Об использовании договоров на оказание маркетинговых услуг

В настоящее время многие организации занимаются налоговым планированием. Причем если в некоторых случаях можно говорить об уходе от налогов, о незаконной неуплате налогов, то применение незапрещенных методов налогового планирования путем оптимизации структуры расходов только в крайних случаях становится причиной нарушения налогового законодательства.

Е.Е. Смирнова,к.э.н.

В настоящее время многие организации занимаются налоговым планированием. Причем если в некоторых случаях можно говорить об уходе от налогов, о незаконной неуплате налогов, то применение незапрещенных методов налогового планирования путем оптимизации структуры расходов только в крайних случаях становится причиной нарушения налогового законодательства.

В качестве примера можно привести оказываемые сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем маркетинговые услуги.

1. Оформление договора на оказание маркетинговых услуг

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, приведены виды деятельности, связанные с маркетингом в части исследования конъюнктуры рынка (анализ на каждый текущий момент соотношения спроса и предложения), в частности:

1) определение размера и характера рынка, расчет реальной и потенциальной емкости рынка, анализ факторов, влияющих на развитие рынка, учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка, определение степени насыщенности рынка и т.д.;

2) сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.д.;

3) исследование мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок, наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т.п.;

4) анализ внешних факторов развития рынка. Эта подгруппа включает также виды деятельности, связанные с изучением общественного мнения по политическим, экономическим и социальным вопросам, путем проведения выборочных обследований групп населения и обработки результатов опросов по заданным или предлагаемым методикам.

Кроме того, в договоре на оказание маркетинговых услуг можно оговорить:

- поиск потенциального покупателя товара;

- оказание помощи в составлении контракта на поставку товара с учетом требований российского законодательства;

- анализ цен на товары и их транспортировку, а также рекомендации по установлению уровня цен.

В письме Минфина России от 02.04.2002 N 04-02-06/5/4 маркетинговые услуги определены как услуги по организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию организации. При этом в данном письме подчеркивается, что понятие "маркетинг" предусматривает также наряду с оказанием информационных услуг, носящих, как правило, краткосрочный характер, оказание услуг по изучению текущего рынка сбыта и созданию новых структурных подразделений для расширения рынка сбыта продукции (услуг).

Услуги, оказанные в ходе маркетинговых исследований, подтверждаются первичными документами.

Таким образом, при осуществлении налогового планирования (по налогу на прибыль организаций и по НДС) с использованием договора на оказание маркетинговых услуг организации должны правильно составлять как сам договор, так и все соответствующие документы (акт сдачи-приема оказанных услуг, счет-фактура, отчет об оказанных услугах - результаты маркетингового исследования, платежные документы - кассовый чек, или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности).

2. Учет маркетинговых услуг в целях налогообложения

В соответствии с подпунктом 27 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы налогоплательщика на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), то есть на маркетинговые услуги, а согласно п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 НК РФ). В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом документы должны содержать обязательные реквизиты, определенные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Если организация проводит маркетинговые исследования перед приобретением оборудования, сырья или материалов, то маркетинговые расходы включаются в первоначальную стоимость основных средств и фактическую себестоимость материально-производственных запасов в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ ("иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей") и п. 1 ст. 257 НК РФ ("сумма расходов на его приобретение"), а также с учетом п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Налогоплательщик должен выполнить ряд условий для получения права на налоговый вычет по НДС:

- приобретенные услуги должны использоваться для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, по которым в соответствии со ст. 171 НК РФ предусмотрены налоговые вычеты (если маркетинговые услуги не включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то налоговые органы откажут в праве на вычет НДС по этим расходам);

- приобретенные услуги должны быть фактически оплачены налогоплательщиком;

- приобретенные услуги должны быть приняты на учет у налогоплательщика;

- на приобретенные услуги у налогоплательщика должен быть счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, зарегистрированный в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость";

- надлежащим образом оформленные документы должны подтверждать осуществление хозяйственных операций (отчет контрагента и акт сдачи-приема выполненных работ).

