему <32>. Очевидно, что и многие ООО (АО) будут продолжать на всякий случай ставить печать. В результате одни и те же формы будут сдаваться как с печатями, так и без них. И работники ИФНС и фондов с непривычки могут не взять у вас документы без печати. Хотя сами ведомства в курсе перемен, что нам и подтвердили их представители.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович - Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"Если юридическое лицо предусмотрело в уставе наличие печати, то проставление ее обязательно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (на это указывает формулировка "при наличии"). Если печать уставом не предусмотрена, такая формулировка в законе не обязывает организацию использовать печать. Иные правовые акты (к примеру, акты Банка России, Минфина, ФНС) или договоры не могут обязывать организации проставлять печать".

Из авторитетных источников

Ильюхина Татьяна Митрофановна - Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

"Закон о страховых взносах <33> не содержит требования о заверении отчетности печатью. При этом в Порядке заполнения отчетности по форме 4-ФСС прямо указано на необходимость ставить печать организации. Исправления в расчете по взносам на социальное страхование также следует заверять печатью.

Поскольку теперь предусмотрено, что случаи обязательного использования печати должны быть установлены федеральными законами, а названное требование предусмотрено нормами подзаконных актов, возникает коллизия. С юридической точки зрения она разрешается в пользу закона, то есть противоречащие ему нормы подзаконного акта не применяются".

Что касается банков, то они, скорее всего, предложат вам оформить карточку без печати <34>. Такой порядок предусмотрен для иностранных компаний, у которых по законодательству страны регистрации печати нет <35>.

А вот с отказом от печати в листках нетрудоспособности явно лучше повременить - специалист ФСС не исключает судебных споров.

Из авторитетных источников

Ильюхина Татьяна Митрофановна, ФСС РФ

"Работодатели-физлица ставят печать в больничном листе при ее наличии. Аналогичные правила, вероятно, будут действовать и в отношении хозяйственных обществ в связи с отменой норм о необходимости иметь круглую печать. Это представляется обоснованным, поскольку в таком случае федеральным законом обязанность ставить печать работодателя на больничном листе не установлена.

До тех пор пока бланки документов и порядок их заполнения не приведены в соответствие с законодательством, решение вопроса о том, ставить ли печать на таких документах, остается на усмотрение работодателя. Если работодатель готов отстаивать свою позицию в суде, он может не использовать печать в подобном случае".

Как видим, законодатель хотел как лучше, а получилось как всегда. Поэтому безопасней будет использовать печать как обычно, пока не сложится практика работы с госорганами без применения печати.

Нужна ли печать на договоре

По закону печать на договорах не требуется, однако стороны могут взять на себя такое обязательство сами. В этом случае возможны следующие последствия:

<если> в тексте договора сказано, что он, а также изменения к нему должны быть скреплены печатями сторон, то отсутствие печати может повлечь признание письменной формы сделки несоблюденной <36>. По сути, это не страшно, просто в случае спора по договору компания не сможет ссылаться на показания свидетелей <37>;

<если> в тексте договора сказано, что без печатей он недействителен <36>, то отсутствие печати может повлечь признание его недействительным. В таком случае обе стороны должны будут вернуть друг другу все полученное по сделке <38>. Не факт, что это обязательно произойдет, но лучше, как говорится, не рисковать. Поэтому:

  • нужно просмотреть все ваши действующие договоры и продолжать использовать печать там, где этого требует договор. Либо можно подписать с контрагентами изменения (если согласятся);
  • если вы не будете использовать печать в дальнейшем, то при заключении договоров надо акцентировать на этом внимание контрагентов и следить, чтобы в договор не попало условие о скреплении его печатью.

* * *

В заключение подумаем, как общаться с контрагентами. Ведь если они решат не ставить печать, например, на актах, накладных, обязать их нельзя (кроме случаев, предусмотренных вашими договорами). Документы придется принимать без печати.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович, Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"Принимать первичные учетные документы от контрагента без печати можно, даже если использование печати предусмотрено его уставом, но не предусмотрено законом. В случаях, не предусмотренных законом, использование печати является внутренним делом организации, то есть ее использование подчиняется внутренним правовым документам организации".

Во избежание недоразумений вашему руководству лучше обсудить с контрагентами эту ситуацию и решить, как вы будете работать дальше. Если кто-либо из них перестанет использовать печать, то этой организации можно предложить применять дополнительные способы идентификации - нанесение на документы голографических наклеек, изготовление бланков на защищенной бумаге, представление образцов подписей и т.д.

-------------------------------

<1> п. 7 ст. 2 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ; п. 5 ст. 2 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ

<30> ст. 11 Закона от 29.07.98 N 135-ФЗ

<31> подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ; подп. "е" п. 1, п. 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

<32> п. 3 ст. 2 Закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ; п. 4 ст. 3 Закона от 12.01.96 N 7-ФЗ

<33> Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<34> п. 7.11 Инструкции ЦБ от 30.05.2014 N 153-И

<35> п. 2.8 приложения 2 к Инструкции ЦБ от 30.05.2014 N 153-И

<36> п. 1 ст. 160 ГК РФ

<37> п. 1 ст. 162 ГК РФ

<38> п. 2 ст. 167 ГК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N10, 2015

Начать дискуссию

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить
Инвестиции

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

7

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Интересные материалы

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении