Учет расходов

Мелкие расходы – большие проблемы. Или как пицца для сотрудников может съесть вашу маржу

Самая коварная штука в бизнесе — это мелкие бесполезные траты, которые, на первый взгляд, незаметны. Но именно они могут пробить в бюджете дыру и оказаться губительными для итоговой маржи. Как правильно сокращать расходы компании? Как отличить нужные траты от бесполезных?
Мелкие расходы – большие проблемы. Или как пицца для сотрудников может съесть вашу маржу
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк

Самая коварная штука в бизнесе — это мелкие бесполезные траты, которые, на первый взгляд, незаметны. Но именно они могут пробить в бюджете дыру и оказаться губительными для итоговой маржи. Как правильно сокращать расходы компании? Как отличить нужные траты от бесполезных? Давайте разбираться.

Расходы нужно сократить прямо сейчас

Если вы хотите увеличить маржу, будьте готовы принимать жесткие и непопулярные решения. Часто владелец компании стыдится завести разговор об экономии даже со своим бухгалтером, боясь показаться жмотом. Однако оптимизация не имеет со скупостью ничего общего. Чтобы развивать бизнес, нужны деньги. Не хватает финансов? Срочно ищите возможности уменьшать расходы.

Офис

Чем меньше вы тратите, тем больше у вас остается средств для развития компании. Поэтому прежде, чем покупать что-либо в офис, подумайте как следует, а действительно ли вашему бизнесу это необходимо. Бизнесу, а не лично вам, как руководителю, или вашим сотрудникам.

Так, деньги, вложенные в дорогую мебель и технику (PlayStation, TV, кофемашина), не принесут бизнесу прибыли. А, например, инвестиции в автоматизацию бизнес-процессов, покупку оборудования или наем необходимого персонала — не только окупятся, но и дадут возможность бизнесу расти дальше. Так может, лучше взять бюджетную мебель, а условную кофемашину в аренду? Или можно вообще обойтись без подобных покупок?

Персонал

Трезво оценивайте полезность того или иного сотрудника для продвижения и развития бизнеса. Каждый человек — это расходы на зарплату. Скажем, вы платите 30-40 тысяч офис-менеджеру, который, по большому счету, в вашей компании не нужен. 30-40 тысяч рублей в месяц — это 360-480 тысяч рублей в год. С таким бюджетом можно передать управление финансами малого бизнеса на аутсорс, наняв высококлассного специалиста. А на что вы тратите эти деньги? На зарплату человеку, который половину рабочего дня сидит в соцсетях?

«У нас большой бизнес, в нашей компании работает более 100 человек». Ну и что? Число работников — не критерий эффективности. Из двух компаний с одинаковым количеством персонала эффективнее всегда будет та, которая не нагружает бизнес ненужными расходами.

Тимбилдинг

Корпоративы, праздники и прочий тимбилдинг — хоть и приятная часть работы в команде, но жутко затратная. Допустим, каждую пятницу вы берете из прибыли 10 тысяч рублей, чтобы угостить всех своих сотрудников пиццей. Ведь что такое для вас, владельца успешного бизнеса, 40 тысяч в месяц? Казалось бы, мелочь.

Целый год вы кормите всех пиццей, а потом понимаете, чтобы развивать бизнес дальше, вам необходим новый сайт. Разработка которого будет стоить 300 тысяч. И еще 200 тысяч нужно вложить в его продвижение. То есть вам нужно где-то взять полмиллиона. А для вас это могут быть большие деньги. Вытащить из бизнеса такую сумму иногда не получается. В итоге вы пытаетесь сделать сайт за 100 или 150 тысяч и получаете результат, слепленный из [censored] и палок.

На чем нельзя экономить

Существуют вещи, на которых бизнесу экономить ни в коем случае нельзя. Речь идет о качестве вашего продукта и обслуживания клиентов. Это именно то, на чем держится ваш бизнес. Никогда не забывайте о этом.