Следует отметить, что в письме Минфина России от 21.12.2004 N 03-04-08/144 рассмотрены особенности обложения НДС маркетинговых услуг, выполненных иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации. Если российская организация оплачивает оказание маркетинговых услуг иностранной организацией, а местом их реализации не признается территория Российской Федерации, российская организация не считается налоговым агентом по НДС и, следовательно, исчислять и удерживать этот налог при перечислении денежных средств зарубежному партнеру не должна.

Для организаций, применяющих метод начисления, порядок определения даты признания расходов установлен п. 7 ст. 272 НК РФ - это дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода. Если организация применяет кассовый метод, дата признания расходов устанавливается в соответствии со ст. 273 НК РФ после фактической оплаты услуг (как правило, после подписания акта сдачи-приема отчета по маркетинговому исследованию).

Если изучение рынка носит долгосрочный характер (договор заключен на срок более одного налогового периода), затраты на него подлежат признанию в качестве расходов будущих периодов и учету изначально по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" с последующим постепенным списанием на себестоимость продаж по мере использования результатов исследований в деятельности организации (равномерно в течение срока действия договора или пропорционально доле расходов каждого периода согласно составленной смете). Однако не всегда для налогоплательщика такая ситуация является оптимальной, поэтому в договоре можно предусмотреть поэтапную сдачу работ (или заключить несколько договоров) - отдельно разработку концепции маркетингового исследования, анализ поставщиков, анализ цен и продукции конкурентов.

Если маркетинговые исследования осуществляет сам налогоплательщик, например отдел маркетинга, необходимо доказать необходимость выделения такой структуры, четко определить не только функции сотрудников, но порядок и форму представления результатов исследований (в штатном расписании, в должностных инструкциях). В целях экономического обоснования расходов необходимо определить, каким образом результаты деятельности данного отдела используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика и влияют на получение прибыли (например, результаты регулярных исследований, проводимых отделом маркетинга, подтверждают правильность маркетинговой стратегии и позволяют увеличить объем продаж).

При проведении налоговых проверок налоговые органы большое внимание уделяют анализу договоров на возмездное оказание услуг. Поэтому при заключении договора на оказание маркетинговых услуг необходимо:

- четко сформулировать предмет договора - не просто "маркетинговые исследования", а "анализ факторов, влияющих на потребительское поведение потенциальных покупателей";

- предусмотреть в договоре выработку конкретных практических рекомендаций (по результатам исследования руководителю организации целесообразно издать приказ об использовании результатов маркетинговых исследований в производственной деятельности);

- указать в договоре необходимость применения специальных научных приемов, в том числе оригинальных методик, или способов проведения маркетинга и обработки полученных результатов, в результате которых будут получены требующиеся именно заказчику для принятия управленческих решений выводы, заключения и рекомендации по исследуемому кругу вопросов;

- определить ответственность исполнителя за несвоевременное или неполное выполнение им своих обязанностей;

- разработать техническое задание (программу, концепцию) на проведение соответствующего маркетингового исследования (утверждается заказчиком);

- определить реальную цену маркетинговых услуг;

- предусмотреть возможность отрицательных результатов исследований (например, указать, что затраты экономически оправданны, так как результаты позволили организации избежать убытков);

- оформить в соответствии с требованиями законодательства документы (содержание отчета исполнителя должно соответствовать размеру вознаграждения и должно включать выводы, которые необходимо учитывать при проведении маркетинговой политики; необходимо приложить таблицы, графики, диаграммы с информацией по районам, видам товара, торговым точкам, группам потребителей, контрагентам и конкурентам);

- проверить качество выполненной работы [если информация представляет собой хаотичный набор необработанных сведений, взятых с различных сайтов сети Интернет (без привязки к специфике деятельности заказчика), и носит поверхностный характер, будет невозможно обосновать оплату таких результатов];

- обосновать экономическую целесообразность заключения договора (выпуск нового вида товара, расширение рынка сбыта).

