Бюджетный учет

Сергей Крылов: Как мы автоматизируем бюджетирование

Экономические департаменты малозагруженным не назовешь. Обычно 90% времени сотрудников тратится на сбор информации. Сергей Крылов, руководитель экономической службы «ИНВИТРО» рассказал «Клерк.Ру» о том, как автоматизировать рутинные задачи, увеличить качество данных, закладываемых в бюджет и освободить время сотрудников для стратегически важных задач.
Сергей Крылов: Как мы автоматизируем бюджетирование

Экономические департаменты малозагруженным не назовешь. Обычно 90% времени сотрудников тратится на сбор информации. Сергей Крылов, руководитель экономической службы «ИНВИТРО» рассказал «Клерк.Ру» о том, как автоматизировать рутинные задачи, увеличить качество данных, закладываемых в бюджет и освободить время сотрудников для стратегически важных задач

Какие задачи решают высокие технологии в «ИНВИТРО», в частности, в экономическом департаменте компании?

Медицина вообще высокотехнологичный бизнес. Информационные системы тут играют важную роль, и потребность в них продолжает очень быстро расти. «ИНВИТРО» — крупнейшая медицинская компания в России, она широко представлена на всей территории страны – от Калининграда до Южно-Сахалинска. С 2010-х к этому добавились Украина, Беларусь и Казахстан. Чтобы сеть, состоящая более чем из восьмисот пятидесяти точек продаж и девяти лабораторных комплексов (четыре из которых расположены не в России), работала бесперебойно, нужны развитые информационные технологии. Они позволяют поддерживать высокое качество сервиса и продукта: мы в любой момент можем отследить, где находится конкретный заказ, и что с ним происходит. Если что-то идет не так, важно понимать, на каком этапе произошел сбой, чтобы оперативно его устранить.

Автоматизация позволяет снизить пресловутый «человеческий фактор» и избавиться от большинства ошибок, которые происходят даже при самой грамотной организации. Люди – не роботы и не могут постоянно хорошо выполнять рутинную работу. При этом даже малейшая ошибка в медицинских анализах может дорого обойтись клиенту.

В группе компаний используются самые разные ИТ-продукты, каждый из которых предназначен для своей зоны, но все они связаны. Например, департамент продаж в работе с клиентами прибегает к Microsoft Dynamics CRM, и это же ПО используется для управления программой лояльности, на базе которой мы сейчас развиваем систему бизнес-аналитики.

В работе экономического отдела автоматизация помогает избегать ошибок в расчётах, повысить скорость и качество обработки информации, предоставляемой руководству компании и акционерам. Внедрение ИТ-продуктов высвободило время, которое раньше тратилось на сбор информации вручную, и теперь мы можем использовать его для решения других важных задач, на которые у нас просто не хватало ресурсов.

Как и в большинстве компаний в стране, основа финансового блока «ИНВИТРО» — это 1С, незаменимая в российских реалиях, и MS Excel. В связке с ними работает программа Oracle Hyperion Planning, которая используется для бюджетирования и отчётности.

Когда начался процесс автоматизации бюджетирования в экономическом отделе, и что послужило предпосылками?

Работы по автоматизации бизнес-процессов в экономическом отделе происходят постоянно. В начале мы опирались на средства MS Excel, однако в 2008 году компания выросла настолько, что Exсel больше не мог поддерживать бизнес-процессы на высоком уровне. Руководство встало перед выбором: либо расширять штат сотрудников, чтобы обеспечивать потребности компании, работая со старым ПО, либо внедрять производительную систему бюджетирования. Любой информационный продукт такого класса — дорогое решение, поэтому какое-то время мы серьёзно размышляли над внедрением системы бюджетирования на базе 1С.

В это же время мы познакомились с «КОРУС Консалтинг» и решили привлечь их в качестве консультантов, как намного более опытную компанию. Консультанты системного интегратора «КОРУС Консалтинг», , проанализировав наши процессы, посоветовали другой продукт – Oracle Hyperion Planning. Разница между внедрением 1С и Oracle колоссальна, и мы принимали решение, ориентируясь на возможности программных инструментов и их соответствие целям компании. Основными критериями выбора были гибкость системы и возможность масштабирования. Кроме того, важно было учитывать быстрый рост компании, чтобы не пришлось менять программный продукт после его внедрения. От 1С мы отказались практически сразу — программа не обладала необходимой нам гибкостью и набором инструментов.

В итоге мы выбирали между Oracle Planning и Cognos. Вторым «фильтром» стала критичность ограничений каждой из систем, которую мы определяли по специальной матрице после переговоров с поставщиками. Этот этап дал нам понять, что Hyperion Planning полностью интегрирован с MS Office, у него более простой механизм загрузки данных, есть возможность построения архитектуры на меньшем количестве кубов. А значит меньшие требования к аппаратной части, более простая техническая поддержка и снижение затрат на внесение изменений.