Давайте вернемся к вашей пицце. 40 тысяч, которые вы «проедали» каждый месяц — это 480 тысяч в год. Как раз те полмиллиона, которых вам не хватило на новый сайт. Теперь сложите их с зарплатой того самого сотрудника, который сидит в соцсетях у вас на ресепшне. Добавьте сюда услуги клининговой компании, за которые вы отдаете 15 тысяч рублей каждый месяц вместо того, чтобы нанять приходящую уборщицу за 5 тысяч. И вы уже получите расходы в миллион рублей, которые ровным счетом ничего не дают вашему бизнесу.

Один миллион рублей ненужных расходов! Кстати, сколько вы заработали за прошлый год? Пять миллионов? А могли бы шесть.

Как сократить затраты без ущерба для бизнеса? Несколько советов

Совет 1. Следите за тем, куда уходят деньги

Первый шаг на пути к сокращению расходов — сбор и анализ информации. Заведите графу «непредвиденные расходы» в своей отчетности. В нее вносите затраты, не предусмотренные планами, бюджетами и сметами: новогодний корпоратив, подарки сотрудникам на 23 февраля и 8 марта, выезд шашлыки на майских праздниках и т. д.

Ежемесячно анализируйте, на что тратились деньги компании в предыдущем месяце. Руководителю, в распоряжении которого есть систематизированные данные, а не куча сумбурных документов, удобнее управлять расходами и контролировать «утечки» из бюджета.

Совет 2. Записывайте, чего вам не хватает для развития бизнеса

Давно задумываетесь о внедрении CRM-системы, но нет свободных денег? Запишите это в отдельную графу. Туда вы будете вносить все, что необходимо для развития вашего бизнеса. Посчитайте, что сколько будет стоить. А теперь посмотрите: сколько вы потратили на установку кондиционеров в прошлом месяце? 300 тысяч рублей. А могли бы закрыть этот вопрос за 20 тысяч, купив вентиляторы (это, конечно, менее пафосно, но речь идёт об эффективности бизнеса). И 280 тысяч, которые у вас «освободились», вложить, наконец, в автоматизацию продаж.

Понятно, что если ваш бизнес находится на старте и еще не приносит прибыли, вам следует думать не о сокращении расходов, а о том, как найти клиентов и заработать денег. На начальных порах важно акцентировать внимание на продажах и качестве услуг. Но когда вы уже кое-что зарабатываете, и из месяца в месяц ваши непредвиденные расходы «переваливают» за 100 тысяч, с этим надо что-то делать.

Совет 3. Прислушивайтесь к критике

В вашем окружении обязательно должен быть человек, который будет оценивать экономическую целесообразность расходов и критиковать вас за «расточительство». Он, например, вовремя напомнит вам, что, если ваша компания потратит на проведение новогоднего корпоратива 150 тысяч, она не получит никакой выгоды. И что с покупкой PlayStation и плазменного TV в офис можно подождать, а эти деньги целесообразнее вложить в обучение сотрудников.

Вы, в свою очередь, должны быть готовы воспринимать такую критику, иначе она не будет эффективной. Отличительная черта сильного управленца — способность правильно реагировать на критику и извлекать из нее максимум пользы.

Комментарии

42
  • Leonid Yakutovich

    Голодный сотрудник обязательно украдёт,а сытый не посмеет,если не дурак!Стабильность компании важнее взлётов и падений дохода,

    на ежедневный момент деятельности!Взял своё и радуйся!

  • geologov_12

    Практика показывает что сколько кадры не корми - не оценят.

    Лучше взять более дорогих эффективных чем привычных деевых, хоть и накормленных.

    Перестав покупать пиццу, потеряешь часть персонала. Вот и резерв для роста.

  • Ефимов Павел

    Обычная кофе машина всё-таки экономит и с той и с другой стороны, и может смотивировать задержаться.

    Смысл покупать приставку, начиная с XBOX начинка уже совпадает, если конечно у вас нет киберспортсменов. У монитора сидят- может в снукер?

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Интересные материалы

Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?