Следует отметить, что оплата маркетинговых услуг включается в состав расходов, уменьшающих доходы индивидуального предпринимателя. Согласно подпункту 16 п. 47 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002, к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с предпринимательской деятельностью и реализацией товаров (работ, услуг). Таким образом, расходы на оплату маркетинговых услуг относятся к прочим расходам и списываются в уменьшение налоговой базы в том налоговом периоде, в котором фактически была произведена их оплата. Если индивидуальный предприниматель приобретает основные средства, то в соответствии с п. 24 вышеназванного Порядка он учитывает и списывает их иным способом, поскольку "маркетинговые" расходы включаются в первоначальную стоимость основного средства и списываются посредством начисления амортизации.

Однако налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не могут включить расходы на оплату маркетинговых услуг в состав расходов, учитываемых при расчете единого налога, взимаемого при упрощенной системе. Например, в письме Минфина России от 22.10.2004 N 03-03-02-04/1/31 отмечается, что налогоплательщик не вправе уменьшить полученные доходы на вышеуказанные затраты при определении объекта обложения единым налогом. Это связано с тем, что в перечне расходов, приведенном в ст. 346.16 НК РФ, расходы на оплату маркетинговых услуг, оказываемых сторонними организациями (а данный перечень является закрытым), не поименованы.

3. Арбитражная практика

Экономическое обоснование проведенных маркетинговых исследований стало предметом рассмотрения ряда федеральных арбитражных судов.

1. Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2004 N Ф04/2234-465/А46-2004 "экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов должна определяться хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на получение дохода".

2. По делу между ЗАО "Экс-Мар" и ООО "Магний", рассмотренному ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2004 N А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1, было указано следующее. В течение 2002 года заключались договоры, предметом которых являлись оказание услуг по сравнительному анализу цен, подготовка и предоставление информации, сбор данных, обработка и составление сравнительной таблицы цен по приобретенным товарам, работам и услугам от поставщиков, составление спецификации для участия в тендерных торгах. На основании представленных документов (в том числе договоров, контрактов) с учетом осуществляемого обществом вида деятельности суд пришел к выводу, что предоставленная ООО "Магний" информация необходима налогоплательщику для дальнейшей работы и продвижения продукции на рынок, а также для участия ЗАО "Экс-Мар" в тендерах. Поэтому суд признал, что произведенные налогоплательщиком затраты по оплате услуг по маркетинговому исследованию цен являются экономически обоснованными и оправданными.

3. Постановлением ФАС Центрального округа от 17.12.2004 N А36-138/2-04 были отклонены доводы налогового органа, который посчитал, что произведенные налогоплательщиком затраты нельзя признать экономически оправданными, поскольку они не обусловлены целями получения дохода, а услуги оказаны организацией, учредителем которой является председатель совета директоров налогоплательщика. Суд указал, что налогоплательщик как субъект предпринимательской деятельности вправе самостоятельно определять наличие экономической выгоды от результатов оказанных услуг.

4. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2004 N А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1 отклонило тот довод налогового органа, что оплаченные маркетинговые услуги могли быть осуществлены работниками организации, на которых была возложена функция информирования по ценам. Суд определил, что в обязанности работников налогоплательщика не входило проведение сравнительных анализов оптовых цен, маркетинговых исследований состояния оптового рынка фармацевтической продукции, составление спецификаций-заявок для участия в тендере.

5. Интересны также постановления ФАС Северо-Западного округа N А56-11347/03 от 19.11.2003 и ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2004 N А05-12199/03-10.

Начать дискуссию

Юристы СПБ Банка разместили шаблон и инструкцию для самостоятельного обращения в OFAC

По информации на сайте, это исчерпывающий перечень документов для обращения на текущем этапе, хотя OFAC может запросить дополнительную информацию.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику
Ведение бизнеса

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Кредитование

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Самозанятые

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Отчетность

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки ФАС

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!