Внедрение проходило в два этапа. В первый год мы занимались только основным бизнесом «ИНВИТРО», отложив вспомогательные сервисы. Результаты, полученные на первом этапе, помогли более четко спроектировать решение для вспомогательных направлений с более сложной методологией.

В это же время у нас появилась задача формирования отчетности МСФО, и опыт внедрения Oracle Planning помог автоматизировать систему отчётности на базе Oracle HFM.

Что вам дало внедрение программных продуктов Oracle Planning?

Общая цель внедрения любых новых программных продуктов — ускорение процессов, снижение затрат и предоставление качественной информации, необходимой для принятия решений, руководству компании, ускорение реакции менеджмента на любые вызовы. Бизнес, который сильно распределен территориально, особенно нуждается в сведении финансовой информации воедино. Бюджетирование – это процесс, который позволяет менеджменту ставить цели и отслеживать их достижение. Общий бюджет группы компаний состоит из бюджетов всех организаций, входящих в её состав, а они, в свою очередь, состоят из бюджетов отделов и т.д. Это множество разрозненных Exсel-документов, сведенных в консолидированный бюджет, своеобразная матрешка.

При этом изменение в одном из файлов может сильно сказаться на общем результате, а проверка — ручной и долгий процесс. Бизнес, который сильно распределен территориально, особенно нуждается в сведении финансовой информации воедино, потому что данных очень много. Работая с таким массивом информации, сложно отследить нарушения методологии в каждом бюджете. Внедрение Oracle Hyperion объединило все системы: если менеджер вносит изменения в один документ, они автоматически появляются во всех связанных с ним документах. При этом заранее настроенные регламенты позволяют быть уверенными в том, что методология нигде не нарушена.

Кроме того, основная проблема Excel — серьёзная потеря ресурсов: около 90% рабочего времени тратится на сбор данных. Теперь же система бюджетирования осуществляет сбор данных самостоятельно, а освободившееся время сотрудников направленно на проверку и аналитику.

Как сотрудники восприняли внедрение, как вы работали с сопротивлением и возражениями?

Любое нововведение всегда порождает противодействие и негатив. Мы готовились к сопротивлению заранее: рассказывали сотрудникам о преимуществах нового ПО ещё до его внедрения, пытались продемонстрировать все выгоды. В больших компаниях нужно продавать человеку идею, показывая плюсы, которые он получит от изменений. Мы узнавали у сотрудников, автоматизация каких процессов, по их мнению, облегчила бы работу, но старались ограничивать полёт фантазии, чтобы исключить автоматизацию ради автоматизации. После сдачи системы в эксплуатацию мы ещё раз собрали обратную связь о том, что можно сделать лучше. Когда вовлекаешь людей в процесс, влиять на конечный продукт им становится интереснее, чем просто сопротивляться. В результате такого подхода, в течение года, нам удалось справиться со всем негативом. Мы слушаем людей и предлагаем им помощь.

Есть ли понимание эффекта от внедрения системы бюджетирования и какие планы по ее развитию стоят перед «ИНВИТРО»?

Ежегодно мы прирастаем на 25%. Согласно данным консолидированной отчетности группы компаний «ИНВИТРО», за 2014 год оборот достиг 8,6 млрд рублей, а за первые шесть месяцев 2015 года выручка с учетом услуг франчайзинговых партнеров достигла 5,7 млрд рублей. Такой динамичный рост требует повышения качества получаемой информации. Использование Excel в качестве основного программного продукта не обеспечивало необходимого уровня.

Oracle Hyperion — дорогая система, однако без неё нам было бы сложно прожить на этом уровне развития. Вложения окупились сполна благодаря повышению точности данных, которые мы предоставляем акционерам и руководству организации, а значит, принятию менеджментом более правильных решений. Внедрение инфраструктурного продукта в одном месте порождает новые возможности во многих других аспектах деятельности. После системы бюджетирования у нас появился автоматизированный инструмент для подготовки МСФО. В данный момент мы работаем над внедрением системы бизнес-аналитики, но для этого нужен целый комплекс других решений, собирающих данные.

Сейчас в компании появляются новые бизнес-проекты, которые надо подключать к системе бюджетирования, методология в них отличается от текущей. Мы также хотим углубиться в базовые расчёты, т.е. планировать не строчку «Итого», а строить, где это возможно, расчеты на основе количественной информации и цен. Необходимую дополнительную информацию мы сможем получить, развивая смежные системы: WMS на складе и ПО для оптимизации логистики. Грандиозная, но пока далёкая идея— это НСИ, нормативно-справочная информация, стандартизирующая и унифицирующая все данные внутри бизнес-структуры. Было бы интересно построить решение, которое будет отслеживать движение информации от момента закупки товарно-материальных ценностей до оказания услуг. Это даст возможность узнавать, в чем заключается ошибка, если услуга не была оказана, связана ли она с действиями персонала или поставщика.

Начать дискуссию

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Интересные материалы

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1