Учет расходов

Реклама: справочник для бухгалтера

Можно ли отнести к рекламным расходам затраты по оплате услуг рекламного агентства?
Реклама: справочник для бухгалтера

Ситуация: организация оплатила услуги рекламного агентства, связанные с размещением информации о своих товарах на самоклеящихся плакатах, расположенных на автобусах, троллейбусах и в салонах маршрутных такси.

Можно ли отнести к рекламным расходам затраты по оплате услуг рекламного агентства? Какой порядок учета понесенных организацией расходов в бухгалтерском и налоговом учете?

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).

Таким образом, затраты по оплате услуг агентства являются рекламными расходами.

Бухгалтерский учет

Затраты на оплату услуг рекламного агентства включаются в состав расходов по обычным видам деятельности и относятся к коммерческим расходам (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В данном случае затраты на рекламу включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (в качестве коммерческих расходов) в размере кредиторской задолженности, определяемой исходя из договорной стоимости услуг, подлежащей уплате исполнителю (без учета НДС).

Коммерческие расходы могут полностью признаваться в себестоимости продаж в том месяце отчетного периода, к которому они относятся (п. п. 9, 20 ПБУ 10/99).

Таким образом, указанные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, т.е. на дату подписания сторонами акта приемки-сдачи оказанных услуг, поскольку на эту дату выполняются условия для признания расходов, предусмотренные п. п. 16, 18 ПБУ 10/99.

НДС

Сумму НДС, предъявленную исполнителем со стоимости выполненных работ по размещению рекламы в метро, организация вправе принять к вычету при наличии надлежаще оформленного счета-фактуры и соответствующих первичных документов, после принятия на учет выполненных работ, при условии, что логотип предназначен для использования в облагаемых НДС операциях (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

На основании п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли организаций относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

По нашему мнению, реклама в виде липкой аппликации, размещенная на транспортных средствах, не может быть отнесена к наружной рекламе.

И в этом случае расходы на рекламу, принимаемые для целей налогообложения прибыли, должны нормироваться.

Данная точка зрения основана на следящих положениях:

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» к наружной рекламе относится распространение рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Исходя из смысла ст. 19 Закона N 38-ФЗ наружная реклама, размещенная на рекламной конструкции, представляет собой рекламу, размещенную на технических средствах стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых вне зданий, строений, сооружений либо на внешних стенах таковых.

Учитывая изложенное, реклама, размещенная на транспорте, не может быть отнесена к наружной рекламе.

Для целей налогообложения не нормируются расходы по рекламе, размещенной на стационарных объектах.

Поэтому реклама на транспорте является нормируемым расходом (Письмо Минфина России от 30 декабря 2005 г. N 03-03-04/2/148).

Таким образом, затраты организации на оплату услуг рекламного агентства признаются в качестве рекламных расходов в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Исходя из положений п. 4 ст. 264 НК РФ, рассматриваемые рекламные расходы являются нормируемыми и признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 Налогового Кодекса РФ.

Применение ПБУ 18/02

Поскольку расходы на рекламу признаются в бухгалтерском учете в полной сумме, а в налоговом — в пределах норматива, в учете организации возникают разницы, учитываемые в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Пример

Договорная стоимость рекламных услуг, оказанных организации в сентябре, составила 360 000 руб. (в том числе НДС 60 000 руб.).

Факт оказания услуг подтвержден актом приемки-сдачи оказанных услуг. Иные нормируемые рекламные расходы у организации до конца налогового периода отсутствуют.

Отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал, полугодие, девять месяцев.

По данным налогового учета выручка по итогам девяти месяцев составила 10 000 000 руб., по итогам года — 15 000 000 руб.

Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.

Проведем необходимые вычисления:

В данном случае предельная величина, предусмотренная для учета нормируемых рекламных расходов абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, за отчетный период, в котором оказаны рекламные услуги (девять месяцев), составляет 100 000 руб. (10 000 000 руб. x 1%).

Следовательно, по итогам девяти месяцев рекламные расходы признаются в сумме 100 000 руб.

Оставшаяся сумма осуществленных в сентябре рекламных расходов — 200 000 руб. (360 000 руб. — 60 000 руб. — 100 000 руб.) для целей налогообложения по итогам отчетного периода не учитывается (п. 44 ст. 270 НК РФ).

Но может быть учтена по итогам налогового периода (года) при увеличении суммы выручки (что следует из совокупности абз. 5 п. 4 ст. 264, п. 7 ст. 274 НК РФ).

По итогам года сумма выручки увеличилась до 15 000 000 руб. Соответственно, исходя из абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ предельная величина нормируемых рекламных расходов, рассчитываемая по итогам налогового периода, составляет 150 000 руб. (15 000 000 руб. x 1%).

Следовательно, организация вправе включить в состав расходов в налоговом учете в IV квартале еще 50 000 руб. (150 000 руб. — 100 000 руб.).

Таким образом, сверхнормативные рекламные расходы в сумме 150 000 руб. (360 000 руб. — 60 000 руб. — 100 000 руб. — 50 000 руб.) для целей налогообложения не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ).

ВВР и ОНА уменьшаются при признании части рекламных расходов в налоговом учете по итогам года (п. 17 ПБУ 18/02).

В данном случае часть нормируемых расходов на рекламу не признается в налоговом учете ни по итогам налогового периода (года), ни в последующих отчетных периодах.

В связи с этим оставшаяся сумма ОНА подлежит списанию с учета (аналогично порядку, предусмотренному п. 17 ПБУ 18/02 для списания ОНА, начисленного по выбывающему активу).

В бухгалтерском учете расходы на рекламу (рекламные услуги сторонней организации), нормируемые для целей налогообложения прибыли следует отразить следующим образом:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

В сентябре

Отражены расходы на рекламу

(360 000 руб. — 60 000 руб.)

44

60

300 000

Акт приемки-сдачи оказанных услуг

Отражен НДС, предъявленный исполнителем

19

60

60 000

Счет-фактура

Принят к вычету предъявленный НДС

68-НДС

19

60 000

Счет-фактура

Перечислена плата исполнителю за рекламные услуги

60

51

360 000

Выписка банка по расчетному счету

Отражен ОНА

((300 000 руб. — 100 000 руб.) x 20%)

09

68/ОНА

40 000

Бухгалтерская справка-расчет

В декабре

Уменьшен ОНА

(50 000 руб. x 20%)

68/ОНА

09

10 000

Бухгалтерская справка-расчет

Списан ОНА

(40 000 руб. — 10 000 руб.)

99

09

30 000

Бухгалтерская справка

Начать дискуссию

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Лучшие спикеры, новый каждый день

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

Интересные материалы

HR

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр